Олег Шевчук: «Когда в Старычах начали рыть котлованы, вокруг только ехидно смеялись»

№16 (904) 19 — 25 апреля 2019 г. 17 Апреля 2019 5

Олег Шевчук: «Неожиданно» армия впервые потребовала четкого соблюдения сроков строительства»

Строительство жилья для Вооруженных сил Украины стало настоящим испытанием для многих отечественных застройщиков. Наша армия переходит на современное питание, а образцы ее униформы и снаряжения теперь нахваливают в НАТО. Более того, ВСУ уже пользуются инструментом тылового обеспечения альянса. Об этих и других нововведениях мы поговорили с заместителем министра обороны Украины Олегом ШЕВЧУКОМ.

Общежития — не метро

— Проект строительства 184 казарм улучшенной планировки уникален, для нашей армии одновременно столько не строили. Почему его практическое выполнение оказалось настолько сложным?

— Сложности возникли из-за того, что в планировку заложили идеальные условия строительства. Практика показала: мы и застройщики не предусмотрели всех подводных камней на этом пути. Однако концептуально решение удачное. Военные, живущие в новых общежитиях, где учтены все их потребности, отзываются о них положительно. Особенно довольны девушки, ведь проектирование проходило с учетом гендерного фактора. Бойлеры с горячей водой, удобные кухни, меблировка и вообще организация жизненного пространства приятно удивляют тех, кому недавно пришлось жить на съемных квартирах, в старых общежитиях или даже в палатках.

Пример такой работы — Конотоп, где растет современный военный городок. Там реконструировали столовую и старое здание под квартиры. Заключили контракты на строительство 4 казарм улучшенной планировки рядом с частью. Две из них сданы, третью

вот-вот приведут в порядок. А с четвертой — грустная история. Компания смогла лишь выкопать котлован и заложить фундамент, причем с существенными нарушениями. Договор остановили, а фирме выставили штрафные санкции. На достройку объекта уже зашел новый исполнитель. И таких случаев немало. Процент невыполнения договорных обязательств превысил допустимый.

Так выглядит комната в общежитии в с. Старычи

Под этот проект разработана конкурсная документация с жесткими требованиями к участникам. С одной стороны, мы не хотели как-то ограничивать заход компаний в проект. С другой — старались избегать ошибок и не допускать фирм, откровенно мошеннически заходящих на торги, только чтобы получить аванс и потом исчезнуть. «Неожиданно» армия впервые потребовала четкого соблюдения сроков строительства. И не только конечных, но и всех этапов. За нарушение налагали штрафы и пеню. На каждой стадии у них был 20-дневный люфт, чтобы успеть вернуться к графику и исправить ситуацию. А заодно избежать санкций и расторжения договора.

Возникали различные форсмажоры. К примеру, на площадке находили опасные «остатки» Второй мировой войны или не обозначенные на планах сети — вода, тепло, канализация, электричество. Что отодвигало выполнение контрактов. Это мы понимали, корректируя сроки, чтобы никого не штрафовать. Но значительная часть компаний так и не вложились в графики. Один руководитель взял аванс, сразу приобрел дорогой внедорожник и... исчез. Его до сих пор ищут. Эти люди для проформы даже немного поработали, а потом бросили это «грязное дело» и отправились восвояси.

Государственная экспертиза определила сроки строительства. Мы предлагали сократить их, иначе все растянулось бы на два года. Волонтеры, инженеры, независимые эксперты нашли процессы, которые могут проходить не последовательно, а одновременно. Расчеты подтвердили: построить жилье в отведенные сроки успеваем. И общежития реально росли в предусмотренные 7 месяцев.

Например, в с. Старычи Львовской обл. (здесь расположен 184-й учебный центр Сухопутных войск. — Авт.). Хотя строители соглашались: в такие сроки можно уложиться, но «для этого надо напряженно работать», к чему, очевидно, не все были готовы. Мощные корпорации не участвовали в проекте, поскольку каждая отдельная его локация — не такое уж большое строительство. И по расценкам, предлагаемым армией, они не работают.

Консультационно помогали в развитии военной инфраструктуры представители инженерных войск США (United States Army Corps of Engineers. — Авт.). Они смотрели наши наработки, побывали в Белой Церкви, где передавали под заселение общежития. Их поразил короткий срок строительства. У них такие проекты выполняют куда дольше. Но если мы хотим, чтобы строители работали в несколько смен, ускоряя ввод в эксплуатацию объекта, нужны большие расходы на зарплату, что удорожает строительство. Застройщики упрекают нас в низком уровне оплаты труда, заложенном в контракте.

— Может, они правы? Не пора ли МО пересмотреть зарплаты строителей, закладываемые в будущие контракты?

— Соответствующие рамки определяет государственный регулятор — Минрегионстрой. С ним мы консультировались, чтобы решить вопрос повышения зарплат. Нам ответили, что максимальные ставки применяют на сложных стройках вроде метро.

— И какой выход из этого тупика?

— Продолжаются переговоры с Минрегионстроем, недавно увеличившим уровень зарплат. Хотя есть компании, показывающие, что работать можно и в таких условиях, однако и они говорят о недостаточной мотивации для высококлассных специалистов.

Мы хотим сделать возможной работу в сложных условиях, например зимой. Это усложнит проект, увеличит бюрократию. Коллеги из НАТО по этому поводу говорят: да, удорожается процесс, но так можно в короткий срок получить желаемый результат. В качестве примера они приводят наши военные городки. Партнеры говорят: вы сформировали части и до сих пор полностью не создали им условий.

Попробуем несколько стандартных проектов отработать под вариант ускоренного строительства. Сравним выигрыш во времени, проигрыш в деньгах и сделаем выводы. Хотя и так понятно: современные технологии позволяют не прекращать строительство круглогодично и круглосуточно. В конце концов, так получается дешевле, чем неоднократно останавливать и возобновлять стройку.

Черные списки

— Какие еще проекты будете реализовывать?

— В прошлом году выделен ресурс на проектирование смарт-квартир, и эта работа завершена. 17 домов уже начали строить. Скорее всего, конкретные результаты здесь можно ожидать в следующем году. Это серьезная мотивация, когда военный не только имеет лучшее материальное положение с повышением денежного содержания, но и осознает четкую перспективу получения жилья.

Весной прошлого года во Львовской обл. в Старычах мы начали рыть котлованы, а вокруг только ехидно смеялись. Сейчас там в четырех общежитиях живут люди, а рядом строят следующую очередь этого же проекта и полноформатные жилые дома. Недавно в Бродах заселили общежития авиационной части. Сержанты там живут в комфортабельных условиях, и на их глазах растут смарт-квартиры и другое жилье. Они четко понимают, для чего служат.

— Вы говорите, что люди не слишком верили. Почему?

— Привыкли, что им только обещают, а мало выполняют. Пытаемся разрушить этот стереотип реальными делами. Вокруг проекта 184 общежитий немало критиканства. К примеру, армия провела открытый конкурс. Вся документация и процедура — прозрачные. Компании подписали соглашения и непонятно почему прекратили их выполнять. Но виновато Минобороны, и весь «праведный гнев» проходит мимо недобросовестных фирм, сваливаясь на военных. Это, мягко говоря, несправедливо.

Расскажу о наших новинках. В этом году планируем заложить несколько быстровозводимых домов в воинских частях. Металлические каркасы обошьют сэндвич-панелями — временное, но быстрое решение потребности размещения личного состава, чтобы люди не жили в палатках. Разработан и проект полевого лагеря, где жилье, душевые, столовые, штабы, классы — все будет размещаться в модулях, как у натовцев. Разрабатываем технические требования к таким решениям и хотим уже в 2019-м развернуть автономный полевой лагерь, где все будет по-другому.

— Минобороны периодически пытаются втянуть в тендерные войны. Кто-то победил в конкурсе, а конкуренты разворачивают фронт информационной дискредитации, пытаясь сделать все, чтобы их опять допустили к оборонным контрактам. Стало ли ведомство лучше защищенным в сфере госзакупок?

— Налажено нормальное сотрудничество с военной прокуратурой, СБУ и Антимонопольным комитетом. С недобросовестными компаниями работают соответствующие компетентные органы. Несколько организаций, в прошлом году не выполнивших обязательств по сооружению военных объектов, по представлению Минобороны лишены строительных лицензий. Также военная прокуратура занимается уголовными производствами в отношении руководителей, нарушивших договорные условия и отказавшихся платить штрафы.

СБУ занимается фирмами, которые фактически пытались задержать проведение тендеров, всячески оттягивая процесс определения победителя, блокировали подписание соглашений. Причем такую позицию занимали компании, не принимавшие участия в процедуре, но жалобами стремившиеся затянуть время. Нередко это были структуры-однодневки без опыта работы, видимых следов строительной деятельности и серьезных активов. ВСУ имеют черные списки, куда вносятся фирмы, не выполнившие договоров или вообще исчезнувшие после подписания контрактов. Так мы не даем им возможности снова наживаться на армии.

— Как обстоят дела с едой для военных?

— После удачного эксперимента стартовал переход армии на современную систему питания. В первый год мы установили такую очередность: ремонт столовой, монтаж нового оборудования, а затем — введение питания по каталогу. Но капремонты затянулись, ведь это длительная процедура. Тогда спланировали постепенный перевод военных частей на новую систему, не привязываясь к ремонтам. И процесс приобрел массовый характер. В этом году мы его завершим, а ремонт столовых будет продолжаться. В 2019-м отремонтируют около пятидесяти столовых, закончим работы в следующем году.

Армия имеет много небольших подразделений, далеко расположенных от крупных пунктов постоянной дислокации. Развертывание там полноценных столовых нецелесообразно с финансовой точки зрения. Вместе с Тылом ВСУ отработали заказ небольших авто, оборудованных специальными термошкафами, куда будут закладывать контейнеры для хранения готовой пищи. Ее будут готовить на базе и развозить по подразделениям в горячем или охлажденном состоянии, в зависимости от блюда. Есть идея таким же образом развозить полуфабрикаты. Через несколько месяцев эту работу завершим и начнем эксперимент в отдельных подразделениях ОК «Запад».

Европой по сговору

— Насколько реальны закупки не у отечественных поставщиков, а у натовских?

— Сейчас идет работа над нормативным механизмом реализации права на закупки вооружений и военной техники. Кто непосредственно этим будет заниматься, еще определяют. Есть несколько предложений. Одно из них — армия этим заниматься не будет. По тыловому направлению уже все отработано. Минобороны подписало соглашение с Агентством НАТО по поддержке и снабжению (NSPA) об установлении отношений в сфере купли-продажи, что диверсифицировало источники материально-технического обеспечения, нивелируя зависимость от российского ОПК.

Мы можем использовать этот механизм для приобретения тыловой номенклатуры со странами НАТО. И в этом аспекте мы уже являемся членом альянса, ведь нам предоставили прямой доступ к агентству. Уже есть специалисты, прошедшие обучение по использованию его базы данных. Они имеют рабочие места, подключенные к ней. Так можно проводить закупки номенклатуры НАТО: вещевого имущества, снаряжения, палаток, медикаментов и т. п. Это позволяет открыть украинским производителям доступ через NSPA к поставкам странам НАТО.

Приведу малоизвестный пример. Только мы подключились к NSPA, как появилась возможность что-то приобрести у натовских поставщиков. В то же время мы объявили процедуру закупки определенных видов имущества. Расчетно взяли стоимость приобретения прошлогодних поставок, увеличили ее на показатель инфляции и выставили публично. Ни один из наших традиционных поставщиков не вышел на торги. Они отметили: или вы поднимете цену еще на 20%, хотя оснований для этого не было, или мы ничего не поставим.

Мы снова объявили торги, немного подняв цену, но картина повторилась. Пригласили на переговоры партнеров и спросили, почему у них так выросли аппетиты. Фактически это был сговор. Тогда им напомнили о соглашении с NSPA: если на следующие торги украинские производители не выйдут, мы все закупим у агентства. Будет дороже, но мы приобретем у НАТО, а они на год останутся без заказов ВСУ. И они таки вышли на торги. Это еще вопрос ментальности, в т. ч. и сферы бизнеса. Почему при индексе инфляции в 10% производитель в следующем году накручивает цену выше на 20—30%? Что такого катастрофического случилось? Возможно, кому-то кажется, что ему нет альтернативы.

Конкуренция с агентством заставляет украинских поставщиков подтянуть качество производства и держать адекватные цены. Да, в НАТО вся номенклатура дороже, но уже есть несколько поставщиков, которые, изучив наши потребности, заявили о возможности снизить себестоимость до приемлемого для ВСУ уровня.

— Очевидно, вопрос и в материалах, ведь не все выпускают в Украине.

— Отдаю должное нашим производителям. При заказе армии на внедрение новых материалов и технологий они реагируют оперативно, в течение нескольких месяцев. Ищут поставщиков в Европе или Азии, находя те компоненты, которые просим. Но и европейские производители уже начали шить для нашей армии форму, причем качественную. Она проходит опытную эксплуатацию в одном из спецподразделений. Однако стоимость у нее довольно высокая.

Но удешевить не значит улучшить. В свое время мы приобретали флисовые куртки, изготовленные из хорошего импортного материала. Потом решили: это дорогостоящий продукт, и нашли аналог тканям серии Polartec, похожим по свойствам на флис, но ощутимо дешевле. Из этого материала и пошили куртки. Сразу посыпались жалобы, что они не выполняют свою функцию: плохо сохраняют тепло и продуваются. Экономия вышла боком, пришлось вернуться к нормальному материалу Polartec. Армия сейчас одета именно в такой вариант.

Много экспериментировали и с дождевым костюмом. Вроде нашли приемлемый вариант «цена—качество». Поехали как-то в войска посмотреть, как он работает. Как раз пошли затяжные дожди. Но, несмотря на ливень, бойцы не одевали «дождевики». Поинтересовались, почему. Выяснилось, что все швы протекают и под ними одежда мокрая. И вот тогда вернулись к более дорогому варианту, который не протекает.

— Могут ли заказы для армии поднять с колен отечественную экономику?

— Конечно, это рабочие места, новые технологии, осовременивание производства. Каждая гривня, вложенная в строительство, как известно, создает еще 4 гривни. Строители откровенно признавались: когда армия начала проект сооружения общежитий, они увидели для себя перспективу на годы вперед. И многие, ранее выезжавшие на заработки за границу, теперь остаются трудиться в Украине.

Также это импульс для развития легкой промышленности. Компании-поставщики благодаря нашим заказам вынужденно расширяли производство, закупали новое оборудование, осваивали современные технологии. Многие девушки, мастерившие одежду за границей, теперь трудоустроены дома. Это прозрачные отношения — мы безналично перечисляем средства, а они платят налоги.

Качество украинской военной формы и амуниции уже оценили наши партнеры в НАТО. Инструкторы из альянса, пребывающие в Украине, видят этот прогресс и говорят, что наши отдельные решения лучше, чем в их армиях. В частности, транспортные баулы и рюкзаки, обувь и предметы униформы. Однозначно все дешевле. А соглашение с NSPA позволяет нашим производителям выйти на зарубежные рынки. Уже сейчас иностранные армии напрямую выходят на поставщиков, производящих продукцию для ВСУ, предлагая им контракты. Их главный козырь — конкурентная цена, да и качество уже подтягивается на хороший уровень.

Мы постоянно получаем пожелания бойцов, что и как сделать лучше, доводя до нужной кондиции. А канал, открывающийся для наших производителей, позволит увеличить валютные поступления и поднимет экономику. Некоторые иностранные компании тем же путем теперь договариваются с производителями в Украине для создания совместных предприятий. Они ввезут новое оборудование, материалы и здесь будут выпускать продукцию как для украинской армии, так и для наших партнеров. И себестоимость таких изделий станет достаточно конкурентной.

А еще армия — источник дохода для транспортной сферы, поскольку нам сейчас нужно очень много перевозок. Например, ВСУ являются одним из серьезных заказчиков «Укрзалізниці». Там нередко идут навстречу, поскольку мы не всегда можем спланировать собственные перевозки. Наиболее наглядный пример такой ситуации — период военного положения в стране, когда надо было организовать много транспортных перемещений военного значения. И вообще, военное положение показало много потребностей, о которых никто и не догадывался. Армия вынесла уроки и теперь работает над усовершенствованием законодательства.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

ЗЕмельный блеф

Иностранные инвесторы уже сейчас обрабатывают и частично владеют почти 1 млн. га наших...

С каких пор Украина — «критически важный» союзник...

Выслушав показания представителей госдепартамента США Джорджа Кента и Уильяма...

Последний(?) компромисс

При годовом плане в 1 млрд. грн. за 8 месяцев 2019-го от растаможки в госбюджет поступило 7,1...

Движение в разнонаправленных векторах*

Общемировой тренд — поворот крайне вправо — усилился с приходом в Белый дом...

Лучшие и худшие пенсионные системы мира

По прогнозам ООН, к 2070 г. звание «пенсионер» будут носить почти 20% жителей нашей...

Политические парадоксы отопительного сезона

Накануне отопительного сезона более 20 тыс. абонентов левобережной части г. Днепр, а в...

Загрузка...

Кузнецы глобального ВВП в 2019-м и 2024 г. — ТОП-20

Вклад Китая в глобальный экономический рост превышает 32%, а Индия в ближайшие пять лет...

Без молока, но зато с ящуром

Если Украина потеряет статус благополучной -- с точки зрения многих болезней животных...

Блокчейн-технологии & молоточные торги

Самый дорогой чернозем — кировоградский. Самая дешевая земля — в Закарпатье —...

Биткойн в законе?

Украина может стать одной из передовых стран по регулированию оборота криптовалют

Экзамен на устойчивость власти

«...на всех земли не хватит... в Земельном кодексе прописан популизм... свободной земли...

Децентрализация: ЗЕ-эпиграф к magnum opus Порошенко

Новая власть унаследовала от предшественников внушительный багаж реформаторских...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка