Градоустройство столицы

№9(975) 4 – 10 марта 05 Марта 2021

В Киеве продолжается кампания по принятию нового генерального плана города. Разработка этого проекта началась годом позже утвержденного 28.03.2002 г. и ныне действующего генерального плана Киева-2020.

Мотивация разработки нового проекта генерального плана объяснена в статье Тараса Кинько «Черговий атентат на закон і порядок» («2000», №29—30(780) от 15—21.07.2016). прошу по возможности проверить сноску): «Щоб врятувати порушників ГП-2020 від переслідувань Феміди, треба узаконити понад 3000 протиправно наданих депутатами Київської міської ради під забудову земельних ділянок і захистити від знесення споруд, незаконно зведених на них в порушення діючого і безстрокового ГП-2020».

Со времени возникновения решения по разработке нового генерального плана прошло около 20 лет. Попытки его утверждения за это время успехом не увенчались по вполне объяснимым причинам. Проект не выдержал критики как профессионалов, так и киевлян.

На сегодняшний день больше вопросов возникает в связи с реализацией решений и программ, заложенных в генеральном плане Киева на период до 2020 г. Серьезным упущением является и отсутствие контроля за реализацией действующего генерального плана.

Важные для жизнедеятельности города вопросы социальной сферы, развития инженерной и транспортной инфраструктуры, экологические проблемы, комплексно решаемые в генеральном плане, не реализованы.

Какое значение имеет реализация градостроительных программ, можно представить по предшествующим генеральным планам. Для Киева в ХХ в. их было разработано пять.

Первый — в 1923 г. Этот проект лег в основу «Временных правил», которые заложили принципы зонирования города.

Следующий генеральный план был разработан в 1936 г. В связи с перенесением столичных функций в Киев в генеральном плане поставлена задача создания нового столичного центра. В этом же документе была заложена идея перехода города на левый берег.

Послевоенный генеральный план, утвержденный в 1947 г., решал задачи восстановления Киева. В этом документе зарождался современный абрис главной улицы города — Крещатика. Реализуется идея водно-зеленого диаметра города вдоль русла Днепра.

В генеральном плане 1956—1966 гг. решались вопросы массового индустриального домостроения и освоение пойменных территорий. На левом берегу Киева появляются новые жилые районы.

Именно в этом генеральном плане было осуществлено решение объединения улично-дорожной сети города с сетью внешнего транспорта. В городе начинается строительство метрополитена.

Предпоследний генеральный план Киева был утвержден в 1986 г. Территориальное развитие Киева рассматривалось во взаимной связи с зоной влияния Киева. Функционально-пространственная организация основывалась на представлении целостности системы расселения киевской агломерации.

Действующий генеральный план Киева сохраняет преемственность с ранее разработанным генеральным планом города. Это вопросы территориального развития столицы, а также планировочная взаимосвязь Киева и пригородной зоны.

В действующем генеральном плане Киева планировочная структура рассматривается как открытая система: город — пригородная зона — область — регион. При этом особенности формирования киевской агломерации создают основу организации для города и его пригородной зоны целостной единой урбоэкосистемы. Принципом ее развития являются сохранение за Киевом столичных функций с дальнейшей децентрализацией производственных функций. Составляющими экологической устойчивости Большого Киева является водно-зеленый диаметр Днепра и лесопарковый пояс.

В качестве главной планировочной оси экологического каркаса Киева в направлении «север—юг» определено русло реки Днепр. В качестве главной планировочной оси урбокаркаса определено направление «запад—восток». Формирование взаимообусловленного экоурбокаркаса составляет основу устойчивого развития Большого Киева.

Еще один немаловажный и интригующий вопрос — развитие города в послеиндустриальный период.

Современные особенности процесса наглядно можем увидеть в центральной части города, где практически не осталось коммунально-складских зон, а промышленные территории сжимаются, как шагреневая кожа.

В действующем генеральном плане столицы эти территории предлагается реорганизовать. Их место могут занимать наукоемкие, инновационные центры (технопарки).

Киев располагает значительными территориальными резервами. Однако их современное использование сопряжено с реконструкцией и реорганизацией городских земель.

Как правило, генеральные планы городов завершаются предложениями по архитектурно-пространственной композиции.

Для исторического Киева это архиважная тема. Примерами сохранения и использования исторического наследия могут быть многие европейские столицы. Разрабатывая одну из основных своих наиболее важных теоретических работ, австрийский архитектор Отто Вагнер в назидание потомкам объясняет: «Не стоит отдавать процесс развития столицы воле слепого случая и полного художественного бессилия, посчитав художественные устремления лишними, не говоря уже о полном их забвении в угоду наиболее отвратительным из земельных ростовщиков. В контексте экономической перспективы последствия для жителей и городских властей могут быть лишь самыми бедственными. Ситуация будет усугубляться, так как течение времени делает ее все более и более непоправимой.

Пусть жители столицы помнят, что она способна реализовывать свои потенциальные возможности как благоприятное место жительства миллионов людей, только если она будет прекрасной как столица, а это может быть достигнуто только через искусство». И еще: «Искусство должно освящать все, что появляется на свет».

Эти слова отца венской сецессии, изложенные в работе «Столица», относятся и к нынешнему градоустройству Киева.

Елена КУРИЛО, архитектор

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Они уходят

Кабул остается на съедение

Жесткие требования к недружественной власти

В ходе своей прямой линии Владимир Путина фактически заявил, что Россия никогда не...

Прости нас, Лакки!

Подготовка собак в искусственных условиях ведет к потере племенных качеств: у собаки...

Долг красен арестом имущества

Воспользоваться сайтом Единого реестра специалисты советуют не только должникам, но и...

Фантом национальной безопасности

Ввиду многолетней продемократической риторики само слово «внесудебный» должно...

Надо строить прагматичные отношения

Евроскептиков пугают мрачные перспективы разорения отечественных производителей,...

Украинский подвид паразитирующего реформизма

Уже в феврале — под лозунгами о реформах и развитии — начнется движение по пути...

В поисках ренессанса

Когда в отечественном небе будут десятками летать новые машины, появится и зарубежный...

Антарктическая эстафета

В субботу, 6 февраля, украинские исследователи Антарктиды, а вместе с ними все, кому не...

Мрачное Средневековье

Коллекторам запретят взаимодействовать с должниками с 20 часов до 8.00

Собрание акционеров без акционеров

Начало 2021 г. ознаменовалось новым витком давления на запорожское предприятие АО...

Украинские лопасти для тяжелых вертолетов – это...

24 декабря состоялось знаковое событие в истории вертолетостроительной отрасли нашей...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка