Первый день новой рабочей недели, 5 апреля, стал днем транспортного коллапса в украинской столице.
Причина – строгие карантинные ограничения по транспорту, введенные из-за попадания Киева в «красную» зону. Воспользоваться общественным транспортом теперь можно лишь при наличии специальных пропусков. В т.н. идеальном варианте подобная схема должна была бы работать более-менее четко: предприятия, где это возможно, переводят своих сотрудников на удаленную занятость, остальные же получают пропуска от городской власти.
В то же время опыт предыдущего года показал, что введение транспортных ограничений приводит к проблемам для горожан – по комплексу причин, включая и ту, что, к примеру, дорожные работы в столице не прекращались. Одновременно с повышенным количеством личного транспорта это приводило к увеличенной загруженности столичных улиц.
В этом же году основной проблемой стал доступ жителей столицы к спецпропускам, которые (вместе с удостоверением личности) только и предоставляют право на проезд в наземном транспорте и метро. Проехаться без них практически невозможно – на остановки выведены дополнительные силы полиции, которые и осуществляют проверку наличия спецпропусков. Подключена к делу и муниципальная стража.
Как заявил первый замглавы Киевской городской госадминистрации Николай Поворозник, по состоянию на 5 апреля в Киеве было выдано 437 тысяч специальных пропусков на пользование общественным транспортом. 6 апреля, по его же словам, должно было быть выдано еще 63 тыс. пропусков. Ну а по словам Киевского городского головы Виталия Кличко, больше пропусков и не нужно: «По нашим подсчетам, около 400 000 людей задействованы в жизнедеятельности города. Мы напечатали 440 тысяч, мы дополнительно напечатали еще 60 тысяч, но больше мы печатать не будем», – рассказал мэр Киева.
При оценочном количестве населения Киева в 3–3,5 миллиона понятно, что это количество пропусков оставляет большинство жителей столицы без возможности пользования общественным транспортом. Поступают сообщения, что даже сотрудники медицинской сферы оказались не в состоянии получить пропуска. На проблемы с доступом киевлян-работников жизненно важных для города сфер мэрии указали и в Офисе президента.
«Считаем такую ситуацию недопустимой. Власть Киева должна срочно исправить ситуацию, обеспечив жителей города согласно установленному порядку спецпропусками для пользования общественным транспортом. Должно быть обеспечено и достаточное количество единиц транспорта на маршрутах для перевозки», – говорится в заявлении, опубликованном на официальном канале Офиса президента.
Недостаточное количество спецпропусков, в свою очередь, стало причиной для многочисленных конфликтов между водителями маршрутных транспортных средств и пассажирами. Водители отказываются выходить на маршруты из-за того, что им постоянно приходится вступать в споры с пассажирами, которые требуют везти их без наличия спецпропусков. Подобные конфликты отнимают время, негативно сказываются на психике. Поэтому уже отмечены случаи, когда наземные транспортные средства не выходили на маршрут в обычном своем количестве.
Зато сразу повысили цены на свои услуги таксисты. Пользователи социальных сетей жалуются, что цены повысились в 2,5-3 раза, а в некоторых случаях они якобы начинаются от 450-500 грн. за поездку. И хотя такая реакция не в новинку, но она вызывает вполне понятное удивление и возмущение.
В то же время проблему спецпропусков «решают» другими способами. Появились сообщения о том, что спецпропуска продают. На популярных сайтах перепродажи вещей и услуг появились объявления о продаже спецпропусков – причем, за достаточно низкую цену, по 100-200 грн. Причем объявления о продаже появлялись в сети уже через несколько часов после того, как пропуска стали в принципе доступны.
Департамент транспортной инфраструктуры Киевской ГГА обратился по этому поводу в полицию и заявил, что «…такими действиями лицо, которое разместило данное объявление, вводит в заблуждение жителей города Киева, работников предприятий, учреждений и организаций, которым такой специальный билет выдается на безвозмездной основе и дискредитирует работу Департамента и городской власти в целом в такое непростое для города и страны время».
Ограниченность доступа к специальным пропускам рождает и другие слухи. Например, что даже подача заявок на пропуска в установленном порядке не гарантирует их получение для предприятий – что здесь тоже включается коррупционная составляющая. А с учетом того, что проблемы, подобные киевским, испытывают сейчас далеко не только жители столицы, вариантов может быть много.
Проблемы с транспортом коснулись и других крупных украинских городов, где были введены карантинные ограничения.
В Днепре, например, запретили проезд в маршрутных такси и автобусе стоя, а бесплатный проезд для льготников ограничили с 10 до15 часов. В результате еще с конца марта на остановках образовываются большие очереди, при этом некоторые водители на свой страх и риск пускают в транспортные средства пассажиров на стоячие места, в результате чего транспортные средства сразу забиваются.
А вот в Полтаве 5 апреля центральные улицы были перекрыты из-за митинга предпринимателей, недовольных карантинными ограничениями. Протестующие требовали от Кабмина выплаты положенной социальной помощи, а местные власти критиковали за то, что те создали неравные условия по карантинным ограничениям для различных предпринимателей.
Где произошел полноценный транспортный коллапс, так это в Николаеве. Мэрия приняла весьма специфическое решение – общественный транспорт функционирует только в рабочую перевозку, с 6:30 до 9:00 и с 16:30 до 19:00. При этом для того, чтобы попасть в него, все равно нужен спецпропуск. Проблемы и недовольство в связи со спецпропусками здесь примерно такие же, как и в столице. А ограничение по времени движения создает дополнительные: например, домой не могут попасть те работники медицинской сферы, у которых ночная смена заканчивается к 9 часам утра.
В итоге многие местные автобусы попросту не вышли на маршрут, потому что за такое ограниченное время они могут даже не успеть совершить один рейс в обоих направлениях. В первые дни действия новых ограничений они даже пытались менять маршруты, двигаясь по улицам, «параллельным» основным транспортным магистралям. Однако затем, после вмешательства полиции, эта практика прекратилась. Теперь же даже в рабочую перевозку на остановках выстраиваются огромные очереди, а цены на такси повысились (хотя и не так кардинально, как в столице).
Одновременно с этим в Ужгороде с 6 апреля карантин ослабляют. «Со вторника, 6 апреля, в Ужгороде разрешено осуществление регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом, в том числе перевозки пассажиров на городских автобусных маршрутах, исключительно на местах для сидения», – написал городской голова Ужгорода Богдан Андреев в сети Facebook.
В целом, несмотря на общие проблемы, связанные с коронавирусом (спад экономики из-за карантинных ограничений, неготовность медицинской сферы к приему такого количества больных), достаточно ярко проявляются и отличия по регионам. Во многом это является следствием того, что четкого алгоритма взаимодействия между центральными и местными властями в борьбе с коронавирусом так и не выработано.
Поэтому и наблюдается такая разница в подходах, далеко не всегда вызванная собственно разницей в эпидемиологической ситуации. Во всяком случае, городам, планирующим ввод карантинных ограничений на общественном транспорте, стоит учитывать негативный опыт Киева и Николаева.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Украина и без COVID-19 стремительно вымирает. В 2020 г. умерло 616 835 человек, что стало самым...
Недовольство государственной политикойпо борьбе с коронавирусом присутствует, и это,...
Епідемія піде на спад, коли у більшості населення планети з’явиться популяційний...
Пандемия показывает, как дорого платит человечество за неполное знание
COVID-19 не отступает. Эффективность борьбы c пандемией во многом предопределена системой...
После того как реализуется предложенная главой клуба давосских миллиардеров идея,...
Наибольшую опасность представляют высокодисперсные аэрозоли, частицы которых имеют...
Украинцев стали больше приглашать на работу за рубежом
Многие предпочитают «пересидеть» коронавирус в странах с менее жесткими...
Проблема преодоления пандемии уже не является только медицинской и даже...
В условиях усиления Китая США болезненно переживают крах своей иллюзии о бесконечном...
В будущем удалённая форма обучения станет постоянной для некоторых стран
Комментарии 0