Декарбонизированное харакири

22 Мая 2021

После апрельского официального визита президента Владимира Зеленского в Париж и переговоров со своим французским коллегой Эммануэлем Макроном в отечественном информационном пространстве резко активизировалась тема выполнения Украиной обязательств в рамках Парижского климатического соглашения.

Не исключено, что главный идеолог продвижения концепции Green Deal («Зеленого курса») нашел аргументы и нужные слова в беседе с украинским лидером.

Недавно в Кабинете Министров заявили, что в рамках процесса синхронизации с Green Deal Украина готова сократить выбросы углерода на 65-70% к 2030 г. (от уровня выбросов 1990 г).

Зачем Украина спешит выполнять и перевыполнять условия климатического соглашения, и почему за парижский deal придется дорого заплатить именно «маленьким українцям», -- в материале «2000».

«Головокружительные» бюджеты Green Deal

Ранее «2000» уже писали, как правительство Украины при поддержке и кураторстве западных партнеров разрабатывает стратегию по реформированию энергетической отрасли с пафосным названием «Европейский зеленый курс» (см., пожалуйста, «Энергетика = спекуляция«, №4(970) 28.01–3.02.2021).

Мы не зря предупреждали, что, поскольку Украина официально декларирует курс на развитие «зеленой» энергетики, украинцам следует подготовиться к каскаду очередных подорожаний электроэнергии уже в текущем году. Ударные темпы роста дорогостоящего сегмента ВИЭ в общем энергобалансе, перманентный кризис развития в атомной, гидроаккумулирующей и тепловой генерации, критический уровень износа львиной доли энергосетей страны — это прямой путь к переходу украинской энергетической отрасли на систему кредитной кабалы.

Еще1 апреля текущего года Министерство экологии представило проект распоряжения КМУ «Об одобрении Второго национально определяемого взноса (НОВ2) Украины в Парижское соглашение»

В рамках курса на декарбонизацию экономики и энергетически «зеленый переход» Министерство экологии рассчитало, что к 2030-му Украина способна сократить выбросы углерода на 70% в сравнении с 1990 г. О таких расчетах показателя НОВ2 заявила заместитель министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Ирина Ставчук.

При этом г-жа Ставчук отметила, что после консультаций и обсуждений в ведомстве остановились на отметке в 65%. Впрочем, на первый взгляд, особой грандиозности в заявленной задаче нет, и чиновникам не придется напрягать свой бюрократический потенциал.

Согласно данным того же Минэкологии, сокращение выбросов парниковых газов на 65% к 2030 г. от уровня 1990 г. соответствует их уменьшению на 9,6% в сравнении с показателями, достигнутыми в 2018 г. Процесс деиндустриализации и «декоммунизации» советского индустриального наследия выполнил за чиновников львиную долю «грязной работы» в стремлении Украины к идеалам Green Deal.

Тем не менее, сокращение оставшихся 9,6% CO2 к 2030-му в проекте Минэкологии оценивается в фантастическую сумму -- 102 млрд. евро инвестиций, которые нужно привлечь в энергетическую отрасль Украины.

В офисе Украинской ассоциации бизнеса и торговли (UBTA) такой план Кабмина назвали «необдуманным радикализмом». Руководитель брюссельского офиса UBTA Назар Бобицкий заявил, что потребность в инвестициях для всей стратегии «зеленого» перехода Украины составляет 245 млрд. евро до 2030 г. При этом, по его словам, правительство планирует выделить на эти процессы лишь 5% средств от необходимых, а остальное финансовое бремя ляжет на плечи бизнеса.

И бизнесу, к слову, вполне определенному, это сильно не нравится. Но космические расходы на новомодную Green Deal -- не единственная проблема этого бизнеса и государства Украина.

Поприветствуем «пограничный углеродный налог»!

Совсем недавно «2000» писали о возможности применения Западом такого инструмента, как «пограничный углеродный налог» (см., пожалуйста, «Энергетика в обмен на «цивилизационный выбор», №7(973). 18–24.02.2021).

Мы ссылались на мнение эксперта при Центре Разумкова Максима Белявского, который еще в феврале говорил о том, что «учитывая активную подготовку ЕС к внедрению пограничного углеродного налога, в Украине уместно создать Институт правительственного уполномоченного по вопросам декарбонизации, а также системно поддерживать сектор альтернативной энергетики».

Мы тогда писали: «Примечательно, что именно из уст представителя экспертного сообщества прозвучал тезис о некоем «пограничном углеродном налоге», который собирается вводить ЕС. Об этом, как и о других нюансах внедрения «зеленого курса», представители власти предпочитают умалчивать. Общественности рисуют картинку прогрессивной энергетической реформы, которая «повысит энергоэффективность экономики», «поспособствует развитию производства чистой энергетики», и «спасет от глобального потепления и уменьшит загрязнение окружающей среды.

Все это звучит весьма прогрессивно, правильно и уместно. Однако перестройка украинской энергетики в рамках «европейского зеленого курса» чревата серьезными негативными последствиями, которые власть в публичной риторике скрывает тоннами пафоса о «цивилизационном выборе».

Спустя несколько месяцев, собственно, тема и проблематика «зеленого перехода» как бы «внезапно» встала во весь рост. 

10 марта Европарламент принял резолюцию о внедрении механизма углеродной корректировки импорта (CBAM) в ЕС. Механизм CBAM европейцы планируют запустить в действие уже с января 2023 г. Т.о. Евросоюз может на свое усмотрение ограничивать импорт тех или иных товаров, в производстве которых есть «углеродный след».

Эту расчетливо-циничную и агрессивную политику европейского протекционизма в новых экономических реалиях глобального мира в Украине называют очередной «европейской ценностью». Так, заместитель представителя Украины в ЕС Роман Андарак заявил, что Green Deal – это своего рода новый параметр в системе европейских ценностей, и поэтому Украине следует вести переговоры с ЕС по обновлению Соглашения об ассоциации в связи с этим.

Отечественный бизнес тоже призывает вести переговоры с европейцами, чтобы получить частичную или полную индульгенцию для украинского экспорта. По крайней мере -- предусмотреть льготный период неприменения механизма CBAM в отношении отечественной продукции.

Первые в списке «жертв» пограничного углеродного налога – металлурги. По предварительным расчетам профильного аналитического агентства GMK Center, под действие CBAM подпадает 2,5 млрд. евро экспортной продукции горно-металлургического комплекса Украины в страны Евросоюза. Максимальные потери отрасли оцениваются в пределах 700 млн. евро ежегодно.

Недовольные ситуацией №2 – часть аграриев, для которых рынок ЕС является основным направлением.

Не сложно догадаться, что обобщенный украинский ГМК по большей части единолично представлен олигархической группой Рината Ахметова (около 60% украинского сталеварения, добычи железорудного сырья и выплавки металла).

Это «приветствие» №1 от Green Deal в адрес бизнес-империи Ахметова и партнеров. Впрочем, если бы от этого страдало только личное состояние Рината Леонидовича, то вряд ли стоило бы переживать о неплатежеспособности олигарха. Это крайне болезненно ударит по экономике Украины в целом, с которой Ахметов слился в единый сплав.

Госбюджет и двойной тариф всему голова

«Привет» №2 группе Ахметова от Green Deal – удар по другому столпу его бизнесовой агломерации – энергетике. В рамках политики декарбонизации Украина де-факто ликвидирует собственную угледобычу и кардинально сокращает долю тепловой (угольной) генерации в общем энергобалансе.

Издержки выполнения Украиной требований в рамках «зеленого курса» «2000» ранее обстоятельно обсудили с Дмитрием Маруничем, сопредседателем Фонда энергетических стратегий.

«Если Украина не будет выполнять концептуальные задачи, которые описаны общей стратегией «зеленого» курса, ЕС может применять очень жесткие рестриктивные (ограничительные) меры. Например, если в 2023 г. завершится интегрирование энергосистем, о чем победоносно заявил премьер Шмыгаль, возникнут серьезные вопросы в отношении функционирования украинских теплоэлектростанций.

Практически все украинские ТЭЦ не оборудованы необходимыми системами очистки и фильтрации выбросов. Грубо говоря, все, что сгорает на ТЭЦ, вылетает в трубу и через 15—20 км рассеивается по огородам, полям и на головы местным жителям, которые потом страдают от различных малоприятных заболеваний. Проблема сложная, а стоимость ее решения — это десятки миллиардов гривен, которые непонятно откуда должны взяться. Украина уже взяла на себя обязательства по части модернизации ТЭЦ, и сейчас, насколько я понимаю, власть пытается договориться с европейцами о каких-то поблажках или формах финансирования этого дорогостоящего проекта.

В условиях объединенных энергосистем, при несоответствии ТЭЦ необходимым требованиям ЕС сможет не только ограничивать импорт электроэнергии из Украины, но и требовать остановить работу теплоэлектростанций. Это чрезвычайно серьезная проблема и не гипотетическая, а очень даже реальная угроза», -- указал Марунич, отвечая на наши вопросы.

Тепловая генерация действительно будет находиться в своеобразном эпицентре всех экологических «ноу-хау» в рамках Green Dell.

Как заявлял ранее министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Роман Абрамовский, в рамках проекта НОВ2 по сокращению выбросов CO2, плановых показателей удастся достичь, в частности, за счет роста генерации электроэнергии из возобновляемых источников (ВИЭ) до 30% и снижения доли тепловых станций – до 13%.

При этом группа Рината Леонидовича контролирует более 70% тепловой генерации и около 80% добычи энергетического угля. Естественно, в рамках политики декарбонизации можно переориентировать бизнес на производство «зеленой» энергетики, чем, собственно, олигарх и занимался, сконцентрировав один из самых крупных портфелей ВИЭ генерации (особенно ветровой). Но «зеленый переход» Украины – это издержки непосредственно «перехода Ахметова», которые необходимо компенсировать.

Единственная «касса» выдачи подобного рода финансовых «компенсаций» – это государственный бюджет, т.е. карманы рядовых налогоплательщиков. И Ринат Леонидович если просто не может привычно взять нужную сумму в «кассе», он идет ее «выбивать». В качестве свежего примера – обращение 23 апреля «ДТЭК Энерго» с иском в Хозяйственный суд Киева. Ответчик – оператор сетей НЭК «Укрэнерго», с которого ДТЭК требует 2,4 млрд. грн. долга за работу на балансирующем рынке в отопительный сезон.

«Долг в 2,4 млрд. гривен был накоплен на протяжении октября 2020 --февраля 2021 года, самый большой его прирост – почти на 1 млрд. гривен – произошел в январе, когда нам очень активно давали команды на загрузку. В результате сверх коммерческого графика в этот месяц, в частности, мы произвели около 500 млн кВт-ч, для чего пришлось в том числе жечь дефицитный уголь», --  посетовал генеральный директор «ДТЭК Энерго» Ильдар Салеев.

Пожалуй, дежурное повышение тарифов на электроэнергию для населения еще на 20-30% покроет коммерческие хлопоты бравых энергетиков и затраты на бесценный уголь.

Ну а еще два-три таких повышений тарифов для рядовых украинцев покроют оплату «зеленого перехода» Украины и общую декарбонизацию экономики, а также оплату за «подключение» к новому виду «европейских ценностей». При тактическом совпадении коммерческого интереса западные «партнеры» и отечественные олигархи берут с украинцев по двойному тарифу.

И это еще не все преимущества приобщения к во всех отношениях фантастической Green Deal.

Китайский народ торжественно отмечает 100-летие со дня...

Китайские коммунисты возьмут на себя еще большую ответственность, будут активно...

Карантин, налоги, война

Ведущие кланы Колумбии не раз решали свои противоречия путем гражданских войн. Однако...

Санду добилась досрочных парламентских выборов

Чтобы партия не теряла своих сторонников, Додон должен уйти.

Доживет ли ЕС до 2045 года

Европа снова разделена новой «холодной войной», продолжение которой может...

Чаус раздора и узурпация власти

В Молдове продолжается политическое противостояние между президентом Майей Санду и...

Дипломатия гибридной войны

США дисциплинируют антироссийскую черноморскую ось, и грузинский посол им нужнее в...

Выход из Союза – выход из Королевства: почему...

Невнимание британского премьер-министра Бориса Джонсона к обострению в Северной...

Остров зари багровой

«Куба – любовь моя», – слова этой некогда популярной советской песни,...

Мест за «круглым столом» хватит всем

Неуемное желание оппозиционеров любыми способами отстранить от власти «Грузинскую...

Почему Финляндия не вступает в НАТО

Для нынешних руководителей нашего государства этот вопрос не представляет особого...

МОЛОДО-ЗЕЛЕНО не только в Украине

На смену 67-летней Ангеле Меркель, которая в нынешнем году собирается уйти из канцлеров...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка