Фоновая напряженность

21 Мая 2021

Последние полтора месяца не обошлись без новых случаев захватов храмов Украинской православной церкви.

4 апреля поступило сообщение о захвате Свято-Рождество-Богородичного храма в селе Припутни Черниговской области. По сообщениям местных жителей, утром к церкви подъехало около двух десятков людей. Они срезали замки, вошли в храм и повесили табличку о том, что теперь он находится в юрисдикции Православной церкви Украины. Лица, занявшие храм, не предъявили документов на храм, однако у них были документы, свидетельствующие о регистрации общины ПЦУ в селе. Этого хватило, чтобы полиция не вмешивалась.

При этом, как отмечает секретарь Нежинской епархии УПЦ протоиерей Валерий Дашко, община ПЦУ в селе фактически отсутствует, будучи зарегистрированной с нарушением правовых норм. «Продолжаются судебные дела по поводу незаконной регистрации, состоявшейся на основе фиктивного собрания, в котором, как обычно бывает, участие религиозная община не брала», – сообщил протоиерей. Местные жители собрали более 300 подписей за то, чтобы храм оставался в юрисдикции УПЦ.

18 апреля был захвачен Свято-Параскевский храм в селе Цветоха Хмельницкой области. В тот воскресный день община УПЦ решила не служить литургию, чтобы не открывать храм и не дать возможность проникнуть в него посторонним (накануне, по заявлению настоятеля храма протоиерея Георгия Кимейчука, ему предлагали добровольно передать ключи от храма представителям ПЦУ). Однако около полудня того воскресенья замки на храме были срезаны – примерно в том же порядке, что и в селе Припутни.

Схожа и предыстория конфликта в этих двух селах. «Это была война подписей, – рассказал СМИ протоиерей Георгий Кимейчук. – Я лично прошел по дворам и собрал 250 реальных подписей в поддержку канонической УПЦ. Впоследствии удалось собрать еще 50. Многие люди не понимают природы конфликта, считают, что это приходские ссоры. Сторонники ПЦУ спрашивали их, за какую они церковь, «за московскую» или «за нашу, украинскую».

18 апреля о давлении со стороны государственного регистратора (и одновременно сторонника ПЦУ) сообщил настоятель Свято-Успенского храма в селе Михальча Черновицкой области. В данном селе также отмечен затяжной конфликт вокруг принадлежности храма, в настоящий момент дело рассматривается в суде.

Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова в селе Заболотье Ровенской области был опечатан, а ключи переданы правоохранителям. Об этом стало известно 10 мая; конфликт вокруг храма идет с 2019 г.

Внимание на эти новости стоит обращать не просто потому, что они сами по себе свидетельствуют о нездоровой ситуации в религиозных отношениях. Однако курс на, как заявляется официально, упрощение перерегистрации общин (в ПЦУ) декларируется вполне официально.

Так, в коммюнике по итогам встречи государственного секретаря США Энтони Блинкена и главы ПЦУ Епифания было отмечено, что стороны обсудили «важность устранения искусственных преград при свободном определении общинами своей принадлежности». Разумеется, не в последнюю очередь речь идет именно об изменении отношения органов государственной власти.

Ранее, 24 апреля, на встрече премьер-министра Дениса Шмыгаля с руководителями религиозных организаций Украины глава ПЦУ отметил необходимость создания специальных подразделений в областных государственных администрациях, предложив внести соответствующие правки в Закон Украины «О местных государственных администрациях». Одной из основных задач должны стать именно вопросы регистрации и перерегистрации религиозных общин.

Руководитель отдела по вопросам религий в Кабмине Андрей Юраш заявил, что избиения верующих УПЦ – это «картинка», которая создается самими священниками УПЦ: они «сознательно выводят этих бабушек, дедушек … чтобы создать картинку. Чтобы это показать как некий аргумент в том глобальном идеологическом противостоянии, которое мы имеем».

В то же время пока это остается частным, хоть и весьма характерным мнением.

В преддверии августа – торжеств по случаю 30-летия независимости, с вероятным участием в них константинопольского патриарха Варфоломея – ситуация в религиозной сфере Украины остается неизменной. Хотя, понятно, для общин храмов, которые захватывают уже в наши дни, можно говорить о заметных переменах к худшему. В целом же, уже примерно полтора года общая картина остается неизменной:

Офис президента постепенно дрейфует в сторону большего сближения с ПЦУ – но принципиального перехода на «рельсы» предыдущего президента в религиозной политике не происходит.

Тем не менее неизвестно, сколько еще может продлиться такая, хоть и весьма относительная, отстраненность – с учетом вполне явных и однозначных перемен в сравнении с летом 2019 г.

Большие надежды

23 августа 2021 года на киевском саммите официально начнётся деятельность Крымской...

Українство й український націоналізм. Думки старого...

Мені вже багато років, але я намагаюся перебувати в течії подій. Уважно читаю...

Колониальная аналитика

В отношениях Украины с НАТО как военно-политическим блоком и США как лидером Альянса и...

Национально-патриотическое воспитание от Кабмина

Вследствие реализации социальной госпрограммы национально-патриотического...

Пенсионное обеспечение в смартфоне

Коллективный Запад пускает украинские пенсионные накопления на укрепление своих...

Нет правовой помощи – нет и протокола

Штрафы можно не платить, если полицейский не обеспечил правовую помощь

Украина – мать морских держав

Министр Криклий ушел, очередной мавр сделал свое дело

Живучесть украинцев – залог «экономической...

Отрадно, что в дружном неолиберальном экспертном отряде есть «предатели» в лице...

«Мотор Сич» взята русским «пляжным десантом»

 Турция была последним потенциальным партнером, с которым можно было осуществить...

Украина и танки

Танки впервые применили 15 сентября 1916 г. у деревни Флер на реке Сомме. Уже больше...

Управление «колониальной инфраструктурой»

Частные операторы приберут к рукам портовые мощности, которые необходимы в рамках...

Экономия на еде как норма жизни

66% украинцев вынуждены экономить на питании

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка