Cтивен Cильверстайн: «Зачем делать тайну из поставки сапог»

№11 (857) 16—22 марта 2018 г. 15 Марта 2018 2

Роберт Стивен СИЛЬВЕРСТАЙН, Старший оборонный советник посольства США в Украине при украинском МО

Старший оборонный советник посольства США в Украине при украинском МО Роберт Стивен СИЛЬВЕРСТАЙН — один из профессиональных и неравнодушных к украинской армии партнеров, который искренне делится своим опытом. Мы поговорили о его миссии, выслушали его мнение об оборонной реформе, проводимой Киевом, и о том, как он расценивает наше сотрудничество с НАТО.

Централизация ресурсов ни к чему

— Господин Сильверстайн, вы — специалист по финансовому менеджменту и хорошо разбираетесь в особенностях военной экономики. По вашему мнению, насколько четко украинские партнеры понимают, как эффективно использовать национальный экономический потенциал в деле обороны Украины?

— Начну с того, что многие ваши генералы и полковники, с которыми я работаю в Киеве, учились и практиковались в странах НАТО — США, Польше, Чехии и Литве. Они видели, как альянс внедряет реформы, в частности в государствах бывшего советского лагеря. Украинское Минобороны взялось за реализацию далекоидущей инициативы — планирования на основе имеющихся возможностей.

Благодаря такому подходу, например, нетрудно выяснить количество уже выданных военнослужащим сапог и рассчитать, сколько единиц осталось на последующие периоды. Эту систему применяют страны НАТО и не только. За счет этого ресурсы используются рационально, становится понятно, какие имеются запасы, — в противовес старой советской модели централизации ресурсов. Ваш сектор обороны становится более гибким в реагировании на любые сценарии тактического и стратегического уровней. Так удобнее отслеживать и текущие расходы, в частности на оплату труда, операционные нужды, иные виды содержания войск.

Подобная система планирования позволяет и военным, и общественности уяснить, насколько эффективно используются выделенные на оборону средства и что на такие же потребности на следующие периоды будет выделено адекватное финансирование из госбюджета. У нас есть профильные эксперты от НАТО, которые еженедельно встречаются в рабочих группах комитета реформ МО Украины, чтобы работать над воплощением этой инициативы. Несмотря на то что она сложна во внедрении, ее успех позволит правильно финансировать нужды армии.

У меня 32-летний опыт работы в Пентагоне на разных должностях. Сейчас работаю в офисе финансового контроля минобороны США и получил двухлетнее назначение в Украину. Я радуюсь, что у меня появилась возможность помочь стране, в которой когда-то жили мои родственники.

США воспринимают Киев как важного партнера. И я вместе с другими 37 советниками американского посольства стремлюсь к обеспечению выполнения главной цели Стратегического оборонного бюллетеня Украины, чтобы вы наконец стали частью НАТО. Это своеобразная большая инвестиция Соединенных Штатов в Украину с денежной, интеллектуальной и консалтинговой точек зрения. Я это говорю от имени США и других советников от 13 стран-партнеров. Наше участие в этой работе очень сфокусировано и структурировано.

— Почему так важна для Минобороны Украины современная и действенная система внутреннего аудита? Поможет ли она преодолеть коррупцию и приведет ли к сбалансированному и эффективному использованию имеющихся ресурсов в сфере безопасности и обороны?

— В Пентагоне я занимаюсь программой менеджеров внутреннего контроля минобороны США. Не вдаваясь в подробности, скажу, что это очень важный инструмент, обеспечивающий использование ресурсов именно так, как запланировано. Украина тоже развивает похожую систему. Это интересная инициатива, которую тут начали внедрять с помощью альянса. Имею в виду рамочную программу внутреннего контроля и систему риск-менеджмента, которые гарантировали бы, что выделенные МОУ средства не разворуют и они не будут подвержены коррупционному влиянию. Такой инструмент позволяет, например, в США министру обороны или командующему на месте определять операционные риски в соответствии с собственными стратегическими целями.

На днях министр обороны Украины отметил, что в процесс закупок следует внедрить полную и открытую конкуренцию и прозрачность. Он публично заявил, что тогда Вооруженные силы вашей страны получат максимальную пользу от каждой бюджетной гривни. Механизм внутреннего контроля здесь выглядит как система сдержек и противовесов. Мы тесно сотрудничаем с главной инспекцией и департаментом внутреннего аудита Минобороны Украины на предмет внедрения такого механизма, который станет хорошим ответом на все обвинения в коррупции в этом ведомстве. Также он даст достаточную уверенность странам НАТО, оказывающим помощь Украине, в том числе финансовую, что ее используют по назначению.

Считаю, что для Украины коррупция — враг номер один. Правда, это системный вызов для любого правительства, и для американского тоже. Но вопрос в минимизации рисков путем сдерживания коррупции. В частности благодаря системе внутреннего контроля, о которой я упомянул. Негативные риски следует ограничить еще до того, как они проявились, повлияли на Минобороны, а не после. Эту тему мы неоднократно обсуждали со специалистами главной инспекции и департамента внутреннего аудита МОУ.

Уверен, что министр Полторак готов внедрять внутренний контроль для борьбы с коррупцией. Но у него есть сложность — приходится иметь дело с госпредприятиями МОУ. Я считаю, что такие фирмы могут существовать исключительно для важных конкретных задач. Например, для разработки и производства засекреченного оружия. Но они совсем не нужны, чтобы покупать сапоги! Зачем посредники, которые берут свою долю?

Это то, что более всего раздражает в Украине. Полная прозрачность и открытая конкуренция дадут лучшую цену и лучшее качество. И без посредников, пусть даже мощных. Украинцы достаточно умны, чтобы контракты для войск проводить без лишних звеньев. Еще одно — такие закупки целесообразно рассекречивать. Зачем делать тайну из поставки сапог? Так делают только тогда, когда хотят ограничить открытую конкуренцию.

Причем преимущество в производстве товаров для нужд обороны должно быть на стороне украинских производителей. Даже тогда, когда цена иностранного товара меньше. Потому что это дополнительный толчок для национальной экономики. Я не считаю правильным, когда Минобороны привлекает для удовлетворения своих потребностей американские или итальянские фирмы. Но здесь должна быть реальная конкурентная борьба, а не только исключительная зона действия госпредприятий.

Cоветники по вопросам кибербезопасности и стратегических коммуникаций

— Насколько новая система внутреннего контроля как эффективный инструмент прозрачности оборонной отрасли Украины отвечает запросам западных партнеров и украинского общества?

— Многое зависит от культуры служебных взаимоотношений и менталитета. Также является проблемой подготовка и обучение персонала. И здесь поможет только непрерывное обучение и системное движение вперед. Роль советников в том, чтобы произошел перелом культуры. Мы ежедневно встречаемся с украинскими коллегами и пытаемся их убедить в том, что предлагаемые нами подходы могут быть более выгодными для МОУ. Конечно, на полное введение системы внутреннего аудита нужно время, но за последние два месяца Минобороны Украины далеко продвинулось в этом деле. Для выявления и установления приоритетности рисков, в соответствии со стратегическими целями, привлечены профильные зарубежные эксперты, консультирующие Минобороны Украины и Генштаб.

Более двух месяцев назад я начал программу подготовки специалистов-аудиторов как инициативу, встроенную в планирование на основе возможностей и внедряемую в МОУ. И этот прогресс дает США определенную уверенность, что оказанную помощь Киев использует правильно. Это поможет Украине получать такое содействие и в дальнейшем. Во время недавнего визита Степана Полторака в США ему удалось убедить руководство Пентагона, что мы (вместе со стратегическими советниками. — Авт.) работаем в одном направлении.

Вероятно, в Украину еще прибудут американские советники по вопросам кибербезопасности и стратегических коммуникаций. Также мы досконально изучим украинский Стратегический оборонный бюллетень на предмет выявления сфер, до сих пор не охваченных нашими экспертами.

— В каких еще проектах вы будете принимать участие в Украине?

— Один из них касается оплаты труда. В департаменте финансов МОУ, например, ежемесячно отслеживаем расходы на оплату труда по виду Вооруженных сил, разделению на гражданских специалистов и военных. Мы называем этот инструмент подсчета «эквивалентом полной занятости», или «эквивалентом полного рабочего времени». Благодаря этому становится понятно, какие затраты несет ведомство в зависимости от увеличения или уменьшения количества персонала — в Киеве, Харькове или районе АТО.

Минобороны Украины расширит этот подход и будет отслеживать все операционные расходы на транспорт, униформу, оборудование, вооружение, жилье, продукты питания. Так можно мониторить расходы в течение года и предвидеть будущие траты. Это очевидно переплетается с планированием на основе возможностей и внутренним контролем, хотя это отдельные инициативы. И министр обороны Украины прекрасно понимает их особую важность, поскольку они непосредственно касаются такой цели, как вступление в НАТО.

Воинское лидерство и партнерство

— Что нужно сделать для ускорения оборонной реформы?

— Считаю, что реформы идут настолько быстро, насколько это возможно. Одна проблема — программные вещи, а другая — глобально-практические изменения. В частности, в вопросах культуры. Должна быть основная коммуникационная стратегия донесения этой информации обществу. Но чтобы внедрить систему внутреннего контроля, аудита и планирования на основе возможностей, необходимы подготовка и обучение.

Самое важное, что министр обороны Украины понимает: для институализации реформ нужно время. На децентрализацию принятия решений, предоставление более широких полномочий профильным экспертам, вовлеченным в эти процессы, и разрешения персоналу принимать риски и инициативность независимо от званий или должностей. И обязательно — честность и искренность в общении. Надо говорить то, что мне следует услышать, а не то, что, как вам кажется, мне приятно было бы узнать.

С такой особенностью культуры мы встречались в Афганистане и других местах, в частности в Польше, Чехии и даже Восточной Германии. Имею в виду то, как вы смотрите на вещи в перспективе. Некоторым из названных стран для изменения этой точки зрения достаточно было просто обновить людей на должностях, а в некоторых на трансформацию уйдут поколения. Убежден: как раз в Украине речь идет не о поколении, потому что вы уже отправляете ключевых людей во власти на обучение в страны НАТО.

Многие украинские офицеры, с которыми я работаю над выполнением Стратегического оборонного бюллетеня, знают английский. Они провели от нескольких месяцев до полугода и более в Соединенных Штатах, где наблюдали за отношениями между нашими офицерами и сержантами и получили представление, что это не те люди, которые подметают улицы. И они таковыми не должны быть, потому что это профессионалы, составляющие костяк армии!

Именно поэтому наша первая линия обороны в Афганистане наполнена исключительно сержантами. Министр обороны Украины согласился с таким подходом и решил увеличить им в прошлом году денежное довольствие. И это одна из инициатив на пути к профессионализации армии. Надо понаблюдать, как ведут себя натовские офицеры по отношению к сержантам — в театре военных действий, в месте постоянной дислокации или на полигоне в Яворове. Этому не научишь, ибо это вопрос менталитета, поэтому, повторюсь, нужно все-таки время.

Но уже сейчас с удовольствием признаю, что украинские военные прогрессируют. Наши инструкторы, побывавшие на том же Яворовском полигоне, отмечают, что украинские коллеги отличаются большой способностью к адаптации. Сейчас важно, чтобы ваши военные прошли через процесс формирования воинского лидерства и партнерства. Также стоит усиливать гражданский контроль над военным организмом.

Мое сердце с Украиной, и я не хочу делать ничего такого, что повредило бы ей. Тем более что в Бабьем Яру похоронены мои родственники. США очень ценят Украину как партнера не только со стратегической точки зрения, но и потому, что мы хорошо знаем вашу историю, культуру, знаем, какие страдания пришлось пережить украинцам. Если бы не верил в то, что делаю, я бы здесь не задержался.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

США временно отменили пошлины на часть китайских...

США временно исключили 47 китайских товаров, на которые с сентября 2018 года были введены...

В НАТО призвали Россию вывести войска из Украины

В НАТО выражают обеспокоенность эскалацией конфликта на востоке Украины во вторник 18...

США потратят миллиард на энергонезависимость...

США потратят миллиард долларов на борьбу с зависимостью Европы от российского газа

США повышают пошлины на самолеты из Евросоюза

Американские власти повышают пошлины на импортируемые из Европейского союза...

Генсек НАТО сделал заявление касаемо Донбасса и...

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг обратился к президенту Украины Владимиру...

В США последний афроамериканец выбыл из...

Бывший губернатор штата Массачусетс Деваль Патрик принял решение прекратить свою...

Загрузка...

Решение языковой проблемы — залог единой...

На сайте еженедельника «2000» недавно опубликован обстоятельный и довольно острый...

«Украинский центризм» на перекрестке процессов

Отсутствие подвижек в вопросе Донбасса может привести к оттоку избирателей...

«Слуга» скольких господ?

Закон — это акт общественного согласия. Соответственно — принятие закона,...

Дмитрий Олейник: «Предлагаем президенту использовать...

Политика ОВГЗ, как пылесос, высосала деньги из реального сектора экономики: банкам...

Коронавирус украинской суверенности

Главная проблема властной команды — абсолютное отсутствие привязанности к матрице...

Строим страну или саморазрушаемся?

От власти Советов мы никуда не ушли. Причем от ее самой разбалансированной...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка