Хронология «Украинагейта»

18 Октября 2019 5

Версия посла США в ЕС Гордона Сондланда

Восстанавливать последовательность событий, послуживших основой бушующего скандала под названием «Украинагейт», крайне сложно. Во-первых, реальные эпизоды уже обросли домыслами и субъективными оценками, лишающими возможности составить объективную картину происшедшего. Во-вторых, подавляющее большинство фигурантов украинского скандала изначально не проявляли склонности к искренности, надеясь, что грандиозную проблему все же удастся замять. В-третьих, обе американские стороны конфликта все события трактуют диаметрально противоположно, исходя сугубо из политической целесообразности.

В подобной ситуации более-менее достоверными (конечно же, весьма условно) можно считать лишь показания фигурантов, данные ими под присягой. Предлагаем вам детальное описание хронологии событий «Украинагейта» от одного из главных действующих лиц нашей драмы — представителя группы «трех амигос» и посла США в ЕС Гордона Сондланда.

Это лишь основная часть вступительного заявления посла, 17 октября 2019 г. дававшего показания на совместном заседании трех комитетов Палаты представителей конгресса США в течение 10 часов. На все уточняющие вопросы законодателей Сондланд отвечал в духе украинских политиков, оказавшихся на допросе («не знаю» и «не помню»), но даже скудные пояснения высокопоставленного чиновника демократы уже успели назвать «катастрофой для Трампа»:

«Я понимаю, что некоторые из присутствующих здесь преследуют свои личные конкретные цели: кто-то хочет любой ценой услышать от меня показания, оправдывающие президента, а кто-то жаждет обличающих фактов в поддержку версии другой стороны. Но все это не имеет для меня никакого значения. Меня не прельщают высокие государственные посты, и я не намерен занимать сторону конкретных политиков. Говоря простым языком, я пришел сюда не ради продвижения чей-то повестки дня, а ради того, чтобы рассказать правду.

Как вам известно, 28 июня 2018 г. сенат голосами республиканцев и демократов утвердил меня на пост посла США в ЕС, а к исполнению должностных обязанностей в Брюсселе я приступил 9 июля 2018 г.

С первых дней на этом посту работа с Украиной остается частью моих усилий по продвижению национальных интересов США. Политическая и экономическая ситуация в Украине – критически важный компонент обеспечения стратегической стабильности в Европе. Более того, начавшийся уже больше пяти лет назад конфликт в Восточной Украине и Крыму остается одним из самых серьезных кризисов в сфере безопасности – как для Европы, так и для США.

Занимая пост посла США в ЕС, я неизменно рассматривал отношения с Украиной как ключевой компонент в деле продвижения внешней политики США и ЕС. Более того, на протяжении многих десятилетий (как при республиканских, так и при демократических президентских администрациях) США придавали Украине стратегической значение – отчасти ради противостояния российской агрессии в Европе, отчасти ради обеспечения энергетической независимости Украины.

Мое участие в вопросах, связанных с Украиной, представляло малую часть моих должностных обязанностей, но при этом входило в число приоритетных вопросов посольства. В этом смысле работа с Украиной близка к работе с другими государствами, не входящими в состав ЕС (такими как Венесуэла, Иран и Грузия): наша дипломатическая миссия и я лично в постоянной координации с нашими партнерами из ЕС продвигаем политику, отражающую наши общие ценности и интересы.

Я всегда старался информировать коллег из госдепартамента и Совета национальной безопасности обо всех своих действиях и обращался к ним за советом. В моем понимании, все мои действия, связанные с Украиной, полностью одобрялись госсекретарем Помпео, поскольку моя работа соответствовала всем давно устоявшимся доктринами американской внешней политики. Более того, совсем недавно госсекретарь Помпео отправил мне поздравление, в котором сообщил, что я отлично справляюсь с порученной мне работой, и предложил и далее действовать в том же духе.

И пока я выполняю свои должностные обязанности в Европе, в Вашингтоне не прекращаются некорректные и необоснованные спекуляции на тему моей работы с Украиной. Чтобы оказать вам помощь в формулировании ваших вопросов, позвольте мне поделиться с вами хронологией событий.

Во-первых, начало моих отношений с Украиной в качестве посла в ЕС датируется самым первым днем после вступления в эту должность. Самые первые информационные материалы я получил летом 2018 г. Хотя украинский вопрос и не занимал постоянно большую часть моего времени, готовившие для меня информационные справки кадровые специалисты считали мое участие в делах Украины важной частью моей работы.

13 июля 2018 г., всего спустя четыре дня после вступления в должность, я принял правительственную делегацию Украины в миссии США в Брюсселе. Эту встречу запросило тогдашнее правительство Украины и -- как и большинство встреч – ее организацию и проведение обеспечивали кадровые сотрудники американской миссии при ЕС.

После этих первичных контактов на протяжении осени 2018 г. я присутствовал на многочисленных встречах в Брюсселе и других городах Европы ради продвижения интересов США в Украине. Эти интересы отражают весь спектр активности нашего правительства: они не имели какой-либо узкой направленности. Мы обсуждали экономическое развитие, энергетическую независимость и проблемы безопасности с учетом российской агрессии в отношении Украины. Находясь в Брюсселе, своей целью я всегда считал упрощение и ускорение процедуры интеграции Украины в контекст западных норм -- Европы и США.

Поясню. В мои задачи входило оказание поддержки моим коллегам по госдепартаменту, занимавшимся вопросами отношений с Украиной на постоянной основе и обращавшимся ко мне за советами по мере необходимости.

В число этих специалистов входит в первую очередь руководитель нашей дипломатической миссии. В самом начале моей карьеры этот пост занимала посол Мэри Йованович, а совсем недавно ее сменил временный поверенный в делах Уильям Тейлор. Входят в этот перечень и сотрудники посольства.

Мне довелось лично контактировать с послом Йованович во время моего первого официального визита в Украину в феврале 2019 г., и я считал ее великолепным, отличным дипломатом, который имеет глубинные познания внутренней динамики ситуации в Украине, знает проблематику отношений США и Украины, а также связанных с этими моментами региональных вопросов. С ней было приятно работать во время нашего визита в Одессу. Я никогда не участвовал в кампании по принижению посла или по ее смещению с должности, и я сожалел о ее уходе.

Точно так же за время работы с послом Тейлором я пришел к выводу, что это проницательный, стратегически мыслящий и эффективный представитель интересов США. Он проявляет искреннюю заботу о будущем Украины и является верным государственным служащим.

Дипломатическая миссия в Украине тесно сотрудничала со специальным представителем Куртом Волкером -- еще одним опытным дипломатом, получившим особые полномочия в вопросе разрешения непрекращающегося конфликта в Восточной Украине и Крыму. Господин Волкер -- образцовый профессионал.

Во время моего первого официального визита в Украину 26 февраля 2019 г. я прибыл в Одессу вместе со специальным представителем Куртом Волкером, бывшим заместителем генерального секретаря Европейского Совета Жаном-Кристофом Бильярдом, представителем председательствующей в ЕС Румынии, а также многими другими официальными лицами.

К нам присоединились посол Йованович, командующий ВМС США Мэтью Пауэлл и другие лица, и затем мы встретились с тогдашним президентом Украины Порошенко на корабле ВМФ США Donald J. Cook.

Целью визита была демонстрация нашей готовности оказывать Украине военную помощь и в сотрудничестве с партнерами по ЕС продвигать более широкую повестку дня, заключавшуюся в создании противовесов влиянию России в регионе. Этот визит последовал за приездом делегации конгресса во главе со спикером Нэнси Пелоси в Брюссель. Члены делегации встретилась со мной и высшим руководством ЕС.

В ходе встреч в Брюсселе и Одессе (как и почти на каждой встрече, посвященной обсуждению украинской темы) вопросы коррупции и верховенства права оставались центральными темами. Коррупция создает угрозу подрыва легитимности и стабильности правительства: коррупция – это и экономическая проблема.

Сменявшие друг друга украинские правительства стремились привлечь западных инвесторов в качестве противовеса российскому вмешательству и олигархическому контролю над ключевыми украинскими компаниями. Западные инвестиции в полной мере отвечают стратегическим интересам Соединенных Штатов и наших партнеров по ЕС. Однако попытки доступа на частные рынки Украины были крайне осложнены из-за давно существующей коррупции.

Вот лишь один пример: мы регулярно обсуждали с украинскими лидерами вопросы прозрачности и корпоративного управления, связанные с «Нафтогазом». По моим ощущениям, именно в контексте этих тем моя команда и наши украинские коллеги многие годы обсуждали проблемы коррупции. Совет национальной безопасности США положительно оценивал наши совместные усилия, направленные на искоренение этой проблемы в Украине.

21 апреля 2019 г. президентом Украины избран Владимир Зеленский: он победил действующего главу государства Петра Порошенко, набрав почти 73% голосов. Это событие стало знаковым для политической истории Украины и для истории взаимоотношений США--Украина.

20 мая 2019 г., учитывая значимость этих выборов, я посетил инаугурацию президента Зеленского в составе американской делегации во главе с министром энергетики США Риком Перри. В состав делегации входили сенатор Рон Джонсон, специальный представитель Волкер и представитель Совета национальной безопасности Алекс Виндман.

В ходе визита у нас сформировалось позитивное восприятие нового президента Украины и его желания содействовать развитию более тесных отношений между Киевом и Вашингтоном, стремления провести реформы, необходимые для привлечения западных экономических инвестиций, а также готовности решать хорошо известную и давнишнюю проблему коррупции в Украине.

23 мая 2019 г., через три дня после инаугурации Зеленского, мы – члены делегации – проинформировали об итогах нашего визита президента Трампа и его главных помощников в Белом доме. Мы уделили особое внимание стратегической значимости Украины и необходимости укрепления отношений с президентом Зеленским – как с реформатором, получившим мощный мандат доверия от украинского народа на борьбу с коррупцией и обеспечение экономического процветания.

Мы попросили Белый дом организовать рабочий телефонный звонок от президента Трампа и принять Зеленского с рабочим визитом в Овальном кабинете. Однако президент Трамп был настроен скептически относительно серьезности намерений Украины в вопросах реформ и борьбы с коррупцией. Нам, присутствовавшим на встрече, он предложил побеседовать с господином Джулиани (его личным адвокатом) и обсудить с ним все то, что вызывало у президента беспокойство.

Всем присутствующим было очевидно, что ключом к изменению представления президента об Украине стал Джулиани. Насколько я понимаю, инициативу по выходу на связь с господином Джулиани проявили министр энергетики Перри и специальный представитель Волкер – в соответствии с распоряжением президента.

Министр Перри, посол Волкер и я – все мы были реально разочарованы итогами нашей беседы, состоявшейся 23 мая 2019 г. в Белом доме. Мы твердо верили в то, что звонок и встреча президента Трампа с Зеленским в Белом доме будут иметь важное значение, и их следовало запланировать без промедления и предварительных условий.

Нас также разочаровало распоряжение президента о привлечении к этому вопросу господина Джулиани. Наша точка зрения  была такова: ответственность за все аспекты внешней политики США в отношении Украины должны нести сотрудники и сотрудницы госдепартамента, а не личный адвокат президента.

Однако, учитывая распоряжение президента, мы оказались перед выбором: либо отказаться от идеи встречи в Белом доме для президента Зеленского (по нашему общему мнению имевшей решающе важное значение в деле укрепления американо-украинских отношений и дальнейшей реализации давних целей внешней политики США в регионе), либо действовать в соответствии с указаниями президента Трампа -- связаться с господином Джулиани и обсудить вопросы, вызывавшие беспокойство у президента.

Мы выбрали второй путь – всем нам (министру Перри, послу Волкеру и мне) он казался лучшей альтернативой. Но я не осознавал вплоть до недавнего времени, что повестка дня господина Джулиани, возможно, предусматривала и планы по обращению к украинцам с просьбой о проведении расследования деятельности вице-президента Байдена или его сына (с прямым или косвенным участием в этой деятельности украинских граждан) ввиду кампании президента по переизбранию на выборах-2020.

После возвращения в Брюссель я сконцентрировал внимание на укреплении связей между США и ЕС. 4 июля 2019 г. наша миссия провела мероприятие в честь Дня независимости США. Вопреки сообщениям в СМИ это событие планировалось за несколько месяцев, а участие в нем приняло около 700 гостей, представлявших правительства, дипломатический корпус, средства массовой информации, бизнес и гражданское общество.

После завершения основной части мы провели не столь масштабный отдельный ужин -- примерно на 30 человек. В нем приняли участие президент Зеленский и несколько других лидеров стран ЕС и государств, не входящих в состав ЕС. Присутствовали также министр Перри, советник госдепартамента США Ульрих Брехбуль (представлявший госсекретаря Помпео) и многие другие высокопоставленные должностные лица из США и ЕС.

Хотя этот прием планировался предварительно с акцентом на улучшении трансатлантических отношений, мы также рассматривали данное мероприятие как возможность познакомить президента Зеленского с различными официальными лицами ЕС и США, а также укрепить уже существующие межгосударственные связи. Отзывы о приеме были наилучшими. Вопреки репортажам некоторых СМИ певец Боно не присутствовал на нем и не выступал.

Во время поездки в Вашингтон 10 июля 2019 г. по оперативному приглашению посла Болтона я присоединился к участникам встречи в Белом доме с представителями СНБО Украины. Присутствовали также сотрудники СНБ США, в т.ч. посол Болтон, а также министр энергетики Перри и посол Волкер.

Уже после встречи (судя по резюме состоявшегося на следующий день телефонного общения министра Перри и советника Болтона) я осознал наличие разногласий во мнениях между министром Перри, послом Волкером и мной, с одной стороны, и сотрудниками СНБ -- с другой. Мы втроем выступали за оперативное планирование телефонной беседы и встречи Трампа с Зеленским, а Совет национальной безопасности был против.

Но если у посла Болтона, Фионы Хилл или других лиц и имелись определенные возражения относительно уместности наших действий, они никогда не делились этими опасениями со мной – ни тогда, ни позже. Мы регулярно общались с СНБ по вопросу Украины (как до, так и после июльской встречи): в беседах со мной ни посол Болтон, ни Фиона Хилл, ни кто-либо из штатных сотрудников СНБ никогда не озвучивали никаких опасений относительно наших действий. Никто не высказывал никаких жалоб по поводу координации действий между госдепартаментом и СНБ. И, что самое главное, никто не говорил о том, что мы предпринимаем неверные шаги. Кроме того, мой непосредственный руководитель -- госсекретарь Помпео -- полностью поддерживал нашу стратегию в отношении Украины.

После ряда задержек 25 июля 2019 г. президент Трамп позвонил президенту Зеленскому, чтобы поздравить его с недавно завершившимися в Украине парламентскими выборами (в Украине они проходят отдельно от президентских выборов). Это был важный звонок, и я был рад узнать, что беседа состоялась.

Но позвольте мне подчеркнуть: я не присутствовал при телефонной беседе 25 июля 2019 г. Я не видел расшифровки этого разговора вплоть до 25 сентября 2019 г., когда Белый дом принял решение о ее публикации. Ни одно из полученных мной кратких резюме этой телефонной беседы не содержало никаких упоминаний о компании Burisma или о бывшем вице-президенте Байдене. В этих резюме не было даже намеков на обращение президента Трампа к президенту Зеленскому с какими-либо запросами. Уже позже мне сообщили, что беседа 25 июля 2019 г. прошла хорошо и способствовала укреплению отношений между двумя лидерами.

26 июля 2019 г. мы со специальным представителем Волкером и другими чиновниками провели встречу с президентом Зеленским в Киеве. Это была важная двусторонняя встреча с участием многочисленных команд экспертов из США и Украины. Сотрудники специального представителя Волкера готовили ее проведение несколько недель: и это совещание ни в коей мере не было связано с телефонным звонком от 25 июля 2019 г.

Приглашение на эту встречу я получил в начале июля. Более того, планируя встречу в Киеве, мы еще не знали, когда состоится (и состоится ли вообще) разговор Зеленского с Белым домом.

В ходе встречи в Киеве 26 июля 2019 г. нам удалось еще дальше продвинуться в обсуждении ряда вопросов, в т.ч. о будущем визите Зеленского в Белый дом.

Я припоминаю краткое общение с президентом Трампом еще до моей поездки в Киев. Этот телефонный разговор был очень коротким, не имел отношения к сути того, о чем мы сегодня говорим, и не касался обсуждения датированной 25 июля 2019 г. беседы с президентом Зеленским.

В итоге Белый дом и Совет национальной безопасности пригласили меня в ООН для участия в первой личной встрече президента Трампа и президента Зеленского в Нью-Йорке. Я присутствовал на ней 25 сентября 2019 г. Встреча прошла позитивно, и я доволен тем, что лидеры смогли встретиться впервые лицом к лицу.

ПРОЯСНЕНИЕ ДРУГИХ ВОПРОСОВ

Публичное заявление Украины

Мне было известно, что публичное гарантирование Украиной проведения антикоррупционных реформ было одним из предварительных условий для организации встречи в Белом доме с президентом Зеленским. Моя точка зрения была такова (и она остается неизменной): подобные реформы в западном стиле соответствуют действиям США, направленным на поддержку принципа верховенства права в Украине. Упомянутые действия осуществляются уже несколько десятилетий – президентскими администрациями республиканцев и демократов. И такое предварительное условие не вызывало ни малейших возражений ни у меня, ни у посла Волкера, ни у посла Тейлора.

Соответственно -- я поддержал действия посла Волкера, стимулировавшего украинское правительство к выступлению с публичным заявлением, в котором было представлено описание приоритетов в вопросе проведения реформ.

Насколько я помню, заявление изначально готовилось главным образом украинцами под руководством посла Волкера, а я предложил свою помощь тогда, когда меня об этом попросили.

Это и был тот «конечный результат», о котором упоминается в нескольких моих текстовых сообщениях -- итоговое/публичное заявление о том, что президент Трамп хочет услышать до назначения встречи в Белом доме.

Факт нашего участия в работе над этим публичным заявлением тайной не являлся. В более широком смысле -- такие публичные заявления являются стандартной и неотъемлемой частью дипломатии США. Обращенное к другим сторонам требование привести их публичные заявления в соответствие с нашими пожеланиями перед любой важной встречей на высшем уровне -- это рутинный способ добиваться возможности личного общения.

Руди Джулиани

В прессе было множество спекуляций относительно моих взаимоотношений с бывшим мэром Руди Джулиани. Насколько я помню, я встречался с Джулиани лично лишь однажды на приеме, коротко пожав ему руку в 2016 г.: это было еще до того, как я стал послом США в ЕС.

В период моего пребывания на должности посла я не припоминаю каких-либо личных встреч с господином Джулиани, а общался я с ним лишь несколько раз.

Посол Волкер познакомил меня с Джулиани посредством электронной переписки. Насколько я помню, я впервые пообщался с Джулиани в начале августа 2019 г. -- после поздравительного звонка президента Трампа от 25 июля 2019 г. и после нашей киевской двусторонней встречи с президентом Зеленским, состоявшейся 26 июля 2019 г.

Насколько я помню, длительность нашего телефонного общения с Джулиани не превышает 2--3 минут – два или три раза мы говорили по телефону, всего по несколько минут.

Как я уже говорил ранее, я истолковал слова президента Трампа на совещании от 23 мая 2019 г. в Белом доме так: он хотел, чтобы представители нашей делегации обсудили с господином Джулиани наши планы по организации встречи в Белом доме для президента Зеленского.

Следуя указаниям президента (а я обязан был им следовать), я обсудил с господином Джулиани именно этот конкретный момент. В упомянутых коротких беседах Джулиани подчеркивал, что президент хотел услышать публичное заявление президента Зеленского о готовности Украины заняться вопросами борьбы с коррупцией. Господин Джулиани отдельно упомянул выборы 2016 г. (в т.ч. сервер Демократической партии) и компанию Burisma -- как две темы борьбы с коррупцией, представляющие особую важность для президента.

Позвольте прояснить мою позицию: Джулиани не работает на меня и не является сотрудником моей миссии. Мне неизвестно, представляет ли он госдепартамент официально или неофициально (и представляет ли вообще).

Насколько мне известно, он -- один из личных адвокатов президента. Между тем я понимал ситуацию так: президент отдал распоряжение об участии господина Джулиани в процессе. Господин Джулиани озвучил то, что вызывало беспокойство у президента. При этом господин Джулиани уже предварительно обсудил все эти вопросы с министром Перри и послом Волкером.

Мой первый телефонный разговор с Джулиани состоялся спустя десять  недель после того, как президент 23 мая 2019 г. направил в Киев делегацию для участия в инаугурации. Я выслушал соображения Джулиани. А моей задачей было сохранение акцентов внимания на Украине и на вопросе укрепления отношений Украины с США.

Пожалуйста, учтите -- я бы не стал рекомендовать участие господина Джулиани или любого другого частного лица в вопросах, касающихся внешней политики. Тем не менее, учитывая четко озвученное президентом распоряжение, а также тот факт, что мы считали важным проведение встречи президента Трампа с президентом Зеленским в Белом доме, мы согласились действовать в соответствии с распоряжением президента Трампа».

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Саша БОРОВИК: «Дигитализация глупости – занятие...

В Африке есть много бедных и не особо привлекательных государств, где уровень...

Мастера политического айкидо

Глобальная торговая война, бесконечный Брекзит, молдавский «звоночек» для...

Демография от Андрея Богдана: невежество или обман?

Превращение украинской земли в товар — главная цель президентства Зеленского,...

Уходящий мир — из окна кабинета де Голля

Французский лидер посоветовал странам Старого Света пересмотреть отношения с...

Конгресс США дал старт публичным слушаниям по...

Первыми свидетелями стали Уильям Тейлор, временный поверенный в делах США в Украине, и...

Европейская демократия дает сбой: как выйти из тупика

Для выхода из тупика может потребоваться кардинальный пересмотр политических...

Загрузка...

В поисках смягчающих обстоятельств

Гуманитарные подвижки маловероятны, а переход к политической части Минска...

Направляющая сила в новых условиях

«Слуга народа» вступает на поле идеологии ввиду необходимости обозначить себя...

Фиона Хилл о летальных вооружениях, почти утраченном...

Санкции, введенные против РФ, бьют не столько по ней, сколько по европейским...

Приглашение от Трампа – не повод для визита

Американские аналитики, сотрудники посольства и другие специалисты тщательно...

Фетиш слабого лидера

Поведение нашей элиты, готовой выкладывать сотни тысяч долларов за возможность...

"Ивана Грозного" Украина так и не дождалась

10 ноября 2019 года. Воз и ныне там – разрекламированное украинским посольством в...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка