Прибалтийский формат

№8(974) 25 февраля – 3 марта 25 Февраля 2021

Недавно мы писали о планах власти по проведению структурной пенсионной реформы, которую в правительстве хотят запустить уже в текущем году (читайте, пожалуйста, «Накопи себе сам», «2000», №4(970), 28.01—3.02.2021).

Согласно продвигаемой модели реформы, реализация которой является обязательством Украины перед Международным валютным фондом, базовая инфраструктура новой пенсионной системы нуждается в двух институциональных инструментах.

Во-первых, это негосударственные пенсионные фонды (НПФ), которые будут оперировать пенсионными сбережениями украинцев. Во-вторых — фондовый рынок, который, по задумке реформаторов, должен стать площадкой для вкладывания пенсионных средств в дополнительные инвестиционные инструменты.

Попробуем детально разобраться с тем, как устроены НПФ, кто управляет пенсионными накоплениями фондов и на чем они зарабатывают. Также проанализируем тонкости и проблематику создания в Украине полноценного фондового рынка.

Устройство НПФ

Первая волна активной регистрации в Украине неправительственных пенсионных фондов пришлась на 2004—2005 гг., после пенсионной реформы начала 2000-х. У украинцев появилась возможность накопить средства «на старость» путем регулярных взносов/отчислений в программы частных пенсионных фондов.

Если упрощенно описать принцип функционирования НПФ, то фонды инвестируют пенсионные накопления участников для сохранения/приумножения стоимости взносов. Каждый участник может выбрать индивидуальные условия программы работы с фондом, которые включают количество лет, частоту и размер пенсионных взносов, а также дату, когда фонд начнет выплачивать участнику накопления с его индивидуального счета.

НПФ — это лишь юридическая «надстройка», которая обслуживается функциональной триадой: администратором НПФ, компанией по управлению активами и банком-хранителем. Услуги обслуживающих субъектов оплачиваются за счет вкладов участников фонда.

Формально, вкладывая накопления участников в некий перечень инструментов, НПФ обеспечивает как минимум сохранность вложений, нивелируя влияние инфляции, которая «съедает» реальную стоимость откладываемых денег. При условии качественной инвестиционной политики пенсионные вложения не просто сохраняются, но и приумножаются.

Правда, никто не гарантирует сохранность пенсионных отчислений в НПФ в случае некоего ЧП, сбоя в данных и отчетности и т. д. В отличие от банковских вкладов, где государство выступает гарантом в лице Фонда гарантирования вкладов физлиц, механизмы государственного «страхования» средств в НПФ отсутствуют.

Ограниченная инвестиционная маневренность

В соответствии с реестром Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), осуществляющей надзор и регулирование деятельности неправительственных пенсионных фондов, на данный момент в Украине насчитывается 63 активных НПФ. Согласно анализу рынка пенсионных накоплений, который НКЦБФР опубликовала в конце сентября 2020 г., общее количество участников НПФ составляет более 880 тыс. Из них пенсионные выплаты получают или уже получили 83,6 тыс., или 9,8% общего количества участников.

По данным Украинской ассоциации администраторов пенсионных фондов, активы 48 из 55 негосударственных пенсионных фондов в течение 2020 г. выросли на 20%, до 1,9 млрд. грн. Шесть НПФ показали падение прибыльности активов.

Что же касается инвестиционного портфеля НПФ, или, проще говоря, направлений, куда фонды вкладывают пенсионные накопления клиентов, то инструментарий крайне ограничен. «По состоянию на 30.09.2020 предпочтительными направлениями инвестирования пенсионных активов стали государственные ценные бумаги (45,7%), депозиты в банках (40,3% инвестированных активов), облигации предприятий, эмитентами которых являются резиденты Украины (5,5%), облигации внутренних местных займов (2,7%), объекты недвижимости (2,5%)», — указано в анализе рынка Нацкомиссии по ценным бумагам.

Т. е. 86% всего инвестиционного портфеля украинских НПФ — это покупка облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) и депозитные вклады в банках. За исключением тренда нескольких последних лет, когда «аномальная» доходность ОВГЗ сочеталась с низкими среднегодовыми показателями инфляции, в обычных условиях инструменты ОВГЗ и банковских депозитов в лучшем случае позволяют уберечь накопления от обесценивания.

Отметим, что небывалый скачок доходности по ОВГЗ был обусловлен резким притоком спекулятивного иностранного капитала и обернулся для Украины формированием крайне дорогостоящей и дестабилизирующей финансово-долговой «пирамиды».

В целом рынок НПФ в нынешнем его виде — это весьма частная история, с достаточно ограниченным перечнем участников и бенефициаров, а также очень узкой инфраструктурой. Главные вопросы, которые возникают в отношении плана власти по скорейшему внедрению обязательного второго уровня накопительной пенсионной системы заключаются в том, куда будут направлены пенсионные взносы и кто будет ими оперировать.

Управляющая каста избранных

В структуре неправительственных пенсионных фондов, пожалуй, ключевую роль играют компании по управлению активами. Именно эти структуры, которые в большинстве случаев выступают и администраторами НПФ, «банкуют» пенсионными накоплениями. Попробуем детальнее рассмотреть, кто же управляет пенсионными инвестициями. Рассмотрим структуру управляющих фирм на примере нескольких фондов, которые, в соответствии с данными профильной ассоциации, являются самыми крупными по объему накопленных активов.

Согласно реестру Нацкомиссии по ценным бумагам на данный момент всего 20 юридических лиц имеют активный статус, являясь администраторами частных пенсионных фондов и компаниями по управлению активами.

Одним из ключевых игроков на рынке услуг неправительственных пенсионных фондов является ООО «Компания по управлению активами Оптима-Капитал». В частности, эта компания занимается управлением активами крупнейшего в Украине НПФ «ОТП Пенсия», а также распоряжается пенсионными накоплениями нескольких фондов поменьше (открытых пенсионных фондов «Фрифлайт» и «Магистраль»).

«Оптима-капитал» является частью структуры крупнейшего в Восточной Европе поставщика финансовых услуг OTP Group — венгерской банковской группы, работающей в сфере финансового, страхового, инвестиционного и банковского бизнеса. В Украине также функционирует «ОТП Банк» — один из крупнейших банков с иностранным капиталом.

Вторым НПФ в Украине по объему активов является «ПриватФонд», а управляющим активами фонда выступает компания «Руководящий администратор пенсионных фондов «Паритет». Структура собственности и связанных с «Паритетом» юридических лиц весьма занимательна. Ряд юридических лиц созданы под «крышей» кипрской офшорной компании «Ачиллион коммершиал лимитед». С «офшоркой», в частности, связана одна из крупнейших российских страховых компаний «Ингосстрах», которая заявила о выходе из Украины в 2017 г., после ареста Генеральной прокуратурой активов «Приватбанка», которые были связаны с российскими страховщиками.

Интересно, что связанная с «Паритетом» другая компания по управлению активами — «Финансовый капитал» — является фигурантом уголовного производства по завладению средствами в особо крупных размерах, принадлежащими нынче национализированному «Приватбанку».

Третьим неправительственным пенсионным фондом по объему активов является «Эмерити-Украина». Пенсионными накоплениями этого фонда управляет ООО «Компания по управлению активами — администратор пенсионных фондов «Апинвест». Бенефициарами этой компании выступают «офшорка» на Британских Виргинских островах «Айсию холдингз лимитед» и учредитель международной финансовой группы ICU Макар Пасенюк.

Пасенюк выступает одним из главных партнеров влиятельных финансовых кругов на Западе по финансовому бизнесу в Украине, в частности, через транснациональный финансовый конгломерат ING Group. Финансовая группа ICU Пасенюка также тесно завязана на финансировании грантовых структур и организаций в Украине, часто выступая партнером небезызвестного фонда Dragon Capital, связанного с миллиардером Джорджем Соросом.

Например, Dragon Capital и ICU выступают партнерами Киевской школы экономики экс-министра экономического развития Тимофея Милованова, кадровой кузни украинских либертарианцев и прочих «юных орлов-реформаторов».

Со структурами Пасенюка и его западных партнеров также связана компания по управлению активами «Инвестиционный Капитал Украина», которая распоряжается средствами пенсионного фонда «Династия» (5-е место по объему активов). Также к структурам Пасенюка и Ко принадлежит Администратор пенсионного фонда «Центр Персонифицированного учета». Последняя компания выступает администратором еще ряда менее крупных неправительственных пенсионных фондов. Можно сказать, что ICU оказывает самое большое влияние на значительную долю активов, сосредоточенных в действующих на сегодня украинских НПФ.

Клондайк для спекулянтов

В целом можно сказать, что львиная доля уже существующей системы неправительственных пенсионных фондов, которые станут основополагающими элементами пенсионной реформы, представляет собой олигопольную структуру, находящуюся под управлением внешнего капитала.

Введение общеобязательной модели пенсионного накопления запустит процесс накопления многомиллиардных пенсионных фондов, которые окажутся в руках управляющих компаний и администраторов НПФ, тесно связанных с западным финансовым капиталом.

При сложившейся структуре и модели «пенсионного инвестирования» деньги из этих пенсионных фондов будут использоваться западными «инвесторами» для скупки и спекуляции ОВГЗ Минфина. Это приведет к еще большей долговой зависимости бюджета от обобщенных западных «партнеров». При такой конфигурации исключается практически любая возможность использования пенсионных фондов в качестве элемента внутреннего финансового ресурса. Это исключает механизм употребления пенсионных накоплений в виде капиталовложений в реальный сектор экономики и развитие индустриального производства.

Увы, но, судя по всему, в обновленной системе накопительного пенсионного обеспечения пенсионные отчисления будут играть роль инструмента для финансовых спекуляций со стороны отечественных «МММщиков» и западных «друзей» Украины.

Впрочем, власть твердит обратное: говорит о направлении циркуляции потоков пенсионных средств именно в реальный сектор экономики в качестве внутреннего «инвестиционного драйвера». Именно для этого в тандемной связке с введением второго уровня накопительной пенсионной системы (общеобязательного) правительство хочет построить инфраструктуру полноценного фондового рынка Украины.

Nasdaq по-украински для всех

Создание в Украине фондового рынка — один из важнейших приоритетов деятельности Кабмина в 2021 г., который сформулировал премьер-министр Денис Шмыгаль.

В правительстве считают, что качественный рынок ценных бумаг является необходимым условием функционирования накопительной пенсионной системы. Кроме того, фондовый рынок считается некоей панацеей, в т.ч. в решении социально-экономических проблем.

Фондовый рынок является торговой площадкой для проведения операций выпуска и обращения различных ценных бумаг между участниками рынка. Если очень упрощенно описать функциональное предназначение фондового рынка, то можно сказать, что он выступает более разнообразной альтернативой банковскому сектору.

Для отечественного бизнеса, причем как крупного, так и среднего и мелкого, фондовый рынок создает инструменты привлечения инвестиций для начала нового или развития имеющегося дела. Государственные компании также могут привлекать средства, размещая свои акции для привлечения дополнительных средств. Рынок создает новые механизмы привлечения таких желаемых иностранных инвестиций в экономику Украины.

Физические лица могут выступать в качестве инвесторов, покупая акции компаний или другие ценные бумаги. Также можно будет совершать операции с валютными фьючерсами, «законтрактовав» себе под будущий отпуск (например, в январе 2022 г.) покупку 3—4 тыс. долларов при текущем курсе обмена валют. В целом у рядовых граждан формально будет достаточно новых финансовых инструментов, с помощью которых можно ощутить себя «не халявщиком, а партнером».

В конечном итоге развитие фондового рынка создаст спрос на профессию биржевого маклера, которой могут заняться все страстные фанаты фильма Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит».

Однако все это выглядит весьма радужно только в теории и со слов адептов, проповедующих критическую необходимость фондового рынка для Украины.

«Лучшие друзья» фондового рынка

Еще 20 января на заседании Кабмина премьер Денис Шмыгаль подчеркнул приоритетность вопроса создания фондового рынка.

«Создание фондового рынка — это один из приоритетов правительства, ведь это будет означать дополнительные финансовые инструменты для внутреннего и внешнего инвестора. То, что у нас еще не было такого рынка, — это большая потеря для отечественной экономики и факт, который я лично считаю экономическим преступлением против нашего государства. Мы работаем, чтобы исправить эту ситуацию», — заявил глава КМУ.

Отбросив излишний пафос относительно «экономического преступления», необходимо отметить, что фондовый рынок в Украине все-таки существует и функционирует. Согласно данным Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), отечественный фондовый рынок насчитывает 5 бирж, организующих торги ценными бумагами. Впрочем, 99,5% всех операций в 2020 г. проводились всего на двух площадках: «Фондовая Биржа «ПФТС» и ФБ «Перспектива».

При этом вся биржевая активность была сосредоточена на торгах облигациями внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Общий объем операций с ОВГЗ составил 276,9 млрд. грн., или 98% общего объема биржевых контрактов за январь—ноябрь 2020 г. Т. е. существующий фондовый рынок в Украине является своеобразным операционным придатком, который обслуживал бенефициаров спекулятивной «пирамиды» с ОВГЗ в лице, в первую очередь, иностранного капитала.

Правительство недвусмысленно продемонстрировало реальную приоритетность вопроса фондового рынка, проведя 22 января первое публичное обсуждение Национальной экономической стратегии — 2030 именно по теме «Инвестиционная привлекательность, рынки капитала и макроэкономическая стабильность».

Во время мероприятия премьер Шмыгаль заявил о готовности подписать с международными партнерами меморандум о создании фондового рынка в Украине. Глава Кабмина поблагодарил Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Агентство США по международному развитию (USAID), Американскую торговую палату (АТП) и других международных финансовых партнеров, которые участвуют в создании фондового рынка Украины.

Столь активное вовлечение «американских друзей» в формирование такого важного для национальной экономики Украины сегмента, как рынок ценных бумаг, весьма показательно. Участие USAID (высшего федерального госоргана управления США) — это «пламенный привет» всем, кто продолжает твердить об отсутствии внешнего управления Украиной и «дремучей конспирологичности» этой темы.

Участие же Американской торговой палаты в Украине более чем прозрачно намекает на то, под чьи интересы формируется «туземный» фондовый рынок. Отметим, что совет директоров АТП состоит из представителей американо-украинской инвестиционной компании Horizon Capital, крупнейшего американского финансового конгломерата Citibank, транснационального объединения по предоставлению аудиторских и консультационных услуг KPMG, влиятельнейшей юридической компании из США Baker McKenzie, а также других тузов глобального финансового рынка.

Если фондовый рынок Украины существовал и ранее, хотя и в весьма примитивной форме, то что же мешало его развитию до сих пор?

Олигархам неинтересно, населению не до биржевых развлечений

В развитых капиталистических странах фондовые рынки изначально были площадками для операций, например, с государственными заемными облигациями, которыми обеспечивались военные кампании и прочие расходы, или ценными бумагами железнодорожных компаний, выступившими локомотивом промышленной революции.

Позже популярность завоевали акции, векселя, фьючерсы, и постепенно глобальный рынок пришел к торговле витиеватыми финансовыми инструментами — вроде кредитных дефолтных свопов.

Грубо говоря, сейчас фондовый рынок Украины находится на стартовых позициях европейских бирж образца XVIII—XIX вв., где торгуются только ОВГЗ. При этом наш рынок ценных бумаг находится в контексте современного глобального финансового рынка, и его развитие напрямую зависит от этого фактора.

Проблемы, которые возникают с формированием фондовых рынков стран периферийного капитализма, или стран с «переходной экономикой» (или «развивающейся экономикой»), весьма типичны. В перечне традиционных проблем значатся:

— нежелание инвесторов входить на рынок ценных бумаг (недостаток предложения капитала);

— отсутствие инвестиционных возможностей (недостаток спроса на капитал);

— слабое развитие торговых, расчетно-клиринговых и депозитарных систем рынка ценных бумаг;

— недостаточная осведомленность потенциальных участников рынка ценных бумаг о возможностях рынка.

Первейший и весьма банальный вопрос — а куда в Украине вкладывать средства? Второй вопрос — кто реально будет инвестировать?

Первое. Для развития, например, важнейшего во всех отношениях промышленного сектора Украины фиксируется хроническая нехватка инвестиционных ресурсов. Но в отечественных реалиях вся индустрия сосредоточена в руках крупных финансово-промышленных групп (олигархических конгломератов), доходы которых формируются не прибылью от присвоения добавленной стоимости, а феодальной рентой.

Условная прибыльность отечественных олигархов создается за счет преференций «дотаций» и «субсидий» («льготы» на железнодорожные перевозки, «скидки» за использование полезных ископаемых, схемы «Роттердам +», прямые дотации из казны на ведение бизнеса и т.д.), которые их бизнес получает вследствие перераспределения государственного бюджета. С сугубо рыночной точки зрения, все украинские олигархические «джокеры» глубоко убыточны и неконкурентоспособны.

Поэтому отечественный крупный бизнес не заинтересован в фондовых играх, не желая раскрывать реальную стоимость своих активов и т.д. Проблему условий роста реальной капитализации промышленных корпораций как участников фондового рынка в отечественных экспертных и научных кругах безустанно обсуждают уже минимум 10—12 лет.

Второе. Согласно западному «канону» рядовые граждане — это ключевые инвесторы на фондовом рынке. При текущем социально-экономическом состоянии абсолютного большинства украинских домохозяйств их первоочередной заботой являются «инвестиции» в продукты питания и оплату жилищно-коммунальных услуг.

При столь низком уровне располагаемого дохода (который остается у среднестатистического украинца после покупки еды, одежды, оплаты платежек и т.д.) говорить об украинцах как о массово-стихийном игроке на фондовом рынке можно только в трагикомическом жанре.

Третье. Оценки фондового рынка в качестве суперстимулирующего фактора привлечения в Украину инвестиций — это фэнтезийный сиквел набившей оскомину мантры о чудотворных «иностранных инвесторах». Все активы, финансовые инструменты, производства, сектора и направления в украинской экономике, которые представляют хоть какой-то интерес в глазах западного и прочего капитала, прекрасно осваиваются и без дополнительных инструментов фондового рынка.

Чтобы привлекать инвестиции в реальный сектор экономики, нужно иметь реальный экономический базис, а не конструкцию «кукурузного хутора», экспортирующего сельскохозяйственное сырье и рабочую силу. Это касается и гипотетических возможностей для инвестирования пенсионных накоплений украинцев частными пенсионными фондами.

Деиндустриализация + спекулятивный спрос

Хотя отсутствие полноценного фондового рынка в Украине премьер-министр Денис Шмыгаль назвал «экономическим преступлением», это утверждение более чем спорно. Учитывая характер кризисных волн, которые накрывали Украину в результате дефолта в России 1998 г. и мирового финансового кризиса 2008—2009 гг., отсутствие развитого фондового рынка — это большое благо. Глубина экономического спада в эти периоды, естественно, ограничивалась, в т.ч. «мелководностью» отечественного фондового рынка.

В условиях Украины, которая уже 30 лет пребывает в состоянии нестабильной «развивающейся экономики», столь нестабильный инструмент, как фондовый рынок, не кажется однозначным благом и предметом вожделения. Потенциально — это черная кризисная дыра для пенсионных накоплений граждан, в которой под дымкой спекуляций НПФ с успехом растворятся все «сбережения на старость».

С учетом активнейшего участия правительственных и частных финансовых структур из США можно предположить, что фондовый рынок Украины будет выстроен по образцу прибалтийских республик. Торговые, расчетно-клиринговые и депозитарные системы рынка ценных бумаг находятся на достаточно высоком уровне в Эстонии, Латвии и Литве. При этом их рынки ценных бумаг управляемы и полностью интегрированы в один из крупнейших рыночных конгломератов NASDAQ OMX Group — американскую компанию, владеющую фондовой биржей Nasdaq и еще восемью европейскими биржами.

В Прибалтике создание фондового рынка также имело прямую связку с пенсионной реформой и было обусловлено перестройкой солидарной пенсионной системы и заменой ее на накопительную модель.

По итогам мирового финансового кризиса 2008—2009 гг. экономика «прибалтийских тигров» пробила вершину мировых рейтингов, обрушившись более чем на 16%. Абсолютный мировой рекорд по спаду ВВП установила Латвия, показав в 2009 г. спад на уровне 17,8%. Столь выдающиеся «успехи» прибалтийских государств были обусловлены: гипертрофированным развитием только финансового сектора экономики; чрезмерным ростом кредитования на средства иностранных банков; неконтролируемым притоком спекулятивного капитала, в т.ч. на рынок недвижимости. Но важнейший фактор — последствия глубокой, системной и необратимой деиндустриализации экономики.

Бывшие прибалтийские индустриальные гиганты, такие как Рижская автобусная фабрика, Рижский государственный электротехнический завод «ВЭФ», «Радиотехника», «Альфа», «Даугавпилсский завод химического волокна» и другие, не пережили приватизации 90-х.

Однако и уцелевшим после «шоковых реформ» предприятиям не нашлось места в новой экономической реальности. При столь развитом, многофункциональном и продвинутом фондовом рынке почему-то не удалось найти инвесторов для Рижского вагоностроительного завода (последняя большая кампания по поиску «эффективного собственника» для завода провалилась в 2015 г.).

Пенсионный аншлюс

Впрочем, за свой статус «финансово-спекулятивных задворок» Запада и «резервуара рабочей силы» для развитых стран прибалты, по крайней мере, получили членство в Евросоюзе. Впрочем, это является лишь механизмом поддержки некоего минимального уровня социальной среды обитания в прибалтийских республиках, безвозвратно расставшихся со своим индустриальным потенциалом.

В случае выстраивания фондового рынка Украины по прибалтийскому сценарию и превращения его в спекулятивный отстойник глобальных финансовых игроков украинцам никаких утешительных членских статусов в ЕС не предоставят. Внешний контроль над финансовой системой создает возможность задавать вектор экономического развития, определяя приоритетные направления движения капиталов.

Если кто-то заявляет, что западные «партнеры» заинтересованы в становлении Украины как индустриального государства с развитой высокотехнологичной промышленностью и передовой научно-технической базой, то этот человек либо непростительно наивен, либо злостный враг Украины.

Накопительная пенсионная система станет источником спекулятивных ресурсов для игры на рынке ценных бумаг. Весь комплекс и контур навязанной пенсионной реформы и «разнарядки» по построению фондового рынка — это точно не про достойные пенсии для украинцев и не про развитие экономики Украины. Увы, это очередная игра внешних «стервятников», рассматривающих нашу страну и ее жителей как средство легкого и быстрого обогащения.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Новизна старых позиций

Когда «СП-2» вступит в строй, вполне логично ожидать, что Москва найдет повод, дабы...

ТВ-фастфуду вопреки

В современном телевизионном формате различных проектов и ток-шоу с претензией на...

Закон нашего времени: сбывается невозможное и...

Всё идёт к тому, что в середине июня 2021 г. в Швейцарии состоится встреча президента...

Козыри и их последствия

Все сильней тенденция к снижению напряженности в отношениях США и Запада в целом с...

Зачем создавать дополнительные проблемы?

Исторически Украина сформировалась как многонациональное государство

25-я антарктическая вернулась домой с трехдневным...

В Украину возвратились из Антарктиды 30 украинских полярников –  10 зимовщиков 25-й...

Антимуравейник

Пытаюсь представить, что было бы, если бы нашим предкам, отбившим нападение нацистов,...

Казанский теракт: о чем стоит задуматься

Теракт в Казани, унесший жизни девяти человек, стал, к сожалению, далеко не первым в...

Сезон охоты на старушек

У пожилого человека выбор невелик: подписать договор пожизненного содержания с...

Распад постсоветского пространства

Разделенная Украина остается гарантом продолжения разрушения постсоветского...

Как StopFake Адольфа Алоизовича не дал «подставить»

В украинском экспертном и околоэкспертном сообществе множество различных структур...

Демонстративные бунты и скрытые интересы

Ермак стал ключевой фигурой в системе украинской власти и фактическим лидером группы,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка