Движение с перегрузом

30 Августа 2020

Занявшись восстановлением дорог, в т. ч. за счет средств из фонда борьбы с коронавирусом, власть пытается установить новые правила отношений с дорожными и транспортными компаниями — чтобы понимать, кто виноват, если построенные автомагистрали выйдут из строя раньше времени.

Идея активного дорожного строительства в период пандемии коронавируса в общем-то неплоха. Строительство дорог — общепризнанный способ оживления экономики за счет создания новых рабочих мест, производства и поставок сырья и сопутствующих материалов. Новые дороги стимулируют приобретение автомобилей, развивают сферу туризма и делают работу автотранспорта более эффективной, сокращая затраты на перевозку товаров повседневного спроса.

Например, в США в середине прошлого века каждый доллар, вложенный в строительство сети общеамериканских хайвэев, принес мультиплицирующий эффект в 15—20 долл.

Зная это, украинская власть решилf сделать дорожное строительство одним из локомотивов экономики в коронавирусный период. В нынешнем году, в рамках анонсированного Владимиром Зеленским плана «Большое строительство», Госслужба автодорог Украины («Укравтодор») намерена профинансировать ремонт и строительство более 4,1 тыс. км дорог. На эти цели придется потратить более 90 млрд. грн., в т. ч. 35 млрд. грн., выделенные бюджетом в Фонд борьбы с COVID-19.

При этом почти наверняка уже через несколько лет придется столкнуться с проблемой качества построенных дорог. Достаточно распространенным явлением (особенно на въездах в населенные пункты) являются неровности и колеи, образованные грузовыми фурами. Перегруженный транспорт быстро углубляет трещины, появляющиеся из-за перепадов температур, влаги и дефектов при укладке, и превращает их в опасные для легкового транспорта ямы.

Бороться с бездорожьем власть планирует, разместив на основных магистралях станции автоматического габаритно-весового контроля weight-in-motion (WiM), фиксирующие нагрузку на оси, вес, высоту, ширину и другие параметры грузового транспорта.

Как заявил на прошлой неделе глава «Укравтодора» Александр Кубраков, использование первых шести таких комплексов канадского производства в режиме преселекции (предварительного отбора), установленных на подъездах к Киеву, показало, что порядка 25% грузовых фур проследовали через участки WiM перегруженные свыше нормы. С 1 января по 17 августа оборудование WiM зафиксировало 1 494 267 транспортных средств весом более 20 тонн. Из них 351 236 нарушили габаритно-весовые нормы. Особенно много перегруженного транспорта традиционно выходит на трассы в период аграрной страды и сдачи зерна на элеваторы.

До этого периода Госслужба Украины по безопасности на транспорте («Укртрансбезопасность», УТБ) фиксировала не более 2—3% фур с перегрузом.

В этой связи министр инфраструктуры Владислав Криклий признал, что «к сожалению, контроль не был действенным и эффективным и минимально позволял избирательно контролировать нарушения габаритно-весового контроля, которые потом отражаются на качестве дорожного покрытия». Как он сказал, УТБ требует перезагрузки.

Устранить эту ситуацию в Мининфраструктуры и «Укравтодоре» хотят, серийно внедрив WiM на основных магистралях и региональных дорогах.

Ключевое задание реформы, по словам Криклия, — до конца этого года иметь 50 комплексов автоматического габаритно-весового контроля, а до конца 2021 г. — 100.

После ввода в эксплуатацию они не будут передаваться УТБ, а останутся под управлением «Укравтодора» и будут работать в единой системе, подобно режиму видеофиксации.

Туда же будут передаваться данные не только WiM, но и стационарных комплексов, а также видеокамер инспекторов УТБ, в т.ч. отказ от взвешивания, электронные протоколы и электронные товарно-транспортные накладные (е-ТТН).

К работе планируют привлекать и местные власти, отчисляя им часть собранных штрафов.

Изменить планируют и действующую систему наказания, которая предполагает оплату самого штрафа за перегруз и плату за пробег автомобиля с перегрузом.

Не имея объективных данных е-ТТН, взыскать такую плату проблематично. Поэтому в дальнейшем карательная функция будет выполняться посредством штрафов, часть которых владельцы грузового транспорта будут получать в автоматическом режиме на основе показаний WiM.

Помимо этого, установленные на основных магистралях габаритно-весовые комплексы будут снабжать «Укравтодор» сведениями о трафике — структуре и интенсивности движения, скорости, помогать рассчитывать нагрузку на дороги и планировать ремонты.

О заинтересованности во внедрении WiM уже заявили крупные дорожно-строительные организации, в частности «Автомагистраль-Юг», участвовавшая во внедрении самих комплексов.

Транспортным компаниям «Укравтодор» предложил вступить в некую Лигу WiM-добропорядочности, откуда компания может быть исключена, если ее автотранспорт попадется на перегрузах.

Впрочем, несмотря на многообещающую картину порядка на дорогах, который наступит благодаря автоматизации габаритно-весового контроля, в предложенной чиновниками схеме не обошлось и без «белых пятен».

Так, при внедрении WiM оказалось, что их установка не учитывалась при проектировании работ. Само оборудование имеет погрешность не 2%, как предусмотрено законодательством, а 5%.

Апробированные в Украине канадские комплексы International Road Dynamics Inc. (IRD) и Quarterhill Inc. имеют погрешность: не более 5% общей массы, 8% на каждую ось, не более 2% определения скорости и не более 10 см по длине и 6 см по высоте. Поэтому их серийному внедрению должно предшествовать изменение законодательства.

Прошлой осенью Верховная Рада уже приняла закон о внедрении автоматизированных габаритно-весовых комплексов. Однако не все детали были учтены, и в мае в ВР представили еще один документ — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отдельных вопросов осуществления габаритно-весового контроля» (№3742) — авторства группы депутатов во главе с руководителем транспортно-инфраструктурного комитета Юрием Киселем.

Кроме того, подчеркивает замдиректора департамента транспортной политики Ассоциации международных автоперевозчиков Украины (АсМАП) Константин Коваленко, комплексы WiM, работающие в пилотном режиме, не все виды грузов определяют достоверно. Например, наливные цистерны, в которых жидкость постоянно находится в движении, должны взвешиваться после отстоя на стационарных пунктах. Поэтому наряду со штатным внедрением автоматизированных систем, определяющих габаритно-весовые характеристики в движении, должна быть определена и методика взвешивания.

Есть и другие технические, организационные и законодательные проблемы. Как утверждает г-н Коваленко, международные перевозчики стараются не нарушать законодательство. Однако процедура оформления спецразрешений на движение по украинским дорогам со сверхнормативными грузами очень громоздка и требует согласований с местными органами власти. На это иногда уходит две-три недели.

Эксперт также считает, что инициатива по переводу товарно-транспортных накладных в электронную форму заслуживает внимания, но внедрение государственного реестра е-ТТН может усложнить — на этапе введения — работу участников транспортного процесса.

Кроме того, если в ЕС определена максимальная нагрузка на строенную ось 24 тонны, то в Украине — 22 тонны. Самым простым решением в этом случае, казалось бы, является переход на европейские нормативы, но в «Укравтодоре» говорят, что далеко не все украинские дороги предназначены для таких нагрузок.

Директор ООО «Восток» (г. Днепр), которое занимается установкой различных весовых систем и внедрением решений для автоматизации бизнеса и торговли, Игорь Коновалов высказал мнение о том, что одним из самых значимых факторов разрушения дорог в Украине является не перегруз транспорта, а отсутствие сервиса дорог как такового: мелкие дефекты вовремя не устраняются, вот и появляются ямы.

«Ситуация такая, как у стоматологов — чем раньше начать лечить кариес, тем это дешевле и проще, если запустить, то заканчивается все установкой очень дорогого импланта. Наши дорожники любят «импланты» — большие объемы, большие деньги», — считает г-н Коновалов.

Он полагает, что на фоне тотального бездорожья владельцы автотранспорта и водители негативно отнесутся к попыткам власти поднять планку штрафов.

Кроме того, трудно будет побороть человеческий фактор, позволяющий избежать наказания: от взяток сотрудникам весовых комплексов до звонков начальства, какие номера авто пропустить. Возможно и применение технических средств управления показаниями весов. Из торговли такие «жучки» переходят на автомобильные весы. При желании «перегруз» можно создавать и самим сотрудникам весовых постов.

Однако решать проблему качества дорог все же придется. И автоматизация процесса — не самый худший способ. В противном случае налогоплательщикам придется и дальше оплачивать некачественные ремонты дорог, подпитывающие коррупцию в дорожной отрасли и жадность аграриев.

Справка «2000»

WiM — аббревиатура weight-in-motion (вес в движении) — современная интеллектуальная система весового контроля. Устанавливается над дорогой и предусматривает круглосуточный контроль, автоматическую фиксацию, максимальную автономность и минимальное вмешательство человека.

WiM рассчитывает габариты каждого проезжающего автомобиля, фиксирует номерные знаки, что позволяет идентифицировать грузовой автомобиль и его владельца в государственной базе данных.

Одновременно система датчиков фиксирует скорость, размеры авто, общую массу, нагрузку на ось и колеса, компьютер обрабатывает данные без вмешательства человека и сравнивает с нормативами. В случае выявления каких-либо нарушений система автоматически формирует штраф и отправляет водителю требование остановиться.

Водитель перегруженной фуры должен будет направиться к специальному пункту для разгрузки. Если водитель отказывается выполнить требование, информация о машине-нарушителе направляется ближайшей патрульной машине.

Политэкономические горизонты легалайза медицинской...

В случае победы Байдена Офис президента Зеленского не без удовольствия предъявит...

О евродраме «укропейцев»

Экономика — это «кормовая база» этноса. Чем она скудней, чем уже, тем слабей и...

Аудит тридцатилетнего саморазрушения

Деградация индустриального сектора является одной из важнейших причин...

Если завтра война...

Global Firepower Index 2020 оценивает общее число потенциальных резервистов украинской армии в 1...

Знамение времени

Украина теперь сама «таскает каштаны из огня», втягиваясь в Третью мировую войну...

Есть у революции начало, нет у революции конца?

«Каждый успешный переворот называют революцией, а каждый неудачный —...

«Кукла» под видом диссертации

Если НАЗЯВО не аккредитует образовательную программу — вуз не сможет выдать...

Последняя надежда под газом

Обитатели многоэтажек, у которых из приборов только газовые плиты, никаких особых...

Своя вакцина роднее

39% киевлян априори доверяют вакцине против COVID-19, которая будет когда-либо...

Заработок по версии официальной статистики

Эффективным методом повышения уровня доходов украинцев было бы снижение тарифов на...

Чтобы не повторилось зверство человеческое, имя...

Последние социологические опросы показали,  что более 30%  европейцев и более 50%...

Жизнь на работе

Пандемия и последующий карантин засветили слабые места всех без исключения бизнесов....

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка