Наш парламент трудится в поте лица, выдавая на-гора новые законопроекты. В этом обзоре мы расскажем о тех законодательных инициативах, которые непосредственно касаются граждан и могут повлечь за собой те или иные изменения в их жизни.
ВР приняла за основу весьма значимый для общества законопроект №4333 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины по усилению ответственности за незаконное выселение из жилья».
Суть новации — внесение в ст. 162 УК следующих дополнений. Незаконное выселение из жилья наказывается штрафом в 10—15 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ) или лишением свободы на срок от трех до шести лет. Если такие действия будут совершены по предварительному сговору группой лиц или должностным лицом или с применением насилия или с угрозой его применения, то штраф составит 15—25 тыс. НМДГ, не исключается и тюремный срок в 5—8 лет.
В пояснительной записке указано, что сегодня действующее законодательство не позволяет правоохранителям эффективно противостоять незаконному отъему жилья. Согласно статистике, в 2017 г. было зарегистрировано 3523 преступления, предусмотренных ст. 162 УК, в 2018 г. — 3528, в 2019-м — 4415.
Как показывает практика, чаще всего от таких преступных действий страдают социально незащищенные слои населения — пожилые люди, одинокие матери и родители с несовершеннолетними детьми, а также граждане, которые приобрели жилье в кредит.
В результате незаконного выселения люди теряют право на жилье, которое гарантировано им ст. 47 Конституции, наносится вред их основным конституционным правам, что свидетельствует о повышенной общественной опасности таких действий.
Существующие в настоящее время санкции за указанные действия несоизмеримы с вредом, который наносится в результате незаконного выселения из жилья. Кроме того, в Украине зафиксировано угрожающее количество фактов незаконного выселения граждан коллекторскими фирмами, которые применяют насилие и привлекают лиц, действующих по предварительному сговору (подробнее, пожалуйста, читайте в статье «Мрачное Средневековье», «2000» №5 от 4—10.02.2021). Участвуют в беспределе и чиновники.
Криминализация указанных выше действий и назначение более строгой уголовной ответственности является объективно необходимой мерой, утверждают разработчики законопроекта.
Главное научно-экспертное управление ВР против законопроекта не возражает, но указывает, что не меньший вред наносят другие незаконные действия. Например, проникновение в жилище, проведение в нем осмотра или обыска, временное его использование без согласия владельца и т. д. С этим нельзя не согласиться, но разработка проекта закона, учитывающего все эти нюансы, может затянуться на годы. Как говорят в таких случаях, лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Учитывая резкое повышение цен на услуги ЖКХ, заслуживает внимания законопроект Юлии Тимошенко с длинным названием «О внесении изменений в Закон Украины «О рынке природного газа» (относительно направления природного газа, накопленного в неотапливаемый период и отечественной добычи, на нужды населения)». Под ним поставили подписи 20 народных депутатов.
Предлагается добавить в закон о рынке газа новую статью — удовлетворение потребностей защищенных потребителей в природном газе. Если опустить мудреные юридические формулировки, то идея в том, что госпредприятия и учреждения, а также их филиалы, добывающие газ на территории страны, должны закачивать его в подземные хранилища «для формирования ресурса».
В отопительный период такой газ должен поставляться населению, исходя из экономически обоснованных и прозрачных расходов таких предприятий. Рентабельность устанавливается Кабмином, но не должна превышать 30%. Регулятор устанавливает розничные цены на закупку природного газа для хранения в период, предшествующий отопительному, и учитывает тариф на его транспортировку, закачку и отбор.
Пояснительная записка стоит того, чтобы ее процитировать, поскольку помогает гражданам понять, откуда берутся неподъемные тарифы на газ.
В тексте прямо указано, что установленные правительством цены на природный газ намного превышают финансовые возможности населения и в существенной мере влияют на стоимость отопления для бытовых потребителей. Также установление правительством цен на газ для населения на уровне импортных не соответствует экономической сущности его стоимости собственной добычи.
С введением в действие закона «О рынке природного газа» в законодательстве возник пробел по законодательному обеспечению ст. 13 Конституции. Согласно ей земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, являются объектами собственности украинского народа.
Искусственное завышение цены природного газа отечественной добычи положительно сказалось на прибыльности отечественных газодобывающих компаний. Рентабельность АО «Укргаздобыча» в 2016 г. составила 99%, в 2017-м — 332%, в 2018-м — 177,3%.
Такая ситуация не может восприниматься как нормальная, учитывая, что избыточная доходность формируется за счет завышенных цен и тарифов, оплачиваемых бытовыми потребителями.
Отчеты НАК «Нафтогаз Украины» свидетельствуют, что газа отечественной добычи вполне достаточно для обеспечения потребностей населения и предприятий, оказывающих услуги в сфере ЖКХ.
В 2018 г. в Украине было добыто 21 млрд. куб. м природного газа, из которых 15,5 млрд. — АО «Укргаздобыча», 1,1 млрд. — ПАО «Укрнафта» и 4,4 млрд. куб. м — частными предприятиями.
В то же время на нужды населения было направлено 15,4 млрд. куб. м природного газа, из которых непосредственно на потребление — 10,6 млрд. и на предприятия ТЭК для отопления — 4,8 млрд. куб. м. То есть для обеспечения потребностей населения в природном газе достаточно ресурса только АО «Укргаздобыча».
Поэтому законопроектом предлагается законодательно установить, что весь объем природного газа, добываемого государственными газодобывающими предприятиями, их «дочками» и филиалами, должен направляться в хранилища, а затем реализовываться населению по ценам и в порядке, определяемом Национальной комиссией, которая осуществляет государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, указала Юлия Владимировна.
Отметим, что Америку она не открыла. Еще в 2017 г. тогдашний министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик заявил, что «Укргаздобыча» должна увеличить объемы добычи голубого топлива: «Для обеспечения газом населения нам не нужен импортный газ, а частные структуры пускай закупают там, где считают нужным, это и есть рынок газа».
Либералы и МВФ уже давно настаивают на «прозрачном» рынке газа в Украине по мировым ценам. Аргументы таковы.
Газа собственной добычи не хватает. В 2017 г. добыли 20,5 млрд. кубометров, а потребили в общей сложности 31,9 млрд. Недостаточные объемы нужно закупать. Бытовые потребители платили 8550 грн. за тысячу кубометров, а промышленные предприятия — 14 тыс. Пользуясь этим, некоторые поставщики газа якобы продавали газ бытовым потребителям, а на самом деле — промышленности. Из-за такого неравенства МВФ и настаивал на выравнивании цен, чтобы они соответствовали мировым. Вывод таков: удорожание газа — закон рынка и экономики.
Что можно сказать по этому поводу? Во-первых, для того чтобы избавиться от импорта, никто не мешал Украине наращивать собственную газодобычу за собственные деньги или с привлечением зарубежных инвестиций. Проблема в том, что иностранцев пугала и до сих пор отпугивает нестабильная политическая и экономическая ситуация в нашей стране.
Во-вторых, кто сказал, что рыночную экономику нельзя регулировать с помощью государства? Посмотрите на Китай, у него это хорошо получается.
В-третьих, владельцы негосударственных украинских предприятий получают прибыль, которая оседает в их карманах. Почему население должно платить за газ столько же, сколько и они?
Что касается перспектив принятия законопроекта в ВР, то они туманны. Беда в том, что проблемы индейцев шерифа не волнуют, а потому законопроект может и не получить одобрение в парламенте.
В конце января в ВР зарегистрирован проект закона №4682 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по обеспечению конституционного права граждан Украины на получение полного общего среднего образования», под которым подписалось 46 народных депутатов от ОПЗЖ.
О том, что многие нынешние украинские девятиклассники в связи с реформой образования не смогут поступить в 10-е классы, мы подробно рассказали в статье «В батраки к полякам?» (№4, 28.01 — 3.02.2021). Главная причина в том, что лицеи (10—11 классы) могут создаваться областными и городскими советами городов с населением более 50 тыс. жителей.
В законопроекте от ОПЗЖ предлагается внести в закон «О полном общем среднем образовании» поправки, согласно которым дети имеют право «на получение полного общего среднего образования в наиболее доступном и приближенном к месту жительства учебном заведении». В нынешней версии речь идет только о начальном или базовом среднем образовании.
Дискриминационную норму о населенных пунктах с населением более 50 тыс. жителей предлагается исключить.
В пояснительной записке указано, что обеспечение государством доступности и бесплатности образования в государственных и коммунальных учебных заведениях гарантируется Конституцией.
Образование признается одной из приоритетных сфер социально-экономического, духовного и культурного развития общества. Право на образование — это право человека на получение определенного объема знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения с целью получения установленных государством образовательных уровней. Положениями ст. 53 Конституции установлено, что право на образование гарантировано каждому; государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях.
Право на образование гарантируется каждому человеку на принципах равенства, определенных ст. 24 Конституции. Признание права каждого человека на образование отвечает, в частности, Всеобщей декларации прав человека (ст. 26), Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13).
Сегодня действующими положениями законов «Об образовании» и «О полном общем среднем образовании» нивелируется закрепленный Конституцией территориальный принцип доступности учебных заведений, обеспечивающих получение полного общего среднего образования на всех уровнях.
В результате реализации образовательной реформы происходит сокращение сети учреждений общего среднего образования и их перепрофилирование. Так, согласно «оптимизации» уже с 1 сентября 2021 г. количество школ, которые будут иметь 10 и 11 классы, уменьшится в разы.
В этом году отдельные школы не примут на обучение учащихся, заканчивающих 9-й класс. Кроме того, иметь 10 и 11 классы смогут только лицеи, которые создаются областными и городскими советами городов с населением более 50 тыс.
Такие нововведения должны быть реализованы в течение 2022—2027 гг.
Следует отметить, что Украина является государством, которое по своему территориальному устройству состоит преимущественно из населенных пунктов сельской местности. В частности, 28 377 — сел, 885 — поселков городского типа и 460 городов. Т. е. школы 29 262 сел и поселков будут лишены права предоставлять полное общее среднее образование и иметь 10—11 классы для его получения.
Учитывая общую проблематику доступности учебных заведений, переполненность классов в городах, теперь получить полное среднее образование смогут менее 50% учеников.
Вместе с тем еще в предыдущие годы количество заведений общего среднего образования сократилось с 17 300 до 15 200, которые обеспечивают обучением больше 4 млн. школьников.
Принятие законопроекта позволит обеспечить получение только начального, базового и профильного среднего образования в государственных и коммунальных заведениях в селах, поселках и в городах с населением менее 50 тыс.
Если говорить о перспективах принятия поданного ОПЗЖ законопроекта, то согласно Конституции Украины, международному праву и гуманизму, отвергнуть его невозможно. А потому родителям нынешних девятиклассников и самим школьникам — будущим избирателям — стоит внимательно следить за перипетиями его прохождения в ВР. Это станет своеобразной лакмусовой бумажкой, которая четко покажет, кто и какие цели преследует в нынешнем украинском парламенте.
Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Никакого отраслевого, секторального деления госактивов не будет ввиду их мизерного...
XVIII съезд судей Украины, который прошел в «Президент отеле» в Киеве 9-11 марта 2021 г....
Вопрос о языке (языках) образовательного процесса в вузах политики не должны решать,...
Хімічні речовини на робітників України діють благотворно. На відміну від Європи
Если санкции – это уловка, чтобы обойти процедуру внутреннего судебного...
Единственную целесообразную функцию — защиту от вооруженного нападения — личное...
Закономерным результатом реформы станет то, что накопительные пенсионные ресурсы...
Проблема не столько в неурегулированности уголовной ответственности за коррупцию,...
МВД не позволяет узаконить ношение огнестрельного и гладкоствольного оружия для...
Наибольший общественный резонанс вызвало положение законопроекта, согласно которому...
Новый закон имеет много минусов, баланс смещен в пользу крупных игроков и полномочий...
С момента появления электрошокеров число случаев применения насилия и пыток со...
Комментарии 0