Украинский подвид паразитирующего реформизма

№6(972) 11 – 17 февраля 10 Февраля 2021

Реформы по-украински имеют одну весьма занимательную особенность. Ее можно назвать принципом паразитирующего реформизма: процесс неких преобразований, направленных на общий объект реформирования, дает позитивный эффект только «избранным» частностям. В качестве примера возьмем реформу государственного оборонного концерна «Укроборонпром» и личное благосостояние небезызвестного «младореформатора» Мустафы Найема.

Мустафа Найем

Пока «Укроборонпром» стремительно летит в бездну реформ — через процесс корпоратизации оборонных активов и последующей приватизации, — г-н Найем может похвастаться приличным жалованьем, карьерным повышением и проявляющимся управленческим влиянием на стратегически важный оборонный сектор.

«Реформуй-паразитуй!»

Ранее «2000» уже писали о планах «младореформаторов» относительно будущего «Укроборонпрома» и ВПК в целом («Реформаторские соколы добрались до распродажи ВПК», №36(958), 23—29.10.2020).

Речь идет не только о дальнейшей судьбе сотни государственных оборонных заводов и о десятках тысяч рабочих, которые трудятся на этих предприятиях. Реформа непосредственно будет иметь влияние на систему обеспечения оборонного госзаказа, техническое состояние и технологические возможности армии Украины, а также на общий уровень обороноспособности государства. И, конечно, на зарплату Найема.

Как оказалось, среднемесячная зарплата Найема в «Укроборонпроме» в прошлом году составляла 250,6 тыс. грн., а всего в 2020 г. топ-чиновник получил в концерне более 3 млн. грн. Это выяснили «Українські новини», направив соответствующий запрос в госконцерн.

С ноября прошлого года г-н Найем получил повышение, к которому, кроме увеличения оклада, прилагались также дополнительные полномочия. «Вечно молодого» реформатора повысили от заместителя генерального директора по взаимодействию с органами государственной власти до директора по вопросам активов, корпоративных прав и государственного оборонного заказа.

Т. е. «заслуженный оружейник Украины» Мустафа Найем, обладающий впечатляющим опытом государственного управления и стажем работы в отрасли ВПК, сейчас сосредоточил у себя ряд ключевых полномочий по проведению корпоратизации «Укроборонпрома» и его подготовке к неизбежной приватизации.

Очень скоро мы увидим, есть ли пределы разумного и ограничения ненасытного у обозначенного нами принципа паразитирующего реформизма. Впрочем, поощрение внутрисистемных паразитов — это лишь проявление внешней заинтересованности к разрушению системы. При этом украинский подвид паразитирующих реформаторов вовсе не озабочен выживаемостью системы, которая служит для них питательной средой. Это только стоянка для кормления.

Отмашка

Февраль станет отправной точкой процесса реформирования «Укроборонпрома» и неизбежной трансформации всего военно-промышленного комплекса Украины.

Олег Уруский

28 января президент Владимир Зеленский провел рабочее совещание при участии вице-премьер-министра — министра по вопросам стратегических отраслей промышленности Олега Уруского и генерального директора «Укроборонпрома» Юрия Гусева, на котором обсуждались вопросы реформирования госконцерна. По итогам совещания президент поручил секретарю Совета национальной безопасности и обороны Александру Данилову подготовить и вынести на рассмотрение СНБО вопрос реформирования «Укроборонпрома».

«Мы должны структурно перестроить государственный оборонно-промышленный комплекс. Необходимо ввести современную модель корпоративного управления на предприятиях «Укроборонпрома», — цитирует президента пресс-служба ОП.

На совещании гендиректор «Укроборонпрома» представил главе государства «дорожную карту» реформирования и доложил о первых результатах подготовки к трансформации госконцерна в современные холдинги с эффективной системой корпоративного управления.

Отдельно обсуждался вопрос формирования и выполнения государственного оборонного заказа, относительно которого Зеленский выражал обеспокоенность.

«Глава государства обеспокоен процессом формирования и выполнения государственного оборонного заказа по результатам прошлого года», — заявил Данилов по итогам межведомственного совещания СНБО.

Результатом обеспокоенности президента Зеленского стало поручение вице-премьеру Урускому ускорить подготовку подзаконных нормативно-правовых актов для имплементации закона «Об оборонных закупках». Эти инициативы должны увеличить долю предприятий «Укроборонпрома» в выполнении портфеля оборонных госзаказов.

Степень вовлечения государственных предприятий в процесс выполнения оборонного заказа является весьма проблематичным вопросом — с точки зрения реформирования оборонной отрасли Украины.

Впрочем, если г-н президент действительно обеспокоен вопросом обеспечения оборонного государственного заказа, его должен очень беспокоить и даже ужасать тот факт, что за госзаказ в «Укроборонпроме» (и в дальнейшем в преемственной реформированной структуре) отвечает «выдающийся сквайр» в лице г-на Найема.

Частники

во главе госзаказа

Согласно данным «Укроборонпрома», в общем госзаказе 2020 г., который формируется потребностями Министерства обороны, Вооруженных Сил, Госпогранслужбы, Нацгвардии и других ведомств, доля госконцерна составила всего 36%. Еще 10% заказов от портфеля сектора обороны и безопасности пришлось на импортные товары и услуги.

Господствующее положение заняли частные компании, которым досталось 54% заказов в оборонном портфеле государственных закупок. При этом — по статистике «Укроборонпрома» — отмечено, что стремительный рост доли частников в структуре госзакупок произошел за последние пять лет. Еще в 2015 г. на компании с частным капиталом приходилось только 23% от общего оборонного заказа.

В условиях вооруженного конфликта на Донбассе фокус государственной политики последних 7 лет был целенаправленно заточен на обоснование увеличения государственных расходов на сектор обороны безопасности, которые выросли до 5% от общего объема ВВП. При этом потоки госфинансирования «оборонки» все активнее перенаправлялись в частный сектор. На этом фоне и предыдущая, и действующая властная команда агрессивно навязывает необходимость реформирования «неэффективного» и «устаревшего» государственного оборонного комплекса.

Последовательно проводя политику перенаправления бюджетного финансирования в пользу частных компаний, государственная политика де-факто сосредоточилась на доведении государственных оборонных предприятий до банкротства, производственной и технологической деградации. При этом достаточно активно навязывалась концепция, мол, частные компании более эффективные и успешные в качестве подрядчиков.

В данном случае возникает резонный вопрос: о каком развитии ВПК Украины в целом и «Укроборонпрома», в частности, может вообще идти речь, если большая часть финансового пирога госзакупок достается частным компаниям? И Мустафа Найем как последовательный приверженец свободного рынка и марионетка его «невидимой руки» вряд ли изменит укоренившийся тренд. Скорее, наоборот.

Истории успеха «предпринимательских жилок»

Впрочем, вопрос успешности частников в выполнении оборонных заказов является более чем дискуссионным. Во-первых, серьезные сомнения вызывает, например, степень реального выполнения заказов на базе существующих производственных мощностей частных компаний, без привлечения государственных заводов и конструкторских бюро на основе «теневых субподрядов».

Во-вторых, вопросы возникают по части прозрачности распределения госзаказов. К примеру, в качестве успешного частного оборонного подрядчика в СМИ рекламируется кейс научно-производственного предприятия «Атлон авиа». Основным видом деятельности компании является «производство воздушных и космических летательных аппаратов».

«НВО «Атлон авиа» выросло из авиакружка. Сейчас его оборотам может позавидовать «Укроборонпром». По данным аналитической системы YouControl, в 2017—2019 годах ежегодная выручка НВО составляла 50—85 млн. гривен. Что способствовало взлету компании?» — с воодушевлением и восторгом пишет «Экономическая правда».

Понятно, что журналисты ЭП и экс-коллеги г-на Найема, которые активно продвигают идею эффективности частного рынка вооружений в Украине, своеобразно трактуют историю успеха компании. По их версии, взлет «Атлон авиа» — это результат преимуществ рыночных механизмов и наличия предпринимательской жилки у частных оружейников.

Константин Тичинский

Впрочем, начавшийся в 2017 г. успешный подъем «Атлон авиа», одним из бенефициаров которого является некий Константин Тичинский, можно пояснить также наличием других «стимулов». Например, тем, что в 2017 г. супруга Тичинского, Ольга Тичинская, в 2016 г. заняла должность главного специалиста Министерства финансов Украины. Впрочем, наличие жены в качестве главного специалиста Минфина, которое отвечает за распределение бюджетных средств, совсем никак не связано с головокружительным подъемом компании с уровня «авиакружка». На все ведь воля «невидимой руки рынка».

В-третьих, серьезные претензии возникают и к освоению государственных средств оборонного заказа частными компаниями. Если темы о привычном воровстве и коррупционных схемах на базе государственных предприятий освещаются в СМИ довольно часто, то о «подвигах» частников информации куда меньше. Хотя примеров наглого и беспринципного распила госфинансирования частниками имеется в достатке.

Например, с 2017 г. Государственная фискальная служба ведет расследование сомнительной деятельности некой компании «Юкрейниан Электроникс». В 2015—2017 гг. эта компания поставляла ряду государственных оборонных предприятий продукцию военно-технического назначения (микросхемы, лампы, генераторные лампы, разрядники, транзисторы, предохранители, переключатели, конденсаторы, реле и другие запчасти для авиационной и военной техники).

Как указано в судебных материалах, через ряд фирм-прокладок злоумышленники «в период 2015—2017 гг., при осуществлении бестоварных операций, незаконно сформировали налоговый кредит по НДС от фиктивных предприятий». Вследствие этих операций частные поставщики уклонились от уплаты налогов в госбюджет на сумму 4,8 млрд. грн.

Другой кейс касается одного из главных членов Ассоциации производителей вооружений и военной техники Украины — ООО «Эверест лимитед». Речь идет о тендере, организованном Управлением развития автоматизации Генерального Штаба ВСУ, на разработку компьютерного оборудования системы оперативного (боевого) управления.

По данным следствия, компьютерное оборудование «Эверестом» заказчику так и не поставлено. Кроме того, «указанная разработка не будет содержать конечного продукта, а лишь представлять опытно-конструкторскую работу по созданию проектной документации... Анализ изложенного указывает, что государству нанесен ущерб на сумму около 147 млн. гривен».

Приватизация придет — порядок наведет!

С непоколебимой верой во всесильность «рыночных механизмов» и «частной инициативы» власть взяла курс на корпоратизацию и приватизацию «Укроборонпрома».

Часть оборонных госпредприятий будут приватизированы уже в ближайшее время. Ранее «2000» уже писали об оборонных объектах, которые концерн уже передал Фонду госимущества для продажи («Дерегуляция через приватизацию», №44(966), 18—24.12.2020).

Юрий Гусев

В интервью «Укринформу» от 28 января гендиректор концерна Юрий Гусев рассказал о первом этапе структурных преобразований.

«65 предприятий сформируют новый холдинг с рабочим названием «Оборонительные системы Украины», который в свою очередь будет разделяться на 6 субхолдингов. Также планируем, что в него войдут спецэкспортеры, которые будут помогать со сбытом продукции», — отметил руководитель концерна.

Директор «Укроборонпрома» подчеркнул, что процесс внедрения корпоративной системы управления субхолдингами расчлененного концерна — это основная часть реформы.

«Речь идет также о дополнительных возможностях по привлечению финансового ресурса, оздоровлению предприятий, сохранению и усилению трудовых коллективов, решении других проблем, которые накапливались годами и десятилетиями. Успешно претворять реформу, которая уже стартовала в декабре прошлого года, поможет принятие законопроекта №3822, который и станет фундаментом для преобразований», — отметил Гусев.

«2000» подробно анализировали вышеупомянутый законопроект №3822 «Об особенностях реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса государственной формы собственности». Однако недавно на сайте парламента был опубликован вывод о законопроекте, составленный Главным научно-экспертным управлением Верховной Рады. Выводы специалистов подтвердили наши предварительные оценки относительно проекта закона №3822.

Приведем только несколько самых значимых замечаний экспертов.

Ужасный конец или ужас без конца

Во-первых, специалисты управления отмечают, что законопроект предоставляет новой, реформированной структуре госконцерна и входящим в нее хозяйствующим субъектам некий специальный статус — путем неприменения к этим субъектам норм общего гражданского и хозяйственного законодательства.

«По нашему мнению, подобная «исключительность» правового статуса Концерна и участников может создать предпосылки для роста непрозрачности в финансовой и производственной деятельности реформированных субъектов хозяйствования, что может привести к потере надлежащего контроля государства за их деятельностью с соответствующими негативными последствиями для обороноспособности Украины», — указано в выводе специалистов.

Во-вторых, законопроект предусматривает весьма специфические формы управления акциями новосозданных оборонных холдингов и субхолдингов оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Согласно законопроекту «пакет акций (доля в уставном капитале) общества может быть передан другому хозяйственному обществу в ОПК в собственность для формирования его уставного капитала, подобное распоряжение государственной собственностью создает возможности для фактической приватизации государственных предприятий ОПК и образованных на их основе обществ вне ЗУ «О приватизации государственного и коммунального имущества».

В-третьих, эксперты управления предупреждают о последствиях того факта, что авторы законопроекта отказываются от проведения оценки имущества реформируемого «Укроборонпрома».

В выводах указывается, что это «может привести к потере указанного имущества», а также то, что размер уставного капитала новых оборонных предприятий не соответствует «рыночной (справедливой) стоимости». Т. е. проект закона создает условия не просто для продажи госпредприятий ОПК, но и для продажи их за чисто символические суммы.

Увы, но наши мрачные оценки предварительного анализа этой законодательной инициативы оказались достаточно точными.

Уже в феврале под лозунгами о реформах и развитии Украина на полных парах начнет движение по пути приватизации и губительной дефрагментации своего оборонно-промышленного комплекса. А «плебсу» останется только праведно негодовать, читая новости о растущей зарплатной ведомости «оружейного мейстра» Мустафы Найема.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Они уходят

Кабул остается на съедение

Жесткие требования к недружественной власти

В ходе своей прямой линии Владимир Путина фактически заявил, что Россия никогда не...

Прости нас, Лакки!

Подготовка собак в искусственных условиях ведет к потере племенных качеств: у собаки...

Долг красен арестом имущества

Воспользоваться сайтом Единого реестра специалисты советуют не только должникам, но и...

Градоустройство столицы

Столица располагает значительными территориальными резервами...

Фантом национальной безопасности

Ввиду многолетней продемократической риторики само слово «внесудебный» должно...

Надо строить прагматичные отношения

Евроскептиков пугают мрачные перспективы разорения отечественных производителей,...

В поисках ренессанса

Когда в отечественном небе будут десятками летать новые машины, появится и зарубежный...

Антарктическая эстафета

В субботу, 6 февраля, украинские исследователи Антарктиды, а вместе с ними все, кому не...

Мрачное Средневековье

Коллекторам запретят взаимодействовать с должниками с 20 часов до 8.00

Собрание акционеров без акционеров

Начало 2021 г. ознаменовалось новым витком давления на запорожское предприятие АО...

Украинские лопасти для тяжелых вертолетов – это...

24 декабря состоялось знаковое событие в истории вертолетостроительной отрасли нашей...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка