Европейская демократия дает сбой: как выйти из тупика

13 Ноября 2019 5

Что общего у Испании, Израиля, Австрии, Бельгии, немецкой федеральной земли Тюрингия и, возможно, вскоре еще и Великобритании? Выборы, способные увенчаться результатами, практически сводящими на нет вероятность формирования адекватных и сплоченных парламентских правящих коалиций.

И дело тут не только в банальной политической фрагментации, уже обретающей статус нормы в Европе и за ее пределами. Дело в тупиковой ситуации без возможных компромиссов. И для выхода из этого тупика может потребоваться кардинальный пересмотр политических традиций и парламентских процедур.

Испания только что завершила уже четвертые -- ничего не решившие -- выборы за четыре года (и вторые в 2019 г.). У временного премьер-министра Педро Санчеса, набравшего больше всех голосов, проблема: он и ранее безуспешно пытался заключать сделки с партиями, представляющими левый фланг и политический центр. Работа коалиционного правительства, скорее всего, будет парализована из-за политических разногласий между сформировавшими его партиями. Подобный сценарий назревает в Германии, управляемой коалицией правоцентристских и левоцентристских сил – хрупкой «коалицией по расчету».

Состоявшиеся 29 сентября выборы обеспечили Австрии затянувшуюся более чем на месяц неопределенность, поскольку возможность вступить в коалицию с победителем – лидером правых центристов Себастьяном Курцем – рассматривали лишь ультраправые. Курц уже пытался руководить подобной коалицией и потерпел крах. В понедельник (11 ноября) о готовности общаться с Курцем сообщили «зеленые». И он инициировал переговоры -- вопреки непримиримым (как кажется сегодня) различиям во взглядах потенциальных партнеров на проблемы изменения климата и миграции. Упомянутые переговоры, вероятно, затянутся как минимум до начала следующего года.

Невозможно спрогнозировать, сколько придется жить без правительства Бельгии – и это при том, что выборы состоялись еще в мае. Король поручил переговорщикам проанализировать возможные варианты коалиции, но на минувшей неделе переговорщики ушли в отставку, так и не добившись успеха, поскольку ведущие партии -- фламандские националисты и франкоязычные социалисты -- не имеют явных общих интересов.

В Тюрингии после октябрьских выборов на горизонте невозможно разглядеть даже намек на коалицию большинства. Ультралевые во главе с действующим министром-президентом Бодо Рамело взяли первое место, но согласившиеся сотрудничать с его политической силой партии суммарно не обладают большинством мандатов. Не смогут создать коалицию и оппоненты Рамело так, чтобы не нарушить при этом однозначных обещаний, данных избирателям.

Если Консервативной партии премьер-министра Бориса Джонсона в следующем месяце не удастся завоевать абсолютное большинство голосов, Великобритания окажется в аналогичной ситуации: сложно представить себе вариант работоспособной и идеологически однородной коалиции.

Во всех упомянутых странах временные кабинеты министров, не обладающие полноценной парламентской поддержкой, однозначно способны прекрасно справляться с рутинными повседневными делами, обеспечивая функционирование государственных учреждений и выплату зарплат государственным служащим.

Между тем политика дошла до такого уровня фрагментарности потому, что многие избиратели жаждут перемен, а осуществлять подобные перемены без локомотивов в виде могущественных правительств просто невозможно. Тем временем, партиям все сложнее преодолевать идеологические разногласия даже исключительно ради стабильности и под лозунгом ответственности, поскольку избиратели склонны видеть в таких компромиссах отсутствие эффективности и корысть.

В Израиле, где в этом году безрезультатные выборы проходили дважды, крупнейшие партии по крайней мере готовы хотя бы попытаться вырваться из тупика, например, путем ротации премьер-министра: нынешний лидер Биньямин Нетаньяху, пробыв у власти год, передает затем дела своему конкуренту и вероятному партнеру по коалиции Бени Ганцу.

Европейцам тоже следует проявлять больше креатива. Переговоры о формировании правительства затягиваются повсеместно, а вербовать младших партнеров по коалиции становится все сложнее: всему виной рост массива статистических данных, свидетельствующих, что роль младшего партнера обычно приносит лишь значительные электоральные потери.

Ротация лидеров – решение неординарное, но вряд ли оно способно гарантировать стабильность. Менее разрушительным мог бы стать переход к скандинавской модели, лояльной в отношении меньшинства. В Норвегии для назначения премьер-министра нет необходимости в голосах большинства членов парламента -- в отличие от Испании или Германии. Правящая партия, как правило, это политическая сила, набравшая простое большинство голосов на выборах.

При этом мелкие партии нередко демонстрируют полное неприятие формата коалиции: вместо непосредственного участия в работе правительства они добиваются куда большего в оппозиции, принимая участие в формировании ситуативного большинства исключительно во время голосования по тем вопросам, которые они поддерживают.

В Швеции голосуют за утверждение премьера, но только чтобы убедиться, что абсолютное большинство членов парламента не возражает против назначения нового премьер-министра. Иными словами, от законодателей требуется скорее толерантность, чем активная поддержка правительства.

В соответствии с традицией «правительства меньшинства» большая часть властных полномочий достается победителю выборов, но при этом ему приходится сотрудничать с оппозицией куда активнее, чем партиям в составе коалиций большинства. Преимущество в том, что все участники коалиции меньшинства имеют возможность сохранить собственную политическую идентичность, а на компромиссы идти только по велению сердца.

При отсутствии стабильного большинства решения можно принимать даже эффективнее за счет масштабного использования рейтингового голосования, позволяющего законодателям ранжировать различные законопроекты в поиске наиболее предпочтительного варианта выхода из тупика сродни тому, в котором в контексте Brexit оказался британский парламент.

Эффективность такой процедуры позволила бы правительству меньшинства обеспечивать принятие важных законов, но полностью уйти от необходимости поиска компромиссов все равно не удастся. Разрозненная оппозиция, какой бы фрагментарной она ни была, всегда может объединиться в борьбе против неприемлемых законов и собрать большее число голосов, чем правительство.

Ломать политические традиции и реформировать правила голосования сложно: политические системы стабильны благодаря своей инертности. Но политики обязаны осознать: сегодня демократия функционирует совсем не так, как в предыдущие десятилетия.

Если они не решатся на перемены прямо сейчас (даже несмотря на то, что традиционные партии по-прежнему завоевывают большинство голосов), разочарование избирателей неэффективностью, постоянными прениями или растягивающимися на долгие месяцы процессами формирования кабинетов министров способно вылиться в решительную победу т.н. анти-элитарных сил, зачастую представляющих ультраправый спектр политики. И тогда уже адекватным политическим силам будет слишком поздно объединяться.

Перевод Константина Василькевича

Источник - Bloomberg

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Условные успехи Парижа: репутацию миротворца...

Несмотря на некоторые тактические успехи, президент Зеленский никак существенно не...

Британские политики на гастролях – до выборов всего 3...

Опросы общественного мнения дают определенную фору консерваторам Джонсона, но...

Уточнение угроз

Будущее НАТО предстает более неопределенным, чем когда-либо. Лондонский саммит...

Владимир Ворожцов: «Разведение войск — не гарантия...

Украинская власть совершает ошибку, в условиях вооруженного конфликта принимая...

Лучше бы Зеленскому не ехать

Ироничность ситуации в том, что если озвученная Пушилиным территориальная концепция...

Загрузка...

Саммит «нормандской четверки»: лучше, чем можно было...

Нормандская встреча не принесла чудес, но и не обернулась консервированием тупика...

Милитаристское меньшинство объявляет себя народом

А что же большинство, проголосовавшее за президента и его партию? Что все его...

Постыдная история цинизма американских манипуляций...

Циничные манипуляции Трампа в отношении Украины стали лишь апогеем растянувшегося на...

Бухарестский чек давно аннулирован

Стратегию национальной безопасности Украине следует строить на новых реалиях, а не на...

Чем больше ZOPA, тем проще договориться!

Определяющее для Зеленского — то, что происходит внутри страны

ЗЕЛЕНСКИЙ. ПАРИЖ. ИСПЫТАНИЕ

Меньшинство желает превратиться в большинство, а затем и в монолитное единство

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка