Всем понятные сигналы

№7(973) 18 – 24 февраля 16 Февраля 2021

11 февраля, накануне шестилетия подписания Минских соглашений, по инициативе России состоялось заседание Совета безопасности ООН в формате онлайн конференции.

Приведу выдержки из заявлений сторон «нормандского формата».

Василий Небензя, постпред России в ООН: «Жители Донбасса уже не чувствуют связи с Украиной. Обстрелы усилились.

Совет Безопасности шесть лет назад с таким трудом утвердил Минские договоренности. Предполагалось, что ТКГ станет главным инструментом урегулирования. Наши стремления привлечь Украину к выполнению комплекса мер Киев преподносит как российскую пропаганду... Попрошу прямо, не уклоняясь, ответить на вопросы о выполнении Украиной комплекса мер. Как Украина обеспечила помилование? Как восстановила пенсионную систему? Проведена ли конституционная реформа? Принято ли постоянное законодательство об особом статусе? Заодно расскажите нам, внедрена ли формула Штайнмайера?

Хотелось бы получить комментарий по поводу последнего законопроекта по интеграции Донбасса. Там мыслят стратегически — на целые 25 лет, как на протяжении этого периода продолжать нарушать договоренности, идет речь о каких-то временных администрациях. Руководство Украины даже не скрывает, что хочет изменить минские договоренности. Президент Зеленский в декабре заявил, что минские договоренности нужны для сохранения санкций против России. Господин Резников заявил в январе, что Киев будет добиваться переформатирования договоренностей.

Кто потакает Украине, тот не может называться посредником. Вы — соучастники преступлений против жителей Донбасса. (Эту тираду Василия Небензи многие СМИ привели так, что «соучастниками» названы Германия и Франция, хотя, как видим, прямо они не указаны, но очевидно, подразумеваются. — С. Б. )

Мы видим только заинтересованность Украины в территории. Пример тому — внедрение языкового закона. Еще одно подтверждение — закрытие сразу трех оппозиционных каналов, хотя Зеленский клялся такого не делать. Это вызвало бурю эмоций у общественности, а западные партнеры поддержали. А законопроект об интернировании? А невозможность обновить паспорта жителями Донбасса? Все это лишает людей мотивации вернуться в Украину. Я уже не говорю о героизации пособников нацистов.

Украине надо не размениваться на политические игры, а заниматься вопросами национальных меньшинств и свободой СМИ — так, как это было в домайданное время. А также входить в плотное взаимодействие с представителями Донецка и Луганска».

Франсуа Делатр, постпред Франции при ООН: «Мы не можем мириться с продолжением войны. Вот почему Франция с Германией полностью мобилизованы в рамках «нормандского формата». Мы приветствуем те достижения, которые были достигнуты после нормандского саммита в Париже. Мы сожалеем, что сейчас увеличивается нарушение перемирия. Мы осуждаем препятствие мандату миссии ОБСЕ.

Нужно ли напомнить, что Россия ответственна за этот конфликт? Россия взяла на себя обязательства после Минских соглашений. Мы призываем Россию выполнять обязательства и оказывать влияние на представителей Донбасса, которое она имеет. Франция совместно с Германией будут продолжать работать до тех пор, пока не будет полностью восстановлен суверенитет Украины».

Леонид Кравчук, представитель Украины в ТКГ: «Кремль не принял решение окончательно положить конец конфликту, и агрессия продолжается. Моя задача сегодня представить информацию о выполнении минских договоренностей. Украина предпринимает практические шаги для урегулирования конфликта, преодолевая противодействие России в процессе переговоров. Многие из этих шагов были бы невозможны без поддержки наших партнеров, в том числе ООН.

Нам удалось договориться о завершении разведения сил на трех пилотных участках. Мы инициировали еще четыре новых участка. Украина инициировала постоянный формат консультаций трехсторонней группы после начала пандемии ковида... Украина продлила еще на год, до 31 декабря 2021-го, действие закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

В декабре 2019 года и в апреле 2020 года мы договорились о взаимном освобождении удерживаемых лиц и смогли вернуть из плена многих наших соотечественников...»

Представитель Германии Кристоф Хойсген: «Будапештский меморандум говорит, что Россия высказала приверженность суверенитету Украины, но через 20 лет Россия вторглась в Крым и на восток Украины, хотя Россия преподнесла это как восстание. Игорь Гиркин, который в июле 2014 года провозгласил победу, думая, что сбил украинский самолет, а не малайзийский «Боинг» МН-17, находится в России, а не в суде в Гааге.

Нужно прекратить выдачу российских паспортов в массовом порядке. Это противоречит Минским соглашениям и международному праву. То, как ведет себя Россия, это попрание международного права, гуманитарного права. Это мы видим и в Сирии, и в Ливии, в отравлении Скрипалей (любопытно, что не упомянут Навальный. — С. Б.)».

Василий Небензя: «Леонид Макарович много говорил об усилиях Украины по выполнению договоренностей. Он упомянул, что Украина представила некую дорожную карту по выполнению Минских соглашений, но забыл упомянуть, что она на 3/4 не соответствует Минским соглашениям.

Итак, претензии России традиционно сводятся к тому, что Украина, при потакании со стороны Франции и Германии, не только саботирует выполнение политической части Минских соглашений, но и откровенно настаивает на их пересмотре в сторону фактической капитуляции России и «республик», при этом в своей сугубо внутренней политике Киев делает все, чтобы возможность реинтеграции вызывала максимальное отторжение у жителей неподконтрольных территорий».

И, что характерно, эти претензии в этот раз никто, в общем-то, и не опровергал. Отчет Кравчука свелся к вопросам безопасности и гуманитарного характера, а представители «нормандских партнеров» (как, естественно, и США с Великобританией) сделали акцент на вине России в самом возникновении конфликта («Россия вторглась в Крым и на восток Украины, хотя Россия преподнесла это как восстание»).

Т. о. ныне можно говорить о солидарной позиции «коллективного Запада», что Россия должна разве что с сугубо косметическими оговорками отдать Донбасс Украине, которой, похоже, будет дан полный карт-бланш на «реукраинизацию» этих территорий.

Это дало возможность Андрею Ермаку в очередной раз заявить, что минские договоренности практически невозможно выполнить в той редакции, в которой их подписали. При этом трудно не согласиться с ним в том, что «украинской стороне удалось кардинально изменить представительство в минском процессе и поднять уровень безоговорочной поддержки со стороны наших европейских партнеров, Германии и Франции».

«Ледниковый период» между РФ и ЕС

На этом фоне продолжает развиваться беспрецедентный скандал между Россией и ЕС, о котором я писал неделю назад. Сергей Лавров в очередной раз поднял ставки. На вопрос Владимира Соловьева: «Мы идем к разрыву с Евросоюзом?» — он ответил: «Исходим из того, что мы готовы. В случае, если еще раз увидим (как уже почувствовали не единожды), что в каких-то областях накладываются санкции, создающие риски для нашей экономики, в том числе в самых чувствительных сферах. Мы не хотим изолироваться от мировой жизни, но надо быть готовым к этому. Хочешь мира — готовься к войне».

Правда, позднее Дмитрий Песков несколько дезавуировал заявление министра, мол, смысл его слов был искажен. По его мнению, «большая ошибка» заключалась в том, что слова министра подавались без контекста. «Смысл-то как раз заключается в том, что мы не хотим этого, мы хотим развивать отношения с Евросоюзом, но если Евросоюз пойдет по этому пути, то тогда — да, мы будем готовы».

Безусловно, полного разрыва с ЕС в Москве не хотели бы, но в то же время понимают, что совсем без новых санкций, которые будут обсуждаться 22 февраля, Евросоюз, дабы сохранить лицо, не может. И Сергей Лавров обозначил красные линии — новые санкции не должны нанести ущерба (существенного во всяком случае) российской экономике, т. е. могут носить персональный характер в отношении отдельных российских чиновников.

И, судя по всему, в Европе решили за эти линии не переходить. В заявлениях европейских политиков преобладают призывы к персональным санкциям (мол, нужно «адресно» наказать конкретных чиновников, но так, чтобы не пострадал российский народ) и в то же время подчеркивается важность экономических и гуманитарных связей с Россией. А министр иностранных дел Германии Хайко Маас указал на угрозу формирования альянса Китая с Россией в случае разрыва последней с Западом.

Более того, в Москве побывал очередной европейский эмиссар — министр иностранных дел Финляндии Пекки Хаависто (Финляндия часто выступает в роли посредника между Западом и Россией). Но и его ждал весьма прохладный прием, на итоговой пресс-конференции стороны констатировали расхождение во взглядах ЕС и России почти по всем вопросам. Хотя отметим, что и тут финский министр много говорил о важности экономических и гуманитарных (взаимные поездки и т. п.) отношений.

С этим Сергей Лавров был в целом согласен, отметив, что «подрыв и уничтожение [Брюсселем] всей системы наших отношений, которая существовала, не сказывается на взаимной тяге и людей, и бизнеса, и здесь отношения с ЕС никакого значения не имеют...» Иными словами, бизнес может развиваться и без диалога по политическим вопросам, в котором в Москве при нынешнем подходе ЕС не видят особого смысла.

Украина как фигура умолчания

А ситуация на Украине — это, безусловно, политический вопрос. И здесь я бы обратил внимание на то, что длинный список претензий, озвученный Пекки Хаависто, касался практически исключительно вопросов внутренней политики РФ, включая, к примеру, положение сексменьшинств в Чечне и осуждение за педофилию либерального историка Юрия Дмитриева (правда, Дмитриев живет в Карелии, а к этому региону у Финляндии особое отношение).

Касательно же Украины Хаависто лишь ответил на слова Лаврова репликой, что «в трактовках событий на Украине у Европы и России совпадают лишь годы событий». Он заверил, что Европа не предавала Украину и продолжает поддерживать демократическое развитие украинского общества. Не делают акцент на украинском кейсе и другие критики России в ЕС.

А вот официальные представители Москвы постоянно напоминают, что охлаждение с ЕС началось с событий на майдане, поддержанного Западом переворота, а также с судьбы соглашения между тогдашней властью и оппозицией, гарантом которого выступили страны ЕС. Напомню, что и обсуждение в СовБезе ООН реализации Минских соглашений, с чего я начал этот обзор, также инициировала Россия.

Т. е. в Москве видят свою позицию в этом вопросе сильной и аргументированной, а вот для Запада она достаточно неудобна, и на данном этапе он старается сделать ее фигурой умолчания.

На этом фоне «прорывов» в скором времени ждать совершенно не стоит, а среднесрочные прогнозы делать сложно, поскольку в «уравнении» слишком много неизвестных относительно того, как в дальнейшем будет развиваться весь комплекс отношений России и Запада. Пока же можно отметить только последние заявления о судьбе Донбасса, прозвучавшие в Москве.

В середине минувшей недели информагентства растиражировали слова Владимира Путина, сказанные в ходе закрытой встречи с руководителями ведущих российских СМИ: «Донбасс не бросим». Официальный Кремль посетовал, что не все участники встречи сохранили конфиденциальность разговора, а в субботу отчет о встрече был показан по российскому телевидению.

Вопрос задала Маргарита Симоньян, которая недавно, напомню, в Донецке призывала российское руководство «забрать Донбасс домой»: «Не пора ли наступить «русскому лету», то есть в том смысле, что надо уже забрать Донбасс к себе, а то по нему опять начнут стрелять».

Российский президент заявил, что «это вопрос сложный и важный, и что он как президент может принимать такие решения только в интересах всех россиян и опираясь на то обстоятельство, что это касается их всех. И что, исходя из этого, надо смотреть и взвешивать». «Но мы же не бросим Донбасс? — переспрашивала Маргарита Симоньян. — Нет, Донбасс не бросим, обещал Владимир Путин».

С дополнительными разъяснениями выступил Дмитрий Песков: «Дело в том, что там, вы знаете, живет много русских, много русскоязычных». По его мнению, речь о людях, которые «лишены социального обеспечения со стороны своего государства, Украины», «которым отказано в любых государственных услугах».

«Именно Россия организует один за другим конвои гуманитарной помощи, именно Россия оказывает иную помощь этим людям. И Россия будет это продолжать делать, потому что если не Россия, то больше некому это будет делать», — заявил Дмитрий Песков.

Пресс-секретарь заявил также, что нужно обратить внимание на весь комментарий президента РФ по этому вопросу, в т. ч. на слова о том, что любые шаги имеют свои последствия, и нужно уметь прогнозировать эти последствия заранее. Пресс-секретарь главы государства не стал уточнять, о каких действиях и последствиях может идти речь, заявив, что «из контекста все предельно понятно».

В общем, пока официальная позиция Москвы не выходит за рамки декларировавшейся все последние годы, хотя намеки на ее возможное изменение очевидны, и это понятный сигнал Западу.

Внешнее управление без послаблений

Кризис в отношениях России с «коллективным Западом» не может не радовать официальный Киев и, видимо, воспринимается им как карт-бланш на ужесточение политики как внутри страны, так и в отношении ситуации на Донбассе. В частности, ЕС, «изучив ситуацию», поддержал закрытие трех телеканалов. Подробнее говорить о перспективах политики нынешней власти будет смысл через неделю, когда появятся итоги с помпой анонсированного на 19 февраля заседания СНБО с частично закрытой повесткой дня.

«Угрозы национальной безопасности государства, которые должны быть устранены, требуют обязательных жестких решений в пределах, определенных Конституцией Украины и действующим законодательством», — сообщила пресс-служба Офиса президента. Там заявили, что «до 2019 года украинцы наглядно видели, что необходимые решения для защиты национальной безопасности, которые давно назрели, по политическим соображениям откладывались». Отсутствие достаточной политической воли в то время заложило под основы государственности «много мин замедленного действия, которые и нуждаются сегодня в системном противодействии». Иными словами, у Зеленского решили показать, что он бо'льший патриот, чем экс-президент Порошенко.

Но пока на минувшей неделе поступили и два неприятных сигнала от Запада. В Европейском парламенте была принята резолюция по выполнению Украиной условий Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, носящая достаточно критический характер. Киеву попеняли на то, что «никаких видимых эффектов в деолигархизации не было достигнуто. Олигархи по-прежнему оказывают сильное влияние на экономику Украины и политику».

Но особое внимание привлекло следующее: «...в резолюции отмечается, что в Украине отсутствует прогресс в уголовном производстве серьезных нарушений прав человека, предположительно, совершенных военнослужащими украинских Вооруженных сил, а также [отмечается] задержка и недостаточный прогресс в расследовании преступлений, связанных с Майданом».

Европарламент также раскритиковал запрет на проведение местных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, подконтрольных Украине, в результате чего права голоса были лишены почти полмиллиона украинцев. В резолюции говорится, что это решение было принято без четкого обоснования военно-гражданскими администрациями в этих областях.

«ЕП сожалеет о том, что политический климат в стране ухудшился, когда запугивание, язык вражды и политическое давление широко используется в политических целях; настоятельно призывает власти решительно осудить и запретить деятельность экстремистских и разжигающих ненависть групп и веб-сайтов, таких как «Миротворец», которые создают напряженность в обществе и неправомерно используют личные данные сотен людей, включая журналистов, политиков и членов групп меньшинств», — говорится в резолюции.

«Принимается к сведению закон о поддержке функционирования украинского языка как государственного, просит украинские власти полностью соблюдать свои международные обязательства и рекомендации, содержащиеся в заключении №960/2019 Венецианской комиссии, то есть уважать право нацменьшинств на развитие и полное использование своего языка и действовать с высочайшей степенью внимательности и баланса в отношении национальных меньшинств, их языка и их права на образование», — говорится в резолюции.

В общем, достаточно серьезные претензии, но, конечно, нельзя не напомнить, что резолюции Европарламента даже для руководства ЕС носят рекомендательный характер, что, впрочем, часто и позволяет использовать его для выражения позиции, с которой в целом согласны, но не собираются реализовывать на практике, — дескать, «морально» мы не поддерживаем.

Ну а Киев на такие увещевания еще со времен «недостаточно решительного» Порошенко научился реагировать по принципу «А Васька слушает, да ест». Очевидно, так будет и в этот раз.

Куда более чувствительным следует считать то, что МВФ завершил свою виртуальную миссию по вопросам первого пересмотра программы для Украины в формате stand-by без принятия положительного результата о пересмотре. Об этом говорится в заявлении главы представительства МВФ в Украине Йоста Люнгмана. Он заявил о необходимости большего прогресса и новых дискуссий.

Как он отметил, дискуссии фокусировались на:

— усилении управления Национальным банком;

— улучшении законодательных и регулятивных основ банковского надзора и финансового оздоровления;

— мероприятиях, направленных на уменьшение фискального дефицита в среднесрочной перспективе;

— законодательных инициативах по восстановлению и усилению антикоррупционной инфраструктуры и судопроизводства.

В общем, украинской власти дали понять, чтобы она не расслаблялась и что никакие проблемы в отношениях Запада с Россией не дают Киеву оснований рассчитывать на послабления в плане расширения или хотя бы сохранения на прежнем уровне полномочий «туземной администрации». Внешнее управление будет только усиливаться.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Железный секонд-хенд: казнить или помиловать?

Зачем строить ветряки и солнечные станции, которые увеличили стоимость...

Голосовое общение — признак элитности

«Элитарность» нового приложения способствует его популярности у украинских...

Политическое самоубийство в рамках борьбы с...

Понимает ли власть, что движется к электоральной катастрофе?

Круговое наступление

Любые силы, которые могут аккумулировать протестные настроения, должны быть...

Интерпретация преследований

Вследствие девальвации определенных понятий повелось объявлять политзаключенными...

«Налог на Google»: новые риски

Сфера интернет-рекламы будет привлекать больший объем средств рекламодателей и более...

Прибалтийский формат

При такой конфигурации исключается возможность использования пенсионного фонда в...

«Мотор Сич» как casus belli для украинско-китайской...

Логика торгово-экономических отношений Украины и КНР — в свете статистики о...

Карт-бланш взамен демократических приличий

С устранением Медведчука американцы «профилактически» лишают официальный Киев...

Похищение Европы у украинцев

Коррупция в Украине уже 30 лет как важный инструмент западного внешнего управления

Церковный 2021-й: новый виток

К сожалению, приходится констатировать весьма высокую вероятность нового обострения...

Королевские и другие роли

Экзекуция над Дубинским, помимо прочего, должна стать уроком послушания для...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка