Цейтнот для боксера

№44 (675) 1 – 7 ноября 2013 г. 01 Ноября 2013

Почти все главные события недели проходили за закрытыми дверьми и с минимальными комментариями для СМИ. Прежде всего это относится к общению украинского и российского лидеров.

На саммите СНГ в Минске 25 октября полномасштабная встреча Виктора Януковича и Владимира Путина не состоялась. Имело место лишь общение «на полях саммита», как выразился пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. Однако 28 октября прошла уж совсем не запланированная встреча. Президенты двух стран пять часов общались в Сочи.

Информация о содержании беседы практически нулевая. «Утечки» сводятся к общим фразам о том, что Путин уговаривал Януковича не подписывать соглашение об ассоциации, но украинский президент крепко стоял на своем. Впрочем, доверять этим «утечкам» из каких-либо «источников» весьма сложно, поскольку президенты, не нуждающиеся в услугах переводчика, могут беседовать с глазу на глаз.

О режиме, газе и колючей проволоке

А вот последствия возможного-таки подписания Украиной соглашения об ассоциации уже обнаружились. Одно из них для абсолютного большинства читателей выглядит достаточно неожиданным. Речь идет о предложении перевести Украину на предоплату газа. Так, РИА «Новости» сообщает: 29 октября глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что Киев до сих пор не оплатил 882 млн. долл. за поставленный в августе российский газ, и контракт позволяет перевести поставки на систему предоплаты. А премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал это предложение, отметив, что судя по всему украинская сторона платить не собирается. При этом Медведев сказал, что есть возможность перевести Украину на предоплату немедленно. Тем не менее соответствующее решение еще не принято.

Это значит, что идет определенный торг с Киевом. Однако понятно, что о неуплате Украиной августовских поставок газа было известно давно, а если вопрос о ней встал только на днях, это значит, что подход Москвы к данной проблеме зависел прежде всего от успеха двусторонней встречи Януковича и Путина, очевидно, последней перед Вильнюсским саммитом Восточного партнерства.

И напоминание о долге и возможной предоплате — это лишь явное свидетельство неудачи разговора лидеров двух стран, где наверняка данная проблема затрагивалась в более широком контексте (например реанимации темы газового консорциума).

В тот же день, что и президенты, только в Ростове-на-Дону встречались министры иностранных дел Леонид Кожара и Сергей Лавров. Самый конкретный результат их встречи — заявление Лаврова о том, что двум государствам надо перейти к поездкам по загранпаспортам, сохранив безвизовый режим, и реакция на это Кожары: «Может, это и нормально, но нам необходим переходный период, чтобы наши граждане смогли получить заграничные паспорта».

Напомним, тема изменения режима поездок граждан стран СНГ в Россию поднимается уже больше десятка лет. Однако, учитывая твердый курс украинского государства на евроинтеграцию в ближайшее время, можно предполагать, что только активизацией темы дело не ограничится. Тем более что в российском руководстве популярны разговоры и о том, чтобы оставить въезд по внутренним паспортам только гражданам государств Таможенного союза. И можно уверенно предположить, что жесткая позиция в вопросе об изменении режима поездок в Россию отнюдь не случайно была синхронизирована с предложением перевести Украину на предоплату за газ.

Вряд ли случайно и то, что именно в эти дни пограничники РФ начали выставлять заграждения из колючей проволоки на границе с Украиной в Луганской области (т.е. там, где наиболее сильны пророссийские настроения).

Однако вернемся к поездкам в Россию. Нынешний режим поездок граждан обеих стран регулируется «Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины», подписанным в Москве 16 января 1997г. министрами иностранных дел Борисом Тарасюком и Евгением Примаковым. Срок действия документа не ограничен, но любая из сторон вправе расторгнуть его в одностороннем порядке.

Осенью 2004 г. у России были серьезные намерения перейти к поездкам по загранпаспортам, однако 30 октября 2004 г. соглашение было подтверждено с незначительными изменениями, что в контексте избирательной кампании рассматривалось как заметный успех тогдашнего премьер-министра Виктора Януковича.

Существует два пути изменения режима поездок граждан Украины в Россию. Так, согласно ст. 8 документа «каждая из Сторон может прекратить действие настоящего Соглашения, уведомив об этом другую Сторону в письменной форме. В этом случае Соглашение утрачивает силу по истечении шести месяцев с даты такого уведомления» (base.garant.ru).

Т.е. переходный период, о котором говорит Кожара, предусмотрен в случае одностороннего разрыва договоренности. А вот если стороны решают совместно редактировать соглашение и исключают из списка документов, дающих право на пересечение российско-украинской границы, внутренние паспорта, тогда все зависит от того, предусмотрят ли они в документе такой период.

Безусловно, изменение режима поездок стало бы болезненным для граждан обеих стран. И в большей степени для украинских. Достаточно сравнить долю населения пограничных с Россией регионов Украины в украинском населении (примерно 25,5%) и долю пограничных с Украиной областей в населении Российской Федерации (немногим более 6%).

Разумеется, поездки актуальны не только для жителей приграничных областей, но все же в силу размаха российской территории они более актуальны для украинцев, чем для россиян. И это обстоятельство выглядит более важным, чем тот фактор, что в России меньшая доля граждан имеет загранпаспорта, чем на Украине. Впрочем, и на Украине, где загранпаспорта есть порядка у 30% населения, эти документы в большей степени находятся на руках жителей западных областей, для которых актуальны поездки в Европу.

Однако большой вопрос, как инициатива России, если дойдет до ее практической реализации, скажется на настроениях (прежде всего электоральных). Не замечать ее будет очень трудно и это как раз нанесет особый удар именно по электорату нынешнего президента, где, согласно недавнему исследованию группы «Рейтинг», наиболее велика доля тех, кто считает, что соглашение об ассоциации никак не отразится на украинско-российских отношениях.

Рискнем однако предположить, что пророссийских настроений в обществе такой шаг не увеличит — об этом свидетельствуют, в частности, предыдущие соцопросы, которые касались темы Тузлы (в 2003-м) или газовых конфликтов.

О том, что на таможне проблем больше не будет

Еще одна практическая реакция на предстоящую украинскую евроинтеграцию и неудачу переговоров с Россией — это обнародование 28 октября принятого четырьмя днями ранее решения Евразийской экономической комиссии №41, которым она наделила себя правом в одностороннем порядке пересматривать ставки пошлин в соответствии с дополнением №6 к соглашению о зоне свободной торговли между странами СНГ.

Это значит, что страны Таможенного союза могут в любой момент (а наиболее вероятный момент — это вступление в силу договоренностей о ЗСТ с ЕС) прекратить действие для Украины тех льгот, которые она имеет в ЗСТ в рамках СНГ, и переход в отношениях с ней на режим наибольшего благоприятствования, т. е. на режим, который существует у Таможенного союза со всеми членами ВТО.

Т.о. не сбылись надежды Киева на то, что другие страны ТС не поддержат инициативу Российской Федерации об изменении торгового режима для Украины. Впрочем, с самого начала такие надежды выглядели напрасными, несмотря на сигналы, которые давали руководители Белоруссии. Эксперты считают, что в этой ситуации бесполезно жаловаться в ВТО, ибо новые ставки для украинских товаров будут не особыми, а аналогичными ставкам для других членов этой организации, с которыми страны ТС ведут торговлю. Разве что можно пытаться доказывать в ВТО, что дополнение №6 противоречит нормам работы ЗСТ, определяемым соглашением ГАТТ — ВТО, однако и эта попытка выглядит обреченной на провал.

Единственно что — украинские производители не должны будут опасаться проблем с российской таможней, ибо при таком варианте России не будет смысла выяснять, не провозятся ли на территорию РФ европейские товары под видом украинских: ведь пошлины для всех будут одинаковы.

О фракции ПР, которая ждет сигнала

В деле Тимошенко все значительные телодвижения тоже совершались «под ковром». А на наших глазах — пока отсутствие особых телодвижений. Как и прогнозировали «2000» в прошлом номере, никаких вердиктов не вынесла ни комиссия по помилованию при президенте, ни Верховная Рада.

Член комиссии по вопросам помилования первый замминистра юстиции Инна Емельянова сказала, что на заседание комиссии 24 октября вопрос о Юлии Владимировне не выносился, и она не знает о ходатайстве Кокса и Квасьневского. Но раз она об этом ходатайстве не знает, следовательно, оно так и не передано в комиссию из другой инстанции, Управления по вопросам помилования Администрации Президента. И отсутствие и этой передачи, и точной даты следующего заседания комиссии по помилованию говорит о том, что помилование Тимошенко не снято властью с повестки дня как способ решения проблемы.

Однако приоритет отдается решению, которое будет приниматься в рамках парламента. Свидетельством этого стало и признание самой Юлией Владимировной своей готовности принять решение парламента, но только согласованное с европейскими посредниками и через них — с европейскими лидерами. Вот что говорится в ее письме, переданном через адвоката:

«Я заявляю, что ради подписания соглашения об ассоциации я без всякого обсуждения всегда с благодарностью принимала все, подчеркиваю, все предложения миссии президентов Кокса—Квасьневского, согласованные с лидерами ЕС, по моему освобождению, и в дальнейшем ради европейского будущего моей страны я буду принимать все их предложения, какими бы тяжелыми они для меня не были.

Если миссия президентов Кокса—Квасьневского примет решение отказаться от процедуры моего помилования и решит, что необходимо перейти к принятию закона в Верховной Раде относительно моего освобождения, то наша команда проголосует только за тот вариант законопроекта, который будет полностью согласован с миссией лидеров ЕС».

Как нам представляется, Юлия Владимировна сделала весьма удачный политический ход. Очевидно, что при всех высоких ставках в политической игре и с политической, и с чисто человеческой точки зрения ее устроит любой вариант решения проблемы, кроме отрицательного, вероятность которого в последнее время заметно возросла. Поэтому формально отказавшись от своих требований, она ничего не теряет, в то же время сняв с себя обвинения в торможении евроинтеграции из эгоистических побуждений.

Зато для миссии Кокса—Квасьневского и всего ЕС теперь освобождение Тимошенко на более-менее «почетных» условиях, без унизительных для ЕС (Германии) обязательств обеспечить гарантии неучастия в политической деятельности во время лечения — вопрос собственного политического престижа, а значит — интересы Тимошенко во время решающего раунда переговоров они будут отстаивать весьма жестко. При этом если согласованная в переговорах с президентом формула будет включать в себя принятие закона в парламенте, то и фракции ПР будет очень сложно его не поддержать.

Наконец, полностью доверив «свои интересы» Коксу и Квасьневскому, Тимошенко лишила свободы маневра своих соратников во главе с Арсением Яценюком, от которых вполне можно было ожидать некоего компромисса с властью в последний момент «ради евроинтеграции», что полностью закрыло бы для Тимошенко возможность не только участия в президентской гонке, но и полноценного возвращения в политику. Ведь свои «византийские» способности Арсений Петрович наглядно продемонстрировал в истории с поправкой, фактически лишающей Виталия Кличко возможности участия в президентской гонке.

О двух законопроектах, посвященных лечению Тимошенко за рубежом (Сергея Мищенко и Анжелики Лабунской), мы подробно говорили в прошлом номере. Тем временем появился третий проект: 24 октября утром за подписями лидеров всех оппозиционных фракций был зарегистрирован законопроект «О запрете выборочного правосудия и снятии препятствий к подписанию Соглашения об ассоциации».

Он предполагает, чтобы лица, в отношении которых международными судебными учреждениями или соответствующими органами международных организаций, в которых участвует Украина, установлены факты применения выборочного правосудия или нарушения Украиной ст. 18 Европейской конвенции о защите прав человека, подлежали помилованию или же амнистии.

В заключительных положениях к законопроекту предполагается введение индивидуальной амнистии и применение этой амнистии к Юлии Тимошенко.

Само откладывание голосования по этим законопроектам дает власти возможность прозондировать почву, насколько такой путь решения проблемы может удовлетворить и Евросоюз, и саму украинскую власть.

Понятно, что описанный выше законопроект от лидеров оппозиционной тройки будет для украинской власти неприемлем. Впрочем, он неприемлем и объективно. Это документ не правовой, а политический. Его суть, во-первых, заключается в том, что европейские и мировые политические структуры могут подменять собой украинское правосудие. Во-вторых — в том, что одного решения ЕСПЧ о незаконности досудебного ареста достаточно для того, чтобы отменить приговор по существу дела.

Спикер Владимир Рыбак уже заявил 29 октября, что не представляет себе, чтобы Рада амнистировала Тимошенко. А вот по поводу прочих законопроектов он сказал, что парламент их рассмотрит. Но, думается, целью оппозиционной тройки было не реальное желание амнистировать Тимошенко (лидеры фракций понимают, что это невозможно) и не собственный пиар, и не желание показать, что Яценюк, Кличко и Тягнибок — вопреки всем слухам — желают освобождения Юлии Владимировны.

Очевидно, их целью было подать законопроект, который выглядел бы крайностью — с одной стороны, тогда как крайностью с другой стороны оказался бы законопроект Мищенко с «тюремными каникулами». При этом в центре как бы равноудаленным оставался бы законопроект Лабунской, который, как просочилась информация в СМИ, был разработан именно по инициативе Арсения Яценюка.

А ведь законопроект Лабунской ведет к тому же, что и предложенное Коксом и Квасьневским помилование. Тимошенко освобождается от наказания, однако сохраняется гражданская ответственность в виде штрафа и невозможность занимать государственные должности. Разницы лишь две.

Во-первых, помилование сразу освобождает Тимошенко от наказания, а законопроект Лабунской лишь создает для этого правовые условия, тогда как окончательное решение примет суд.

Во-вторых, в случае помилования Тимошенко может ехать куда ей вздумается, а может и не ехать, тогда как при реализации проекта Лабунской она обязана будет поехать за рубеж на лечение. Однако это разница, на наш взгляд, принципиально несущественная.

Положение проекта Лабунской как бы в центре облегчает шансы на его принятие. Да, норма об освобождении от наказания направленного за рубеж узника выглядит неприемлемой для власти. Однако обращает на себя внимание крайняя вялость публичной критики данного законопроекта со стороны «регионалов». Это рождает подозрения, что если Запад даст сигнал о неприемлемости проекта Мищенко, крупнейшая фракция может проголосовать за проект Лабунской.

О Чечетове — защитнике Кличко

И наконец, о самом скандальном документе — принятом 24 октября законе об изменениях к Налоговому кодексу «относительно учета и регистрации налогоплательщиков». Скандал вызвала норма, где утверждается: «в случае, если лицо имеет право постоянного проживания на территории иностранного государства, оно считается таким, которое не проживает в Украине». Оппозиция заявила, что эту норму провели, чтобы помешать Виталию Кличко баллотироваться в президенты.

Однако появилось это положение как поправка, внесенная оппозиционным депутатом Игорем Бриченко («Батькивщина») и учтенная комитетом по налоговой и таможенной политике в процессе подготовки документа ко второму чтению. Непосредственно же готовила в комитете документ к этому чтению группа во главе с ведущим депутатом от «УДАРа» Оксаной Продан. На пленарном заседании закон принимался без обсуждения, и голосовали за него 239 человек — «регионалы», коммунисты и часть внефракционных.

Скандал произошел потом. Кличко назвал эту поправку провокацией власти и заявил, что намерен баллотироваться в президенты в 2015 г. Яценюк сказал, что Янукович лично дал команду принять закон, который позволяет снять Кличко с президентской гонки руками Яценюка. Но, мол, подобные действия не смогут рассорить оппозиционеров. И наконец сам Бриченко заявил, что не имеет никакого отношения к поправкам, которые были внесены от его имени. И все эти заявления звучали с парламентской трибуны.

Заметим в этой связи, что само голосование закона в том виде, в котором он принят, очень странно. Его подготовка осталась таким же потаенным событием, как и встречи Януковича с Путиным. Так, «УП» привела стенограмму заседания комитета, из которой следует, что эти поправки, равно как и другие, не были учтены на его заседании и отсутствовали в последнем варианте сравнительной таблицы, разосланной членам комитета. Но хотя «УП» и подталкивает к выводу, что, дескать, постановка документа на голосование в такой редакции — провокация власти, она же отмечает, что Бриченко не подал заявления в прокуратуру по поводу подделки своей подписи на поправках.

Также издание сообщает, что в «УДАРе» склонны считать случившееся совместной провокацией «ПР» и «Батькивщины». Но нам очевидно, что если бы «Батькивщина» не начала собственного разбирательства относительно Бриченко (кстати, вошедшего в парламент по списку «Фронта перемен»), эта версия только укрепилась бы. Однако в итоге разбираться с почерком Бриченко будет столичная прокуратура по заявлению Оксаны Продан.

Теперь о сути поправок. Нельзя согласиться с мнением замглавы ЦИК Андрея Магеры о том, что, дескать, они не касаются выборов президента, поскольку Налоговый кодекс регулирует лишь отношения между государством и налогоплательщиками. Ведь эти поправки стали единственной правовой нормой, которая определяет, кого следует считать проживающим в Украине, а кого нет. Поэтому от данной нормы можно отталкиваться, и трактуя положения о президентских выборах.

В любом случае принятый законопроект в течение пятнадцати дней президент должен подписать или вернуть в парламент. И хотя некоторые аналитики говорят о «крайней маловероятности» того, что буквально накануне Вильнюсского саммита Виктор Янукович пойдет на исключение из президентской гонки одного из основных и столь симпатичных Западу оппонентов, рискну предположить, что законопроект будет подписан.

И «регионалы» будут говорить то же, что и Магера: что этот закон не имеет отношения к Кличко и тому нечего беспокоиться. Главный «златоуст» ПР Михаил Чечетов уже заявил: «Партия регионов не позволит сузить конкуренцию на выборах и вывести самого рейтингового кандидата от оппозиции с президентской гонки. Мы Виталия Кличко защитим... Я официально заявляю: легенда украинского бокса Виталий Кличко... вернется в президентскую кампанию. Мы не позволим, чтобы грязными методами «Батьківщина» его вывела из игры». Верю, не позволят. И Кличко вполне сможет вернуться в эту «игру».

А вот уже в разгар президентской кампании некий беспартийный гражданин Н., опираясь на Налоговый кодекс, подаст в суд иск о правомочности Кличко быть кандидатом в президенты. И суд начнет не спеша заниматься этим иском.

И поскольку украинский суд после принятия «европейских законов» более не зависим от власти, он, думается, поступит принципиально, не позволит давить на себя и проигнорирует и мнение, и обещания Михаила Чечетова и всех иных «керманычей» — ведь перед законом все равны!

Строго следуя букве закона, суд как раз к финишу избирательной гонки — ведь в таком серьезнейшем вопросе спешить нельзя! — примет «единственно правильное решение», что сделает невозможным какое-либо и где-либо обжалование этого решения по причине цейтнота.

Может быть, расчет как раз на то, что в боксе, которому посвятил свою жизнь Кличко, понятия «цейтнот» не существует.

 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Жатва-2020: В Украине уже собрано почти 57,2 млн тонн зерна

По состоянию на 12 ноября украинские сельхозпроизводители собрали основных культур на...

В Украине впервые свыше 12 тысяч случаев COVID

По данным Центра общественного здоровья, по состоянию на 14 ноября в Украине...

В 2022 году украинско-американская компания запустит на...

Украинско-американская компания EOS Data Analytics запустит совместно с южноафриканской...

25 октября Украина переходит на зимнее время

25 октября 2020 в 4:00 по киевскому времени стрелки часов переводятся на 1 (один) час назад....

Дороги в Украине: оценки населения

Согласно результатам опроса Социологической группы «Рейтинг» 76% респондентов...

В Украине впервые пройдет фестиваль для зрителей с...

В Украине пройдет первый фестиваль "Дни доступного кино" для зрителей с нарушениями...

Форма сути не заменит

Меморандум законодательно закрепляет возможности иностранных граждан влиять на...

Черная метка Украины

Вместо того чтобы заниматься выполнением гособоронзаказа, приходится обороняться от...

Два взгляда на историю

В соответствии со школьными учебниками истории становление нашей страны как...

До развала Союза оставался один шаг

К 30-летию принятия Декларации о государственном            суверенитете...

Лікарняне харчування: проблеми і низькі стандарти

Реалії харчування в лікарнях України — це мізерне фінансування, застарілий підхід...

Портрет либерального фашизма

Масса людей, оказавшихся на разных руководящих должностях, представляет собой класс...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка