«Твердая команда» из Вашингтона

№13(979) 1 – 7 апреля 31 Марта 2021

Две недели назад я назвал сигналом «открытым текстом» публикацию в The Washington Post о причинах того, почему администрация президента США откладывает телефонный разговор с Владимиром Зеленским.

Данная публикация в американском издании, напоминать о влиятельности и осведомленности которого нет нужды, как и том, что оно плотно связано с Демпартией, по сути является опубличиванием условий, на которых вожделенный Киевом разговор может состояться.

Но, видимо, намек в виде материала в авторитетном издании оказался недостаточным, и на сей раз условия были озвучены из уст официального лица, т. е. прямее некуда. Заместитель помощника госсекретаря США Джордж Кент заявил «Голосу Америки»: «Важно понимать: звонок, учитывая его символичность, должен быть подкреплен действиями... Мы хотим, чтобы Украина достигла успеха... Но для этого успеха должны быть правильные действия и правильные реформы».

«Если быть точным, то любой закон, который ставит под угрозу независимость организаций, будь то НАБУ или Национальный банк, не помогает Украине. И международным партнерам — будь то МВФ или США, будет сложно продолжать поддержку, если эти усилия не ведут к необходимым Украине реформам и изменениям», — сказал Кент.

И, наконец: «То, как украинская власть выйдет из конституционного кризиса, созданного Конституционным Судом, который подрывает и отвергает перемены, является настоящим вызовом для украинцев».

Интервью Кента опубликовано 25 марта, когда на Украине день клонился к вечеру, а уже в субботу, 27 марта, Владимир Зеленский подписал указ, который отменяет указ бывшего президента Виктора Януковича от 14 мая 2013 г. №256 «О назначении Александра Тупицкого судьей Конституционного Суда Украины». Тупицкий сейчас является действующим главой КСУ.

Этим же указом Зеленский отменил указ от 17 сентября 2013 г. №513 «О назначении Александра Касминина судьей Конституционного Суда».

В президентском указе говорится, что Виктор Янукович узурпировал власть в 2010—2014 гг., что привело к «подрыву нацбезопасности и обороноспособности», и тот факт, что назначенные им судьи Конституционного Суда продолжают выполнять свои полномочия, создает угрозу государственной независимости и национальной безопасности.

Действительно, достойные всяческого поощрения (будем теперь ждать звонка из Вашингтона?) оперативность и исполнительность, заставившие вспомнить старый анекдот про «твердую команду».*

Впрочем, необходимость оной легко объяснить тем, что хотя Владимир Зеленский и включил режим «абсолютного самодержца», такой способ избавления от неугодного судьи можно считать очередным пробитием дна. Хотелось бы напомнить, что собственно сама институция Конституционного Суда в практике демократических стран (подчеркну это особо), откуда и была позаимствована Украиной, рассматривается как независимая высшая инстанция, контролирующая другие высшие органы власти (исполнительную и законодательную).

Эта независимость обеспечивается порядком его формирования (судей назначают по равной квоте президент, парламент и съезд судей), а также сроком их полномочий — 9 лет, что значительно выше срока действия полномочий президента и парламента. Иными словами, значительную часть действующего состава КС должны составлять судьи, назначенные туда предшественниками действующей власти.

При этом в украинской истории был прецедент, когда президент аналогичным образом избавился от «неудобного» судьи КС. В 2007 г. Виктор Ющенко, издавший антиконституционный указ о роспуске парламента, аналогичным образом «отменил» указ своего предшественника о назначении судьей КС Сюзанны Станик, которая должна была выступать докладчиком по этому делу.

Параллельно сугубо политическому процессу, вызванному тогдашним разгоном парламента, шла длительная тяжба и по «делу Станик». В конечном итоге Верховный Суд поставил точку в этом споре, постановив, что Станик была уволена незаконно.

Более того, в 2019 г. Верховный Суд (ссылаясь на судебный процесс по иску Сюзанны Станик) вынес решение о том, что «Конституция не предусматривает полномочия президента относительно издания указа об отмене указа о назначении судей Конституционного Суда».

Иными словами, президент пошел на открытое и вопиющее нарушение законодательства, включая и Конституцию. Но что значат украинские законы, когда есть четко выраженные пожелания «партнеров»!

О «твердой команде» в письменном виде

Впрочем, выполнить указания по «выходу из конституционного кризиса» Зеленскому было достаточно просто, поскольку с главой КС у него давно конфликтная ситуация, и публичная отмашка из Вашингтона, позволяющая осуществлять самые решительные действия, невзирая на юридические «формальности» и общественный резонанс, пришлась кстати.

Другое дело, когда речь идет о персоналиях, с которыми Владимира Зеленского связывает много личного и делового, т. е. прежде всего об Игоре Коломойском. Секретарю СНБО Алексею Данилову пришлось объяснять: «Если страна соответствующим образом будет передавать свои документы в Украину, мы будем их рассматривать в соответствующих институтах, после чего могут происходить те процессы, о которых вы сейчас говорите (действия со стороны Киева в отношении тех лиц, против которых ввели санкции США. — С. Б.). Это не моя прихоть или какого-то другого члена СНБО, мы имеем дело с документами», — продемонстрировали в СНБО щепетильность в отношении юридических моментов.

Однако на данный момент, по словам секретаря СНБО, в официальных учреждениях Украины нет никаких документов от Вашингтона в отношении Коломойского, Деркача и Дубинского. Если они появятся, то это уже будет «вопрос иного порядка».

Между тем хорошо известно, что ссылки на необходимость подтверждающих документов, «твердой команды» (в официальной, письменной форме) — классический способ уклониться от исполнения указаний начальства, когда те чреваты неприятностями или же просто их не хочется выполнять.

В качестве примера перескажу фрагмент из интервью Леонида Кравчука, опубликованного на минувшей неделе в российской «Литературной газете». Он рассказал, что когда генерал Варенников жестко потребовал от него ввести на Украине режим чрезвычайного положения, Леонид Макарович попросту попросил письменный мандат от ГКЧП, подтверждающий полномочия Варенникова. После этого грозный генерал ретировался из кабинета тогдашнего председателя Верховной Рады, пообещав вернуться к этому вопросу после своей поездки во Львов (оттуда Варенников улетел уже в Москву).

Пока американцы от юридического побуждения Киева к активным действиям воздерживаются, явно ожидая, что Зеленский сам, как говорится, проявит инициативу. Впрочем, нельзя не отметить и того, что громогласно объявленные американские санкции против олигарха свелись лишь к запрету ему и членам его семьи посещать США. А тут любое государство в своем праве — обосновывать такой запрет юридически подтвержденными претензиями совершенно не обязано.

Вот американцы и ограничились «вербальными» обвинениями в коррупции в бытность Коломойского главой Днепропетровской ОГА с очевидным намеком на то, что далее уже Киев должен подвести под эти и прочие обвинения юридическую базу — со всеми вытекающими для Игоря Коломойского последствиями. Но в Киеве, как видим, пока находят отговорки.

Одним махом нескольких побивахом

Тем не менее Банковая пытается аккуратно демонстрировать активность против Коломойского, дабы и американцев «умастить», и самому олигарху дать понять, чтобы он не выходил за определенные рамки в своей самозащите, поскольку в нынешней ситуации речь может идти лишь о сохранении его личной свободы и некоей части активов, способных обеспечить Игорю Валерьевичу безбедную старость, с чем олигарху-«максималисту» смириться сложно.

Именно с прессингом в отношении Коломойского наблюдатели связали еще одно громкое событие минувшей недели — арест одной из самых известных фигур первой фазы войны на востоке — Семена Семенченко. Как считает СБУ, Семенченко организовал работу частной военной компании, которые в Украине вне закона. А также он замешан в контрабанде из России продукции военного назначения (по логике, за это нужно награждать, а не наказывать, поскольку речь идет о запчастях к зенитно-ракетным комплексам С-300).

Дело в том, что в свои «послефронтовые» годы Семенченко неоднократно был замечен в «мероприятиях», за которыми просматривался интерес Игоря Валерьевича. В частности, в 2016 г. Семенченко стал одним из организаторов экономической блокады Донбасса, после чего Кабмин и Порошенко ее узаконили. По факту же эта акция была выгодна Коломойскому, который получил ослабление «донецких», лишившихся огромной части своего бизнеса.

В феврале 2021 г. члены организации «Донкорп Украина», которой руководит Семенченко, участвовали в стрельбе на стройплощадке в Киеве. Как оказалось, там присутствуют интересы Михаила Кипермана — друга и бизнес-партнера Игоря Коломойского. Также журналисты выяснили, что члены той же компании в 2020 г. охраняли офис «Центрэнерго», после того как его руководящих сотрудников и всю документацию по команде Коломойского вывезли в поселок Козин под Киевом. В то время государственную энергогенерирующую компанию возглавляло лояльное к Коломойскому руководство.

Кроме того, журналисты узнали, что представители «Донкорп Украина» в конце 2019 г. участвовали в митингах против руководства Нацбанка. В частности, против экс-главы НБУ Якова Смолия и его заместителя Екатерины Рожковой. Ранее заказчиком акций против НБУ Смолий публично называл непосредственно Игоря Коломойского.

Судя по всему, «Донкорп Украина» и ЧВК, в создании которой обвиняется Семенченко, может являться силовой структурой Игоря Коломойского, и ее нейтрализация выглядит весьма предусмотрительно.

Но немаловажным является и то, что в рамках одного дела с Семенченко предъявлены обвинения и известному агенту НАБУ Евгению Шевченко, который начинал карьеру водителем у Семенченко, когда тот воевал в АТО. Сам Шевченко утверждает, что к ЧВК Семенченко никакого отношения не имеет.

Он считает, что к его делу причастен глава ОП Андрей Ермак из-за срыва спецоперации по «группе Вагнера». «Это все началось полгода назад, когда я обвинил Ермака в госизмене по срыву спецоперации по ЧВК Вагнера. Мой знакомый был одним из руководителей этой операции и принимал руководящее участие. Я узнал о том, что была госизмена, что они планировали такую операцию», — сообщил Шевченко.

Более того, неделю назад Шевченко дал интервью небезызвестному Христо Грозеву (расследователь Bellingcat, который готовит фильм об операции по «вагнеровцам». — С. Б.). Напомню, выход фильма Дмитрий Гордон анонсировал на 15 марта, пообещав, что это «будет своеобразным водоразделом для украинского общества. Это очень серьезно». Потом он сообщил, что выход фильма перенесен примерно на 5 апреля, поскольку Грозев приехал на Украину побеседовать с фигурантами.

То, что эта история чрезвычайно нервирует Банковую, — факт очевидный. А посему версия выглядит абсолютно «рабочей». Как и то, что эта история — непосредственный удар по НАБУ и его главе Артему Сытнику, у которого с Шевченко близкие отношения, причем под видом «борьбы с Коломойским», что не должно, по замыслу, вызвать возражений на Западе.

Но, напомню, Джордж Кент в своем интервью отдельным пунктом «заступился» за независимость НАБУ, а на такие игры в Вашингтоне могут реагировать достаточно жестко.

На публике и за кулисами

Недавно главный украинский переговорщик в группе советников, глава ОП Андрей Ермак заявил: «Сегодня на столе лежит конкретный план — план мирного урегулирования, который предложен Германией и Францией, доработан Украиной...

И мы считаем, что он абсолютно соответствует духу и принципу Минских соглашений, он соответствует нормам международного права». Поэтому «Россия должна чётко сказать, готова ли она идти по пути установления мира на Донбассе, или она не хочет мира в Украине. Тогда всему миру будет это понятно».

Видимо, крайнее раздражение Москвы такой трактовкой стало причиной того, что рабочие документы переговоров «оказались» в распоряжении издания «Коммерсант». Из них следует, что сейчас рассматривается совместный план Германии и Франции, разделенный на т. н. «кластеры» (по вопросам безопасности, гуманитарным вопросам и общему политическому урегулированию), к которому российская сторона внесла свои замечания и предложения, а также отдельный план Киева.

Сама по себе подобная «диспозиция» позволяет сделать вывод о том, что позиция Берлина и Парижа ближе к российской, чем к украинской. Об этом, собственно, говорит и содержание занимающих по нескольку страниц документов, которые мы по пунктам рассматривать не будем, сосредоточившись на ключевых моментах.

Главное — очередная «дорожная карта» Берлина и Парижа предусматривает выполнение Минских соглашений в том объеме и в той последовательности, которые в них прописаны. Киев же в последнее время уже совершенно открыто, устами своих спикеров самого высокого ранга заявляет о неприемлемости этого для себя и требует их пересмотра, обвиняя Россию в нежелании их выполнять.

Основные претензии Киева сводятся к изменению порядка выполнения пунктов Минска — не сначала выборы местных органов власти на Донбассе, а затем, после признания их итогов ОБСЕ, передача украинской стороне контроля над границей с Россией, а наоборот. Также украинские спикеры заявляют о неприемлемости для себя требования о внесении изменений в Конституцию Украины, закрепляющих особый статус Донбасса и расширение прав и полномочий всех регионов Украины.

Почему в Минских соглашениях прописан именно такой порядок, очевидно: «противоположная сторона» резонно опасается, что, получив контроль над границей, отрезав самопровозглашенные республики от России, Украина тут же забудет о своих обязательствах и примется силовыми методами приводить их к «общеукраинскому знаменателю», а западные «гаранты», как это было с заключенными при их посредничестве соглашениями Януковича с лидерами евромайдана, лишь «беспомощно» разведут руками.

Предложенный Киевом собственный вариант плана полного урегулирования только усиливает эти подозрения. В соответствии с этим планом до всех политических «телодвижений» предлагается начать и закончить вывод «иностранных войск» и ликвидацию «незаконных вооруженных формирований», т. е. воинских подразделений самопровозглашенных республик. После этого начинается передача Украине границы.

Правда, сохраняется «народная милиция» (термин, прописанный в Минских соглашениях), вооруженная лишь стрелковым оружием, которая вместе с украинской полицией будет поддерживать порядок на территории «отдельных районов» в переходный период. Фактически же это означает их переход под контроль Украины и проведение выборов под украинским контролем.

Законопроекты об особом статусе ОРДЛО, о местных выборах в ОРДЛО, об амнистии, о специальной экономической зоне, о внесении изменений в Конституцию в части децентрализации — по мере «вывода иностранных войск» Рада принимает эти законопроекты в первом чтении. И в целом — после завершения вывода.

После разоружения всех «незаконных групп» Рада назначает выборы и восстанавливает экономические связи с регионом. После передачи Украине всей границы проводятся выборы. После выборов начинает действовать на постоянной основе особый статус. Последним пунктом — вступают в силу изменения в Конституцию.

В общем, «возможностей» много. Как минимум всегда можно сделать так (совсем просто, учитывая настроения в украинском парламенте), что в целом указанные законопроекты не будут приняты, особенно это касается изменений в Конституцию, для которых, по украинскому сценарию, нужно будет найти требуемые 326 голосов уже после того, как дело будет сделано.

Поэтому российские замечания к франко-германскому плану, помимо определенных расхождений, неизбежных в столь сложном переговорном процессе (для их разрешения, поиска компромисса и нужны переговоры), в целом сводятся к конкретизации мирного плана, установлению четких сроков выполнения каждого из его пунктов, созданию действенного механизма контроля и недопущению его срыва на любом из этапов, если Киев сочтет, что уже получил желаемое.

Нужно отметить, что в обсуждаемых документах украинская сторона отвергла российские предложения по усилению контроля за соблюдением перемирия, а именно — верификацию прекращения огня через совместные инспекции позиций, телефонные переговоры сторон, которые основываются на уже заключенном в июле соглашении, действительно позволившем кардинально снизить число инцидентов и жертв. Но потом Украина от этих мер отказалась, сорвав первую же инспекцию под Шумами, которую запросила ДНР, — как всегда, «патриоты» разогнали «зраду».

В очередной раз отметим, что, как следует из появившихся документов, позиция Парижа и Берлина по большинству ключевых вопросов куда ближе к российской, чем к украинской. Но — только за закрытыми дверями, публично же какие бы то ни было претензии к Киеву — табу. И это позволяет последнему весьма вольно трактовать позицию западных партнеров по N4 и, что еще более важно, — попросту игнорировать все их пожелания, что уже не в первый раз заставило Москву методом «утечек» в прессу обнародовать информацию о ходе переговоров.

Напомню, первый раз это произошло в ноябре прошлого года, когда в СМИ появилось письмо Дмитрия Козака своим визави по переговорному процессу, из которого, в частности, следовало, что именно Франция, Германия и Украина, при возражениях России, выступают за сохранение конфиденциальности переговоров.

Интродукция

Не берусь судить, насколько публикация в «Коммерсанте» повлияла на дальнейшее развитие событий, выступив их катализатором, но в пятницу стало известно о гибели четырех украинских военных под поселком Шумы. Причем комментарий президента оказался достаточно умеренным. Главный посыл Зеленского — это необходимость сохранить перемирие. Глава государства не стал использовать этот инцидент как повод подвергнуть противника критике. По сути он даже не обвинил «оккупантов» в случившемся и заявил, что трагедию сначала надо расследовать.

Президент также заявил, что свяжется с лидерами стран «нормандской четверки» (т. е. и с Путиным тоже), чтобы обсудить гибель военных. И призвал на этот раз проявить не мужество, а мудрость. Тоже весьма показательно расставленные акценты. «Для войны нужно мужество. Для мира нужна мудрость. У Украины есть и то, и другое. Но преимущество Украина и весь цивилизованный мир отдают второму варианту», — сказал Зеленский.

Информации об отдельных переговорах Зеленского с членами «нормандского формата» на момент написания этих строк не поступало, но стало известно о планировавшейся видеоконференции Меркель, Макрона и Путина. «Меня ранее спрашивали о видеоконференции при участии канцлера, французского и российского президентов. Могу вам сказать только, что это мероприятие сегодня не состоялось», — сказал официальный представитель правительства Германии Штеффен Зайберт.

В то же время в Кремле заявили, что Москва продолжает согласование проведения видеоконференции с участием Ангелы Меркель, Владимира Путина и Эммануэля Макрона. Песков подчеркнул, что эти переговоры будут не в рамках «нормандского формата». Лидеры государств могут затронуть тему войны на Донбассе, однако он уточнил, что это не единственный вопрос. Также он сообщил: «Пока нет в планах разговора с Зеленским. Но при необходимости это может быть очень быстро организовано».

На данный момент информация крайне скупа, приведу лишь комментарий известного и осведомленного российского политолога Сергея Маркова, в прошлом депутата Госдумы от «Единой России»: «После гибели четырех украинских военных партия войны требует от Зеленского операции возмездия. Это может привести к сползанию к масштабной войне на Донбассе. Чтобы не допустить этого, Владимир Путин хочет провести срочные переговоры с Макроном и Меркель.

Но переговоры пока срываются. Меркель и Макрон требуют, чтобы в переговорах принял участие и Зеленский. Путин не хочет, потому что Зеленский сорвал выполнение договоренностей в Париже. И потому что Зеленский разгромил финансовую и медийную корпорацию Медведчука. А Медвечук это, возможно, единственный человек в Украине, кому Путин верит.

И вести переговоры с Зеленским сейчас означало бы безвольно поощрить Зеленского и далее вести обострение на Донбассе, и далее громить всех, кто может улучшить отношения России и Украины. Этого Путин допустить не хочет. А хочет заставить Макрона и Меркель положительно повлиять на Зеленского».

А еще позднее появилось сообщение Белого дома: «Советник по вопросам национальной безопасности Джейк Салливен сегодня общался по телефону с главой Офиса Президента Украины Андреем Ермаком. Господин Салливен подтвердил непоколебимую поддержку Соединенными Штатами суверенитета, территориальной целостности и евроатлантических стремлений Украины в условиях продолжения агрессии. Он также передал стремление администрации Байдена восстановить наше стратегическое партнерство в поддержку плана президента Владимира Зеленского по борьбе с коррупцией и реализации программы реформ, которая обеспечивает справедливость, безопасность и процветание для народа Украины»

Насколько я помню, после разговора госсекретаря Блинкена с украинским министром иностранных дел Кулебой, это второй звонок американского чиновника столь высокого уровня в Киев. И контекст понятен: вы там держитесь, давлению со стороны Москвы, а также, возможно, Берлина и Парижа не поддавайтесь.

Будем ждать развития событий. Могу лишь сказать с большой долей вероятности, что «застой» в урегулировании завершается, но в какую сторону пойдет развитие ситуации (к разблокированию мирного процесса или, наоборот, практически к открытому отказу от него и к эскалации), будет зависеть от того, чем завершится эта пока закулисная дипломатическая битва.

ШУТИМ

*Барин приезжает в свое имение и идет с управляющим осматривать свои владения. Идут тропой, которая неожиданно упирается в ручей.

— Слушай, Прохор, — говорит барин управляющему, — к следующему моему приезду сделай так, чтобы мы могли этот ручей посуху перейти — ну какой-нибудь мостик сооруди, на худой конец доску обыкновенную брось.

Через год опять приезжает, опять делают с управляющим обход, подходят к ручью, а там ничего. Барин вздыхает и молча заезжает управляющему в ухо. Тот падает, барин уходит. На следующий день барин пошел на охоту, подходит к ручью в болотных сапогах, а там — мост расписной.

Подзывает управляющего:

— Послушай, Прохор. Как так, год не могли доску кинуть, а тут за ночь сделали, что некоторым и за год не под силу?

— Не было твердой команды, барин.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Приоритетная фантасмагория-2021

Судя по всему, такие примеры, где мужчина является формальным главой семьи и...

Как министр аграрной политики строил свой агробизнес

За год г-н Лещенко совершил головокружительный карьерный скачок – от депутата...

Игры на обострение

Игры на обострение, в которых каждая из сторон пытается получить свой тактический...

Табачный конфуз

Первым Авторизованным экономическим оператором в Украине стал швейцарский табачный...

Нашествие невежества

«Просвещение и патриотизм создают нации; невежество и эгоизм – чернь», –...

«Танцы с Коломойским» и «Утро с Ахметовым»

Противоборствующие стороны готовы использовать все доступные методы для ограничения...

В тени и наяву

Всех олигархов сажают на крючок, показывая, что «плохое поведение» будет иметь...

Симулякры и паллиативы

Когда очарование нынешним государственным руководством было достаточно велико, армии...

Антарктическая пересменка 25/26

Не перевелись еще в Украине люди, для которых Антарктида — не только место...

Тревожный вход в Великий пост

При усилении интереса США к внутренней политике Украины религиозно-политические...

Право формирования «темников»

Есть основания полагать, что создание сразу двух информационных центров является...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка