Манна Зеленского

№10(944) 6 – 12 марта 2020 г. 04 Марта 2020 4

На XIII Международном молочном конгрессе

В Кабмине пришли к выводу, что украинского производителя все же надо поддержать. В 2021—2023 гг. на эти цели правительство обещает выделить более 90 млрд. грн. Вопрос только, как потратить их с наибольшей пользой, и не поздновато ли дойдут деньги до промышленников и аграриев.

Половина — аграриям

Всего лишь за полгода мировоззрение Владимира Зеленского и членов его команды претерпело трансформацию от полного отрицания какой-либо поддержки субъектам экономики до признания ее необходимости.

На прошлой неделе пресс-служба Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства (МРЭТ) сообщила о подготовке бюджетной декларации на 2021—2023 гг. В течение трех этих лет ведомство Тимофея Милованова прописало приоритетным направлениям производства и экспорта государственную поддержку в объеме более чем 90 млрд. грн.

Из этих средств 45,5 млрд. грн. достанутся аграриям в виде финансовой поддержки (40,9 млрд. грн.), кредитов фермерам (1,5 млрд. грн.) и гарантий для кредитования (3,12 млрд. грн.).

Промышленности обещают в общей сложности более 32,7 млрд. грн., в т. ч. 16,9 млрд. грн. — на развитие авиастроения, 6 млрд. грн. — в виде компенсации процентных ставок по кредитам на обновление производственного оборудования. Еще 6,8 млрд. хотят выделить на проекты региональной специализации, а 3 млрд. грн. внести в Фонд энергоэффективности в промышленности, создать который предлагают в экономическом ведомстве.

Отдельной строкой министерство Милованова хочет финансировать экспортеров, для которых запланировано в общей сложности 12,4 млрд. грн. Эти деньги фактически разделят между собой существующее пока только на бумаге Экспортно-кредитное агентство и организации, компенсирующие процентные ставки по кредитам экспортеров. При этом предполагается, что конечными получателями дотаций окажутся не только торговые компании, но и предприятия аграрного сектора и промышленности.

По годам господдержка должна составить: 2021 г. — 26 млрд. грн., 2022-й — 31 млрд. грн. и 2023 г. — 33 млрд. грн.

Курсовая ловушка

Очевидно, что к резкому развороту экономического курса, пока что декларированному, президента и его подчиненных подтолкнула курсовая ловушка, в которую попали украинские экспортеры, а вместе с ними и чиновники.

Перед выборами оппоненты Зеленского из лагеря Порошенко утверждали, что при президенте-комике гривню ожидает девальвация до 50 грн./$.

Произошло все ровно наоборот. Гривня укрепилась благодаря скупке гривневых облигаций внутреннего займа (ОВГЗ) нерезидентами: Минфин сполна предоставил им такую возможность.

Однако тезис «сильный президент — сильная гривня» в этом случае не сработал, поскольку промышленники оказались не готовы даже к небольшой ревальвации национальной валюты.

Как рассказывал автору руководитель одного из крупных машиностроительных заводов, из-за запрета на торговлю с Россией в 2014 г. они ушли с этого рынка и начали осваивать европейский. Однако после того как гривня вновь начала укрепляться, вынуждены были сообщить европейским партнерам, что не в состоянии производить для них продукцию, поскольку для предприятия она стала убыточной.

В итоге в Украине сложилась патовая ситуация, когда экономика продолжает расти, а промышленное производство падает. По итогам 2019 г. падение промпроизводства достигло 1,8%.

Противопоставить этому чиновники пока что смогли только манипуляцию статистикой. Недавно Госслужба статистики опубликовала «обновленные данные», согласно которым падение производства в прошлом году составило всего лишь 0,5%.

Как выяснилось, уменьшить глубину падения статведомству удалось за счет смены базового года расчета промышленного индекса — с 2010 г. на 2016-й.

Между тем уже сейчас понятно, что в дальнейшем украинскую экономику ожидают непростые времена, связанные с распространением по миру коронавируса, и реагировать на угрозы надо быстро и точно.

Аграрии уже прокомментировали обещания правительства помочь отрасли, указав наиболее эффективные, по их мнению, точки приложения. На XIII Международном молочном конгрессе, проходившем в Киеве 3—4 марта, участники рынка поставили задачу перед отраслью к 2024 г. увеличить поголовье коров почти в два раза (с нынешних 334 тыс. до более чем 600 тыс.) и нарастить производительность с 6 тыс. кг молока на корову в год до 8,5 тыс. кг.

Это позволит Украине выйти на показатель производства промышленного молока — 5 млн. т в год и обеспечить внутренний и экспортный рынки.

«Реализация этого потенциала даст нам возможность нарастить экспорт вдвое, вследствие этого увеличить поступления в бюджет и как следствие увеличить долю занятого населения», — заявила на конгрессе вице-президент Ассоциации производителей молока Анна Лавренюк.

Однако для этого молокозаводчикам необходимо гарантировать сохранность и расширение земель под пастбища, а также доступ к финансовым ресурсам и понятные системные правила налоговой и аграрной политики, которые «не меняются каждый день».

В ответ на эти пожелания замминистра МРЭТ Тарас Высоцкий заявил, что к июню власти намерены разработать программы поддержки агросектора, которые будут действовать в течение следующих трех лет.

По его словам, программы поддержки молочного животноводства в основе должны быть нацелены на максимальную производительность поголовья. Такой результат обеспечат программы компенсации покупки племенного высокопродуктивного поголовья, компенсации до 30% реконструкций и строительства животноводческих комплексов, а также удешевления кредитов до 5% годовых.

«Также мы бы хотели реализовать программу поддержки земельным ресурсом молочного животноводства из расчета дополнительно 2 га на одну корову. Кроме того, надеемся, что будут развиваться молочные семейные фермы. Дополнительно планируем запустить программу поддержки семейных и фермерских хозяйств путем выплат по 5 тыс. грн. на корову для хозяйств, содержащих не более 25 коров», — утверждает Тарас Высоцкий.

На крупнейшем авиастроительном предприятии — ГП «Антонов», которое, если планы МРЭТ реализуются, также получит крупную дотацию, знают, на что потратят деньги.

В пресс-службе госпредприятия «Антонов» сообщили, что если помощь выделят, она будет потрачена на современные программы, в т. ч. на программу импортозамещения по семейству Ан-1Х8 (Ан-148, Ан-158, Ан-178).

Как известно, в 2014 г. украинские власти приняли решение полностью отказаться от российских деталей в авиастроении. Для этого при экономическом ведомстве создали комиссию под председательством замминистра, которая должна была определить перечень покупных комплектующих изделий для предприятий авиационной отрасли и разработать меры по организации их производства в Украине с помощью государства. Однако этого сделано не было, и «Антонов» вынужден проводить импортозамещение за свой счет. Что делает его более длительным и дорогостоящим.

При этом производство сложной авиатехники практически во всем мире осуществляется не без помощи государства. Так, аэрокосмический гигант США — Boeing — регулярно получает исследовательские гранты минобороны США и NASA, которые исчисляются миллиардами долларов. В конечном итоге это позволяет снизить стоимость гражданских самолетов.

Европейский конкурент Boeing — Airbus решает те же задачи получением помощи ЕС для запуска новых проектов, в частности, производства самолета A380. Кроме того, европейский авиаконцерн имеет возможность кредитоваться по процентной ставке, ниже рыночной. У украинских предприятий такой возможности нет.

А вот президент ассоциации «Укрсудпром» Виктор Лисицкий к идее правительства раздавать деньги промышленникам и аграриям отнесся весьма отрицательно. И дело не только в том, что в публикации Минэкономики ничего не говорится о целевой поддержке судостроения.

«Выпрашивать из бюджета деньги сейчас, когда учителя и врачи получают мизерные зарплаты, могут только люди низкого достоинства (в оригинале прозвучала еще более резкая характеристика). Однако я от имени судостроительной ассоциации написал три докладные на имя президента. И мы подготовили законопроект, основанный на опыте начала 2000-х, предполагающий изменение системы регулирования по всему отраслевому кластеру, начиная от проектирования судов. Но с конца лета мы так и не получили от власти никакого отклика», — рассказал «2000» г-н Лисицкий.

Наша власть, вероятно, самая неосведомленная в мире. Потому что пытается раздавать миллиарды в стране, где деньги разворовываются бесконтрольно. И не пытается изменить систему принятия решений.

Не развивая собственное судостроение, не имея своего транспортного флота, Украина теряет ежегодно несколько миллиардов долларов. Потому что морские перевозки — один из самых выгодных бизнесов. Моря занимают большую часть земного шара и позволяют дешевле всего доставлять товар из одной точки в другую.

После развала СССР Украина имела суда дедвейтом 6,2 млн. т и входила в 35 ведущих морских держав. Сейчас показатель водоизмещения сократился до 350 тыс. т. Суда дедвейтом еще 3,3 млн. т, принадлежащие украинским судовладельцам, ходят под флагами иностранных государств и зачастую обходят украинские порты, поскольку стоимость обработки грузов в Одессе значительно дороже, чем в других черноморских портах. Несколько лет назад об этом говорилось в отчете Мирового банка. Т. о. не используются гигантские возможности», — убежден глава судостроительной ассоциации.

Вирус — враг, учитель и друг

Что ж, за годы независимости украинские власти неоднократно пытались поддерживать как отдельные предприятия, так и целые отрасли. Однако почти всегда делалось это крайне неэффективно. Во многих случаях деньги банально разворовывались или в дело вмешивались внешние факторы.

Но сейчас даже самые благие намерения команды Владимира Зеленского могут оказаться запоздалыми, если помощь будет выделяться без учета негативных тенденций, связанных с экономическими последствиями распространения коронавируса.

Заявленные МРЭТ меры поддержки производства и экспорта датированы 2021—2023 гг. Однако действовать надо сейчас, а мероприятия, предусмотренные бюджетом текущего года, намного скромнее планов.

Между тем эксперты вовсю трубят о новом экономическом кризисе и даже о свертывании процесса глобализации и расходятся во мнении лишь относительно темпов замедления мировой экономики. Если вспышка коронавируса локализуется в Китае, последствия для экономики будут менее негативными. Если эпидемия распространится по всему миру и затронет другие крупные экономики, — более губительными.

В этом контексте украинские власти должны определить, кому они будут помогать: отраслям, которые понесут наибольшие убытки из-за вируса. Это могут быть металлургия и связанные с ней отрасли. Для их поддержки необходимо развивать программы внутреннего потребления металлопродукции.

Либо же госдотации получит недостаточно развитый у нас малый бизнес, который помог Поднебесной минимизировать социально-экономические последствия высокой заболеваемости. К ним относятся сферы онлайн-доставки и малые форматы торговли, транспортные услуги, бизнес, связанный с удаленной занятостью и т. д.

Уже сейчас понятно, что со вспышкой COVID-19 связаны страхи американских и европейских потребителей покупать продукцию, произведенную в Китае. Поэтому есть смысл как минимум зондировать возможность крупнейших корпораций, в том числе китайских, диверсифицировать риски, разместив в Украине свои производственные площадки.

Во всяком случае Украина может стать не худшей частью мастерской Европы, чем Польша, Чехия или Словакия. Но для этого украинские власти должны обеспечить хорошую регуляторную среду и предоставить желающим не худшие, чем у наших соседей, условия.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Зеленский рассказал о своих успехах

Президент Владимир Зеленский в ходе пресс-конференции назвал достижения на посту за...

Зеленский рекомендовал Кличко заняться вопросом...

Президент Украины Владимир Зеленский порекомендовал мэру Киева Виталию Кличко...

Как в Брюсселе оценивают первый год Зеленского на...

Как в ЕС и НАТО оценивают первый год Владимира Зеленского в должности президента...

Саакашвілі назвав завдання, які поставив перед ним...

Президент Зеленський поставив перед новим главою Нацради реформ Михайлом Саакашвілі...

Зеленский встретился с представителями крупных...

Ускорение покрытия качественным Интернетом и связью всех точек Украины обсудил...

Зеленский требует наказать местные власти за...

Президент Украины Владимир Зеленский на ежедневном совещании с представителями...

Жизнь на работе

Пандемия и последующий карантин засветили слабые места всех без исключения бизнесов....

Відкладений у часі смертний вирок

Про перипетії героїчного змагання з коронавірусом сьогодні не говорить тільки...

Призрак сотрудника

Украинцам понравилось работать дома: в стране значительно вырос спрос на удаленный...

Все в сад!

Стали известны наиболее прибыльные ниши для интернет-бизнеса во время карантина

Супермаркет – безотходное производство

Рыба – источник полноценного белка с огромным количеством незаменимых аминокислот....

Титановый человек

Старшее поколение прекрасно помнит, какого вкуса и цвета было сгущенное молоко. Оно...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка