Светит ли тюрьма коррупционерам

№44(966) 18 –24 декабря 17 Декабря 2020

Парламент таки принял закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно установления ответственности за декларирование недостоверной информации и непредставление субъектом декларирования декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления».

Закон уже направлен на подпись президенту. Однако судьба этого законодательного акта выглядит неясной.

Раскаянье — залог свободы

Для начала — о сути закона. В первую очередь речь идет о внесении изменений в УК. В действующем кодексе есть ст. 3661 (декларирование недостоверной информации). Поскольку Конституционный Суд Украины (КСУ) 27 октября признал ее неконституционной, ее из кодекса исключили, а вместо нее ввели две новые статьи.

Согласно ст. 3662 умышленное внесение недостоверных сведений в декларации на сумму 500—4000 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (ПМТЛ) наказывается штрафом в 2500—3000 необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ) или общественными работами на срок 150—240 часов, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Если сумма недостоверности превышает 4000 ПМТЛ — чиновника оштрафуют на 3000—5000 НМДГ, или назначат общественные работы на срок 150—240 часов, либо ограничат свободу на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В ст. 3663 говорится, что за непредставление декларации положен штраф в 2500—3000 НМДГ или общественные работы на 150—240 часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Авторы закона в пояснительной записке сослались на решение КСУ и указали, что именно ВР определяет деяния, являющиеся преступлениями, административными или дисциплинарными правонарушениями, и ответственность за них. В парламент поступило два законопроекта — президентский и от народных депутатов. Рассмотрев оба, ВР решила подготовить третий — собственный — вариант.

Кроме того, вносятся изменения и в УПК. Уголовные производства, предусмотренные статьями 3662 и 3663 УК, подсудны Высшему антикоррупционному суду. Досудебное расследование по ним осуществляют детективы НАБУ.

Благодаря закону можно будет устранить пробелы в законодательстве в связи с решением КСУ и привлекать к уголовной ответственности за декларирование недостоверной информации и за непредставление деклараций.

Первым на свежеиспеченный закон отреагировало Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК). Его глава Александр Новиков направил официальное письмо президенту и попросил наложить на него вето.

Г-н Новиков отметил, что закон не предусматривает лишения свободы для лиц, умышленно не подающих электронную декларацию или умышленно указывающих в ней недостоверные сведения. Т. о. эти деяния признаются не преступлением, а уголовными проступками. Т. е. коррупционера могут освободить от ответственности в случае искреннего раскаяния.

Кроме того, если субъект декларирования умышленно не задекларирует имущество более чем на 4 тыс. прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (с 1 декабря 2020 г. — 9,08 млн. грн.), суд может назначить ему наказание в виде ограничения, но не лишения свободы на срок до двух лет. Причем во время ограничения свободы коррупционер будет находиться не в тюрьме, а в исправительном центре, где сможет свободно пользоваться средствами связи и оставлять центр по разрешению его руководства.

Позиция НАПК остается неизменной: за умышленное указание недостоверных сведений более чем на 1 млн. грн. должно предусматриваться лишение свободы.

Однако мало кто знает, что у юристов к закону еще больше претензий. Прежде чем парламент его принял, Главное научно-экспертное управление ВР высказало большие сомнения относительно легитимности и реализации новых норм.

Юристы напомнили, что КСУ, признав ст. 3661 УК неконституционной, отметил, что «по своей природе представление субъектом декларирования заведомо недостоверных сведений в декларации, а также умышленное непредставление декларации хоть и свидетельствуют о нарушении требований антикоррупционного законодательства, однако такие действия не способны причинить существенный вред физическому или юридическому лицу, обществу или государству в объемах, необходимых для признания их общественно опасными».

КСУ указал, что установление уголовной ответственности «является чрезмерным наказанием», а негативные последствия, которые испытывает человек, непропорциональны вреду, а потому чиновники должны подпадать под «другие виды юридической ответственности».

Эксперты в очередной раз указали, что недостоверные сведения в декларации или ее непредставление «не достигает уровня общественной опасности, достаточной для признания таких действий уголовным преступлением».

Анализ преступления по ст. 3663 УК дает основания утверждать, что эту норму будет трудно реализовать на практике. Например, чиновник подает декларацию после того, как против него было открыто уголовное производство. До начала судебного разбирательства признать его виновным будет невозможно. Поэтому на практике эта статья вряд ли сможет эффективно применяться.

Составы уголовных преступлений, предусмотренных ст. 3662 и 3663 УК, предлагается признать уголовными проступками и отнести к категории нетяжелых преступлений. Между тем в соответствии с примечанием к ст. 45 УК («Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием») такие преступления не признаются уголовными.

Если исходить из ст. 45, 47 и 48 УК, коррупционеры будут освобождаться от уголовной ответственности ввиду деятельного раскаяния или передачи их на поруки.

Вызвало замечание у юристов и введение такого критерия, как «прожиточный минимум для трудоспособных лиц», хотя во всех кодексах принято использовать термин «необлагаемый минимум доходов граждан». Так что документ следует унифицировать «с соответствующей корректировкой цифровых величин».

Уровень жизни и доходы

Мнение профессиональных юристов было отвергнуто, и в результате гора родила нежизнеспособную мышь. И дело вовсе не в недовольстве НАПК. Также не имеет значения, подпишет закон глава государства или нет. Он является политическим и противоречит Конституции, а это означает, что КСУ его забракует. Выход из ситуации может быть только один — разработка такого законопроекта, который будет соответствовать Основному Закону. И пока в ВР не поймут этого и не перестанут выполнять хотелки политиков, парламентарии так и будут работать вхолостую.

Наглядный тому пример — еще два законопроекта относительно патовой ситуации, связанной с решением КСУ.

Проект закона №4470 зарегистрирован в ВР 7 декабря и называется «О внесении изменений в Закон Украины «О предупреждении коррупции» по восстановлению институционального механизма предотвращения коррупции».

Согласно документу, на Национальное агентство по предотвращению коррупции возлагаются мониторинг, контроль и проверка деклараций, их хранение и публикация. Оно имеет право по письменному запросу требовать информацию от всех госорганов и субъектов хозяйствования, обладать доступом к автоматизированным информационно-телекоммуникационным и справочным системам, реестрам и банкам данных.

НАПК может вносить предписания о нарушениях закона, получать от чиновников, руководителей и граждан письменные пояснения, подавать иски в суды по поводу приобретенных, но необоснованных активов, инициировать служебные расследования.

Все эти нормы присутствовали и в старом законе. Новинка — реверанс в сторону судейского корпуса. «Предписание не вносится в случае выявления нарушения требований этого Закона относительно этического поведения, предотвращения и урегулирования конфликта интересов в деятельности судьи, судьи Конституционного Суда Украины. О выявлении таких нарушений Национальное агентство информирует соответственно Высший совет правосудия или Конституционный Суд Украины», которые и будут привлекать нарушителей к дисциплинарной ответственности. «Предписание не вносится по вопросам, непосредственно касающимся правосудия, а также осуществления судьей Конституционного Суда Украины конституционного производства».

В случае выявления признаков административного правонарушения, связанного с коррупцией, совершенного судьями всех уровней, протокол составляет глава НАПК или его зам и направляет его в суд. Они же информируют об этом Высший совет правосудия или председателя КСУ.

Как и в старом законе, оценку эффективности НАПК будет проводить комиссия в составе трех человек, которые назначаются Кабмином. Но есть существенное дополнение — комиссия должна будет учитывать информацию ВСП и КСУ относительно соблюдения гарантий независимости судей.

НАПК будет следить за своевременной подачей деклараций, правильностью и полнотой их заполнения, а также осуществлять логический и арифметический контроль. Если декларацию не подал судья, агентство информирует об этом ВСП или главу КСУ.

«Национальное агентство осуществляет выборочный мониторинг образа жизни субъектов декларирования с целью установления соответствия их уровня жизни имеющимся у них и членов их семьи имуществу и полученным ими доходам».

Порядок проверки судейских деклараций и мониторинга образа жизни слуг Фемиды определяется НАПК по согласованию с ВСП или с собранием судей КСУ. Ответственность судей за доказанные в судах нарушения не отменяется.

В пояснительной записке указано, что принятие законопроекта будет способствовать снижению уровня коррупции в Украине; позволит восстановить деятельность НАПК и обеспечить соблюдение гарантий независимости судей, включая КСУ.

В ВР 7 декабря был зарегистрирован законопроект №4471 «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно установления особенностей составления протокола об административных правонарушениях в отношении судьи, судьи Конституционного Суда Украины».

В Кодексе об админнарушениях появится новая статья 2571. Она касается совместительства, получения подарков, конфликта интересов, непринятия мер по противодействию коррупции, невыполнения требований НАПК, а также нарушения порядка взноса в поддержку политической партии. Протоколы по таким делам в отношении судей составляют глава НАПК или его зам в трех экземплярах. Два направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении судьям для ознакомления, предоставления объяснений, замечаний и подписания. Один из протоколов судья отправляет в НАПК по почте, а второй остается у него.

О составлении протокола НАПК извещает ВСП или председателя КСУ. Сам судья имеет право в течение семи рабочих дней с момента получения протокола вернуть его и предоставить объяснения уполномоченному лицу НАПК. Протокол вместе с другими материалами направляется в местный общий суд по месту совершения такого правонарушения.

Казалось бы, изменения в закон о коррупции должны удовлетворить судейский корпус и работа НАПК будет разблокирована. Но не все так просто. В число лиц, подпадающих под него, отнесен весь судейский корпус, включая судей КСУ, а также члены и инспекторы ВСП и Высшей квалификационной комиссии судей Украины.

В документе указано, что за совершение коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений предусматривается уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность в установленном законом порядке. Т. е. уголовная ответственность не отменяется. А между тем, как мы указывали выше, КСУ против такого наказания: он в своем решении черным по белому написал, что коррупционные действия «не способны причинить существенный вред физическому или юридическому лицу, обществу или государству в объемах, необходимых для признания их общественно опасными».

Получается, что инициаторы законопроектов, стремясь пройти между капельками дождя, делают реверансы судьям, но продолжают гнуть свою линию по указке НАПК. Как говорят в таких случаях, наша песня хороша — начинай сначала.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Цветы в коробке - современный подарок для каждой...

Все знают, что цветы - это универсальный и всегда беспроигрышный вариант подарка, перед...

«ВікнаНові»: качественные балконные блоки по...

Выбор балконного блока зависит от многих факторов. Специалисты «ВікнаНові»...

Написание магистерских работ в Киеве

Со всей страны будущие студенты приезжают в столицу, в надежде получить престижное...

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ ПОДАРЯТ НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ЭМОЦИИ И НАВЫКИ...

До того, как появился Интернет и молодежь переключилась на виртуальное общение,...

У КОГО ПОКУПАТЬ ЖИЛЬЕ: О НАДЕЖНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ...

Сегодняшний рынок недвижимости Киева вряд ли можно назвать образцом стабильности: в...

Выбираем кроссовки на каждый день: Puma, Adidas или Nike

Выбор повседневной обуви – ответственное, важное дело. Для ежедневной носки важны...

Индукционная варочная поверхность поможет...

При выборе варочной поверхности для домашнего использования покупатели все чаще...

Скоро лето: обновляем косметичку и меняем парфюм

Если зимой кожу сушит холодный воздух, то летом за дело берется солнце. Летний уход...

Кондиционеры: особенности предложений Panasonic

Комфортная температура воздуха в помещениях летом и зимой достигается сегодня...

При активной эксплуатации рано или поздно любой...

При активной эксплуатации рано или поздно любой автомобиль потребует замены...

ОНЛАЙН-ТЕЛЕВИДЕНИЕ ОТКРОЕТ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ...

Несмотря на широкое распространение интернета, многие семьи предпочитают проводить...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка