«Власть — кредиторам! Земля — латифундистам! Долги — народу!»

№49(933) 6 – 12 декабря 2019 г. 04 Декабря 2019 1 5

«Если человек в своей работе будет руководствоваться лишь побуждениями и не будет интересоваться вопросом о результатах, то он уподобится врачу, который только выписывает рецепты, но которому нет никакого дела до того, сколько людей погибло в результате его лечения...»

Мао Цзэдун

Часто можно встретить утверждения, что, мол, все выступающие против земельной реформы (читай —продажи земли сельскохозяйственного назначения) ратуют за сохранение существующей модели земельных отношений. Но это грубейшая манипуляция и попытка представить критиков реформы ретроградами и примитивными критиканами якобы прогрессивных новшеств, эпицентром которых выступает Зе-команда.

СМИ, вне всякого сомнения, должны выступать в роли барометра каких бы то ни было действий власти, не забывать о своей роли оппозиционного редута для любой властной команды. Впрочем, помимо критики, многие СМИ забыли о своей потенциальной роли идейного генератора и площадки формирования смысловых решений, которые касаются важнейших общественно-политических и экономических вопросов.

В ряде номеров «2000» выступают с последовательной критикой земельной реформы, которую столь агрессивно — до ожесточения — продвигает новая власть. Мы обратили внимание общественности на самые разнообразные аспекты и потенциальные угрозы запуска земельного рынка в текущих условиях.

Наше издание проанализировало самый широкий спектр проблематики модели украинского АПК и рисков внедрения рынка земли в условиях нынешних параметров отечественных сельскохозяйственных отношений. Следуя правилу: «Критикуешь — предлагай», представляем вниманию наших уважаемых читателей некоторые соображения относительно потенциальной альтернативы реформирования структуры отечественного АПК. Приглашаем вдумчивых читателей, специалистов — ученых, социологов, экономистов, политологов etc. — к активной дискуссии и генерации собственных предложений по трансформированию важнейшего для страны вопроса земельных отношений.

Реформа наощупь

Как мы ранее подчеркивали, идеологи открытия рынка земли готовят реформу, даже не обладая полнотой информации о количестве, качестве и структурном распределении используемых пахотных земель в стране. Премьер-министр Гончарук поставил задачу собрать информацию и создать земельную карту Украины только к концу следующего года. Мягко говоря, реформаторы бредут вслепую.

Попробуйте, например, получить информацию о количестве пахотных земель и о ее фактических пользователях в своей области. Это весьма затруднительное занятие. Например, автор этих строк решил собрать данные о землепользователях в Хмельницкой обл.

Хмельнитчина — это среднестатистический, вполне показательный аграрный регион Украины для медианной оценки структуры игроков аграрного бизнеса страны.

В департаменте агропромышленного комплекса при ОГА располагают только приблизительными данными о количестве земли, которая обрабатывается разными агрофирмами, холдингами и фермерскими хозяйствами. Эти данные департамент пытается аккумулировать неформально — хотя бы для собственного понимания и оценки ситуации в области. Как пояснили сотрудники ведомства, в их обязанности не входит сбор такой информации, а субъекты агробизнеса не обязаны ее предоставлять. До 2017 г. такую статистику должны были генерировать подразделения Госгеокадастра на местах, но в бывшем Министерстве сельского хозяйства кого-то посетила мысль освободить региональных чиновников от такой обязанности.

Из 1,2 млн. га пахотных земель Хмельницкой обл. более 500 тыс. га обрабатывают крупнейшие украинские агрохолдинги. Еще около 300 тыс. га контролируется агрофирмами «средней руки», которые обрабатывают земельные наделы от 10 до 40 тыс. га. Непосредственно фермерские хозяйства обрабатывают до 150 тыс. га. Для понимания: среднее фермерское хозяйство располагает 120—130 га (фермеры, обрабатывающие 300—500 и более гектаров, считаются крупными, но их количество мизерное). Еще приблизительно 300 тыс. га — приусадебные участки, паи, которые не сдают в аренду или обрабатывают «единоличники». Сюда же относятся земельные участки, которые, так сказать, «зависли» (по таким паям идут судебные разбирательства о праве собственности или, например, по ним ожидается вступление в права наследников после смерти правообладателя).

Как видим, около 60% пахотной земли области контролируют крупные агрохолдинги общенационального масштаба, а также межрегиональные и региональные игроки, представляющие местные элиты. Это соотношение вполне адекватно общенациональной структуре концентрации прав на земельные ресурсы.

Первая задача — провести реальную оценку количества земли и пределы ее концентрирования.

Основы долгосрочного планирования

Складывается стойкое впечатление, что выставляя землю на продажу, Зе-команда просто умывает руки от проведения государственной агрополитики. В планах адептов рынка земли не проскальзывает и намека на дальнейшую стратегию развития АПК уже в условиях свободной продажи земли. Открытие рынка для «зеленых» реформаторов — это и средство, и цель, и конечный итог.

Для выстраивания модели функционирования отечественного агросектора нужна долгосрочная программа планирования развития отрасли с четкими показателями, целями и пониманием итогового результата. Безусловно, это уровень серьезного документа, а не сборника благих пожеланий и фантазий вроде принятой «программы правительства». Основы планирования нужно начинать с принятия осмысленной концепции продовольственной безопасности Украины.

Термин «продовольственная безопасность» впервые был актуализирован в 1974 г. на Всемирной конференции по проблеме продовольствия в Риме. В 1996 г. продовольственная безопасность обрела концептуальные смыслы

как составляющая общего понятия национальной безопасности государства. Она подразумевает условия, при которых все люди имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище,

необходимой для ведения активной и здоровой жизни.

В более развернутых трактовках продбезопасность должна учитывать следующие факторы: — социальная доступность достаточного количества безопасного и питательного продовольствия для всех групп населения;

— гарантии удовлетворения потребности населения в продовольствии в основном за счет отечественных продуктов питания на уровне, достаточном для его нормальной жизнедеятельности;

— своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;

— устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточных для обеспечения продовольственной независимости страны.

Согласно прошлогоднему рейтингу The Global Food Security, по уровню продовольственной безопасности Украина занимает 63-е место из 113 стран, которые вошли в мониторинговый отчет.

В такой низкой позиции Украины нет ничего удивительного. Все факторы говорят сами за себя — от качества и ценовой доступности продуктов для граждан страны до низкого уровня обеспечения внутреннего рынка отечественной продукцией. Ориентация крупнейших производителей продукции АПК на экспорт востребованной группы товаров и максимизацию прибыли формирует облик уродливой «аграрной супердержавы», не способной прокормить собственное население.

Основные концепты продовольственной безопасности должны стать фундаментом государственной политики в отрасли АПК. Если сформулировать очень упрощенно, то Украина должна производить продукты питания в количественном, качественном и ассортиментном диапазоне для обеспечения внутреннего рынка товарами на уровне, близкому к 100%-ной потребности.

Региональная и демографическая политика

Проводимая антисоциальная политика, которая сопровождается ликвидацией социальных функций государства и экономическим выдавливанием населения в трудовую иммиграцию, упрощает государству задачу продовольственного обеспечения.

Безусловно, запланированную властью перепись населения можно только приветствовать. Вместе со сбором данных о количестве и концентрации земли нужно четко понимать текущие демографические параметры.

Следующим шагом должен стать анализ региональных аспектов: производственные возможности, трудовые ресурсы, потенциал структурных точек роста, климатические и культурные особенности каждого региона и каждой отдельной громады. К сожалению, недоделанная предыдущей властью «реформа децентрализации» основывалась далеко не на вышеперечисленных параметрах. Это пример классической «реформы» с политическим кредо «всегда!», которую проводили не для качественной административно-территориальной трансформации страны, а для того, чтобы о ней говорить на митингах, ток-шоу и в предвыборных турне (см., пожалуйста, «Децентрализация: ЗЕ-эпиграф к magnum opus Порошенко» в №42(926) от 18—24.10.2019).

Определение всех алгоритмов в региональном разрезе даст возможность моделирования и стимулирования точечной, приоритетно-производственной специализации регионов, организации сельскохозяйственных кластеров. И такая политика не обязательно должна носить директивный характер. Она может вполне органично выстраиваться на основе сильных сторон региональных особенностей и с целенаправленным стимулированием финансовых и логистических инструментов.

Разделение агроимперий

Существующая модель чрезмерной концентрации земельных ресурсов нуждается в процессе «классового» перераспределения. Собственно, запуская земельный рынок, Зе-команда и готовит такое перераспределение, только с заведомо известными результатами. Они сулят еще большую степень концентрации ресурса крупными корпорациями и контроль значительной доли агросектора иностранным капиталом.

Альтернативой всеукраинского земельного аукциона по Зе-плану может стать модель перераспределения пользования землей через госрегулирование. Государственный земельный банк должен быть единственным субъектом с правом покупки земли и четким ценовым диапазоном стоимости гектара.

Для начала можно опробовать вариант аренды земли госбанком. Регулируемый процент по аренде, например, можно привязать к показателю уровня средней зарплаты в стране. Это создаст реальную конкуренцию среди землепользователей. Зачастую в громаде или целом районе работает только один агрохолдинг, и пайщику больше некому предлагать аренду своего участка.

Накопление прав пользования на землю госбанком с возможностью передачи ее в субаренду создаст механизм перераспределения концентрации пользования ресурсами. В первую очередь, это позволит достичь цели по разукрупнению агрохолдингов и снижению их влияния.

Крупнейший агрохолдинг страны — «Кернел», с земельным банком в 500—550 тыс. га — нонсенс для допустимых параметров агробизнеса в Европе, на которую мы так равняемся. Европейский холдинг-гигант в среднем имеет в своем распоряжении 30 тыс. га. В редких случаях, в зависимости от ограничительной политики в отдельно взятых странах, агрокорпорации не могут владеть и обрабатывать больше 60 тыс. га.

Ограничительное разделение отечественных агрогигантов позволит снизить критическую зависимость АПК от экспортно-примитивной «зерновой лихорадки».

Производственный фундамент

Опорой производства продуктов питания и насыщения внутреннего рынка должны стать фермерские и кооперативные хозяйства. В любой развитой стране — хоть с рынком земли (Германия и Франция), хоть без рынка (Канада и Китай) — создаются все условия для взращивания «среднего класса» агропроизводителей. Это вопрос не только производства продовольствия, но и формирования сбалансированной социальной политики развития сельской местности. Бескрайние поля рапса какого-то агрохолдинга — это социально-экономическая пустыня и деградация сельской инфраструктуры проживания.

Безусловно, необходимы миллиарды гривен на субсидирование и десятки целевых программ для развития производственной инфраструктуры сельских кооперативов и фермерских хозяйств. Здесь нужен филигранный микроменеджмент стимулирования конкретных видов и товаров производства, с четкой координацией действий центральной и местной власти.

Канада, например, точечно занимается поддержкой производителей яиц, молока, масла, птицы, пушных зверей и т. д. Следует учесть все детали — от дотирования производства конкретного продукта и льготного кредитования до инструментов кооперирования аграриев с производителями сельскохозяйственной машиностроительной продукции.

За примерами не нужно далеко ходить. Пока украинская власть свертывает все программы поддержки отрасли, Беларусь через «Укргазбанк» предлагает доступные кредиты под покупку нашими аграриями своей сельхозтехники.

Между тем фермеры и кооперативы — это целевая аудитория отечественного сельхозмашиностроения среднего класса. Фермеры не могут позволить себе дорогую технику и оборудование западных образцов. Это органичный производственный симбиоз, который может работать при целенаправленной господдержке.

Важным элементом выстраивания производственного каркаса структуры АПК могут стать и создаваемые государством крупно-товарные животноводческие комплексы. Условный совхоз в каждом районе может выступать стержневым элементом производственной модели и структуры распределения труда. Вовлекая в кооперацию фермеров (формируя стабильный и платежеспособный спрос на их продукцию), выстраивая политику гарантированной занятости в сельской местности, госкомпания будет выступать якорем производственной стабильности.

Этим современным приемам можно и следует поучиться у Китая, можно реанимировать советский опыт «заготконтор», которые организованно принимали самую разнообразную продукцию, производимую домохозяйствами. Селянам не нужно будет каждое утро штурмовать пригородные электрички, чтобы весь день простоять на импровизированном базаре у вокзала в надежде продать молоко, яйца или яблоки из своего сада.

Бремя колониальных обязательств

Фантазировать на тему идеальной реформы агропромышленного сектора можно бесконечно долго. Особенно если не подкреплять эти рассуждения источниками финансирования. Между тем аккумулировать средства на модернизацию можно за счет введения, например, дополнительного целевого налога на экспорт необработанного аграрного сырья, и внимательнее изучив налоговый потенциал посредников-трейдеров.

Еще одним источником доходов могут стать пошлины на импортную продукцию, для которой Украина открыла бесконтрольный «зеленый коридор».

Однако введение пошлин на импорт, проведение здравой протекционистской политики в целом, полноценное развитие собственного АПК лежат по другую сторону «безальтернативного пути в ЕС». Весь комплекс перечисленных мер — от формирования собственной продовольственной безопасности до прямой поддержки развития фермерского хозяйства — требует от Украины пересмотра/отказа от внешних обязательств. И в рамках Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, и в рамках действующих норм ВТО.

Торговый конфликт США и Китая — это острие глобальной геоэкономической схватки, в которой сильнейшие игроки выстраивают индивидуальные модели протекционистских мер защиты своих экономик (в пределах и отдельных государств, и региональных объединений, и закрытых «торговых клубов» межконтинентального масштаба). Слабым, отсталым и чрезмерно открытым экономикам отведена малопочетная роль тех, кто оплатит банкет глобального перераспределения экономического и торгового влияния в мире.

Украина уже оплачивает эти счета и останется в списке должников на долгие годы, если не изменит бесперспективный, кабальный и тупиковый вектор внешнеполитической ориентации.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Закон о рынке земли могут принять в феврале

Верховная Рада в начале февраля может проголосовать во втором чтении законопроект...

Начало коммунального коллапса

В регионах состояние электросетей таково, что в зимний период отключают от...

Точка ветвления

Превращение земли в обычный товар без необходимого земельного законодательства на...

(Не)свободный рынок земли

Кругленькие суммы, которыми оперировали агитаторы земельной реформы, — не более чем...

Без молока, но зато с ящуром

Если Украина потеряет статус благополучной -- с точки зрения многих болезней животных...

Свиноводство эмигрирует в Польшу

Рынок земли законсервирует производственные параметры АПК Украины. Доминирующее...

Загрузка...

Украинская кукуруза принесена в жертву торговому...

Падение мировых цен на основные сырьевые ресурсы приведет к неизбежному коллапсу...

Земельные фокусы. Следим за руками

Отдельные пункты законопроекта позволяют обойти количественные и качественные...

Головная боль, которая может стать хронической

Национальный состав населения полуострова заставляет задуматься: 1 млн. 700 тыс. —...

Дерево с помощью «мышки»

Если каждый человек на планете посадит одно дерево, то уровень пыли в  воздухе может...

Чудо, подаренное природой

В этом музее любой, даже редкий, минерал можно достать из шкафчика и внимательно его...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Анатолий Федотов
09 Декабря 2019, Анатолий Федотов

Статья и предложения дельные, но кто же их читает. Не те времена, когда власть, пусть формально, но обязательно должна была реагировать на критику в прессе.

- 2 +
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка