Деформация сознания

№44(966) 18 –24 декабря 19 Декабря 2020 11

А люди все роптали и роптали,
А люди справедливости хотят:
Мы в очереди первыми стояли,
А те, кто сзади нас, уже едят.
В. Высоцкий

В постперестроечные 90-е и уже в суровые нулевые, когда стало понятно, что на пути в светлое будущее капитализма кормить никто никого не обещал, в умах значительной части украинского интеллектуального сообщества витала мысль о некой общенациональной идее. Ну, которая должна все-таки Украину объединить.

Понимая, что страна сама по себе очень разная, пытались найти хоть какие-то общие концепты, которые сшили бы страну. Примирили, например, наследников героического советского прошлого, детей и внуков победителей фашизма, с воинами ОУН-УПА, с носителями идей Степана Бандеры. Менее романтичные представители мыслительного украинского сообщества предполагали создание общенациональной объединительной платформы на основе каких-то базисных ценностей — установления справедливых тарифов по всей стране, повышения в целом уровня жизни на западе и на востоке, активизации малого и среднего бизнеса и т. д. Потуги одних и других оказались безуспешными: сегодня о единой национальной идее никто не говорит. Что же произошло?

Вспомним о том, откуда выросла современная Украина. Это было то советское общество, которое объединяла и цементировала одна общая идея — идея равенства. Почему-то практически все при упоминании этого слова, да еще в контексте нашего социалистического прошлого, сразу скатываются к пониманию его как банальной уравниловки. Но подобные воззрения свидетельствуют об отсутствии даже мало-мальски достаточного кругозора либо о желании преднамеренно дискредитировать идею равенства (что более реально). Даже в западных странах, где социализмом и не пахнет, в основе организации которых лежит меркантильность и выгода, понятие равенства присутствует — там говорят об обществе равных возможностей. Лукавят, конечно: стартовые условия у представителей разных слоев западного общества отличаются как небо от земли.

Человек, который находится у подножия социальной лестницы, никогда не поднимется наверх. И это если речь вести только о бедных людях, которым недоступны ни кредиты, ни ссуды ввиду невозможности заработка ими того количества денег, которое поможет им вернуть долг. И кредитные структуры это прекрасно понимают. А есть еще слои нищих, а еще ниже — ничтожных людей, которые себя сами и личностью не считают. Которым подняться до уровня бедности — счастье, но сделать это практически невозможно, ведь деградации у них уже подверглись и культура, и мораль, и воля. А помимо уровня ничтожества, там еще имеется такое понятие, как «трущобы». Где, собственно гворя, правят антиобщественные законы и порядки. Задумывались ли об этом вообще наши евроинтеграторы, переориентируя страну на капиталистические рельсы хозяйствования?

К чему это лирическое отступление? А к тому, что, как оказалось, понятие «равенство» в нашей той большой, ушедшей в небытие стране, означало гораздо большую возможность перехода из низкого слоя в более высокий (впрочем, как и обратно) по сравнению с западным обществом. Рядовой инженер, врач, учитель, колхозник при желании и настойчивости мог достичь определенных вершин социальной лестницы. Для этого были организованы социальные, общественные механизмы, лифты, позволяющие по этой самой лестнице передвигаться.

Здесь я не ставлю задачи исследовать моральные аспекты здорового (и не очень) карьеризма, обсуждать, плохо это или хорошо, — важен сам факт, что это было возможно. Впрочем, движения по лестнице вниз также никто особо не возбранял — если у вас были настойчивое желание и попытки деградировать на почве алкоголизма или чего-то иного. Однако существовали и определенные предохранители в виде профсоюзов, партсобраний, домовых и общественных комитетов, да в самом примитивном понимании — тех же вытрезвителей. Но наибольшую поддержку человек получал в семье и у друзей, ведь у нас тогда воспитывали чувство локтя и твердое убеждение, что семья — самая крепкая ячейка общества. Впрочем, тогда так оно и было.

Ограничена была и верхняя площадка социальной лестницы. Мы сейчас не будем говорить о «кремлевских старцах» и о загнивании советской партийной рыбы с головы — это тема отдельного большого разговора. И не только и не столько геронтологический вопрос похоронил Советский Союз. Находясь на верху социальной лестницы, никто не мог себя чувствовать ни богом, ни господином — несколько десятилетий система была устроена так, что обеспечивала сменяемость и воспроизводство кадров, контроль со стороны соответствующих партийных органов, общественности по линии семьи и др.

Люфт социальной лестницы был сравнительно невелик, и именно в этом и заключалось понятие организации равенства. Из этого равенства все мы и выросли. И попытки сформировать какую-то общенациональную идею как раз и основывались на тех, уже уходящих в прошлое, понятиях некой социальной справедливости. Украинское общество, включая и мыслящую интеллектуальную прослойку, в декабре 1991 г. проголосовало не только за отделение от Союза (которое произошло, следует заметить, не в результате борьбы, а стало итогом распада государства), но и за организацию капиталистического образа жизни. Правда, общим коллективным умом не понимая этого, а надеясь на государство, которое якобы и должно решать проблемы каждого члена общества. Но при капитализме так не бывает.

Подавляющее число наших сограждан продолжают и сегодня жить с деформированным сознанием. Чтобы это понять, можно поговорить с рядовыми украинцами любого возраста. Да, любого — молодежь от своих предков глубоко впитала идею социальной справедливости — как бы нелепо это выражение в нынешних условиях ни звучало. Они по-прежнему воспринимают наше украинское государство как предполагаемый источник своих благ — справедливых тарифов, бесплатного образования и здравоохранения, преференций и льгот в социальной сфере, достойных пенсий. Эти надежды подкрепляются ежедневным вещанием с телеэкранов бессовестных умствующих спикеров от различных партий, политологов и экспертов, кормящихся на ниве современного украинского популизма и ратующих за идею социальной справедливости. Не всех, конечно, бессовестных — очевидно, некоторые из них действительно верят в то, что говорят. Но от этого обман своей сути не меняет.

В этом контексте вполне объяснимы потуги наших «западных партнеров» наставить украинский народ на путь истинный, суть которого заключается в том, что идея равенства при капитализме отсутствует. И это как раз истинная правда. Там каждый за себя, там работает закон джунглей. Это не плохо и не хорошо, это просто иной мир, правила в котором давно установлены и поддерживаются подавляющим числом членов этого общества. Западному миру идея равенства претит, и это как раз и есть тамошняя общенациональная идея.

Так что в США человек, поддерживающий коммунистические идеи, всегда был белой вороной, изгоем, выродком. В обществе, где частная собственность столетиями взращивалась как неприкосновенность и святыня, равенства априори быть не может. У нас же еще лет тридцать пять—сорок назад нынешние предприниматели воспринимались бы как спекулянты и барыги, отвергаемые обществом. А сегодня это не только достойные представители малого и среднего бизнеса, но и крупные бизнесмены, дающие работу многим тысячам украинцев. Теперь без них нельзя, они наполняют бюджет и создают рабочие места. Именно им добросовестные граждане нашей страны оплачивают услуги по поставке света, газа, воды, тепла. Как раз они (вкупе с нашими власть имущими) и заботятся о том, чтобы тарифы на коммунальные услуги были ниже, а сами услуги качественными.

Возможно ли за столь короткий срок перековать сознание целой страны?

Между тем попытки изжить из сознания людей идею социальной справедливости продолжаются — и со стороны западных «друзей», и силами народившейся уже в Украине компрадорской буржуазии. Понятно, почему общенациональная идея в Украине сегодня сошла на нет: то подавляющее меньшинство, которое впитало в себя всеми фибрами души суть частной собственности, уже никогда не позволит прорасти в себе росткам равенства. А то ничтожное большинство, которое тщит надежды на установление какой-то эфемерной справедливости, не имеет никаких шансов обрести в обозримом будущем хоть какие-то зачатки частной собственности — свирепствующий мировой кризис капитала априори не может позволить это сделать.

Так что поиск объединительной идеи выродился в процесс терпения подавляющим большинством населения Украины своего жалкого положения. И активный поиск этой самой идеи может возобновиться лишь тогда, когда это терпение иссякнет.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Камо грядеши, Україно?

Положення доповіді підтверджуються численними фактами і цифрами, що роблять...

Недальновидная «трехходовка»

Передача имущественного комплекса «Мотор Сич» государственному госоргану со...

«Метод Смелянского»

«Укрпочта» получила возможность дополнительно зарабатывать на видах услуг, не...

«Непрестижные» сварщики, «ненужные» медсестры

Государственная служба статистики опубликовала любопытнейшую отчетность под...

Сотрудничество со временем

Время не допускает вольностей, если они переходят грань естественных вещей

Сети смерти

Суицидальная попытка представляет собой крик о помощи в невыносимой ситуации, а не по...

Сыщик в законе

Журналистские расследования мало чем отличаются от деятельности частных детективов

Шедевры, копии, подделки

Право управлять и властвовать не гарантировано бессрочно

Не с Европой единой нам жить суждено

Немалый потенциал в экономике, политике и иных сферах Украина способна обрести, если...

Вызовы для нового патриарха

Дипломатические чиновники — вновь в идеологическом «мейнстриме»

Смертельные весенние ручьи

Борьба с гололедицей и посыпание дорог составами, содержащими соль, привели к тому, что...

Свобода глазами киевлян

опрос взрослого населения Киева относительно восприятия свобод в повседневной жизни

Комментарии 11
Войдите, чтобы оставить комментарий
Виктор Кичук
22 Декабря 2020, Виктор Кичук

Подавляющее меньшинство буржуазии недопустит равенства, чтобы каждый жалкий сантехник наравне с владельцем торговой сети имел загородную виллу и парк мерседесов с лексусами! Закатите губу, жалкие сантехники, учителя и пенсионеры! Вправьте на место свое деформированное сознание!! Вам виллы, лексусы и мерседесы не светят!!!

В этой деформированной подаче проблемы правда на стороне владельцев торговых сетей, заводов, газет и параходов (как автору и было заказано).
Но зачем сантехникам, учителям и пенсионерам собственные бизнесы, лексусы, мерседесы и загородные виллы? Жаждет ли задушенный нищетой человек справедливости в смысле одинакового с буржуазией права на роскошь?

Сознание деформирует не сама идея социальной справедливости, а её отождествление с этически неоднозначной категорией равенства. Сантехник виллы с мерседесом не имеет, но они ему и даром не нужна. А капиталисту или политику жить в старой гостинке и ездить на жигулях социальный статус непозволяет.

Человечность утверждается не равенством, а справедливостью. Несправедливо, бесчеловечно, когда элита пресыщается избыточными благами, а простой народ погибает из-за отсутствия благ жизненно необходимых.

Государство может вмешательством в капиталистическое распределение благ добиться ситуации, когда рынок не убивает. Когда жизненно необходимое доступно всем без исключения – хоть через талоны, хоть через общежития особого экономного проекта с лимитом коммунальных благ, куда будут попадать безнадёжные коммунальные должники, или жертвы квартирных аферистов.

- 1 +
Владимир Теренин
23 Декабря 2020, Владимир Теренин

Государство сможет вмешиваться лишь когда рещающую и реальную, не показную, роль в нем будут играть именно сантехники, учителья и т.д.

- 2 +
Виктор Кичук
23 Декабря 2020, Виктор Кичук

Реальная роль сантехников, учителей и т.д. до сих пор подменялась игрой в прямую демократию митингов, акций, майданов. Ситуация изменится, если жизнь ухудшится настолько, что готовность крутиться уже никого не спасёт. Прекратятся романтические порывы заменить улицей экспертов из парламентских групп, министерств, гос-администраций. А далее надежда на страх элит перед серьёзно настроенным народом, которому надоело во что-либо играться.

Реальная прямая демократия, прямая власть улицы как систематический фактор возможна лишь на хуторах, в общинах, племенах. В государствах действует лишь представительская демократия. Институты которой, дееспособные органы власти – результат политической воли элит. Как бы свободолюбивым не хотелось иного, более романтического вывода. Объективность важнее романтики. Свобода, это в первую очередь избавление от иллюзий.

Прямая демократия случается в государствах лишь при сломе системы. Как встряска, побуждающая элиты к социальному конструктиву. Но встряска, стресс сами по себе конструктива не несут. Если стресс не мобилизует на рывок к спасению, если он чрезмерный – далее ступор и гибель. Лучше всего не дожидаться стрессов, а заблаговременно предотвращать стрессовые ситуации. Учитывая это, может быть, элиты обратят внимание на сантехников, учителей и т.д., которым нехватает средств на элементарное выживание.

- 0 +
Владимир Теренин
23 Декабря 2020, Владимир Теренин

Зря это уточнение. После первого комментария создалось впечатление разумности, но последнее ее развеяло.

- 0 +
Виктор Кичук
23 Декабря 2020, Виктор Кичук

Реальная прямая демократия, прямая власть улицы как систематический фактор возможна лишь на хуторах, в общинах, племенах. В государствах действует представительская демократия. Как работают её институты, органы власти зависит в конечном итоге от элит.

Народ может лишь добиваться уступок давлением на элиту гражданской активностью. Но последнее слово за элитой. Более того, народ ничего не добьётся, если организован не левыми силами, а конкурентами элиты, как было на майданах.

Последнее слово за буржуазной элитой. Давление на неё, организованное левыми, профсоюзами может лишь усиливать социальную компоненту в целом капиталистического уклада. Улучшение возможно лишь через приход к власти менее коррупционных, менее компрадорских, но всё же буржуазных элит. Согласных на сотрудничество с профсоюзами и левыми, на работу в режиме государственного капитализма, сдерживающего эгоистическую сущность буржуазии.

Социализм, к сожалению, нам в ближайшее время не светит. Его противники – не только крупная буржуазия, но и гораздо более широкие слои мелких лавочников. И просто людей с ментальностью деформированной девяностыми. Тех, кто любит бросаться ругательствами «совок», «вата». Такие на мерседесах не ездят, ананасы с рябчиками не употребляют, но почему-то ужасно ненавидят социалистическую идею.

- 2 +
Владимир Теренин
24 Декабря 2020, Владимир Теренин

По сути демократия есть признающее подчинение меньшинства большинству государство, т.е. организация для систематического насилия одной части населения над другой. Демократия бдет уничтожена вместе с уничтожением государства.

- 2 +
Виктор Кичук
24 Декабря 2020, Виктор Кичук

Демократия не атрибут государства. Атрибут государства – объединение людей в большую систему, организованную по тем или иным политическим принципам. В числе которых варианты демократии. В ретроспективе социальной эволюции сперва были племена, союзы племён, потом государство. Как любой эволюционный переход, это обусловлено приспособлением к условиям жизни (в данном случае коллективного сосуществования). Если вам ненравится государство как способ коллективного сосуществования, разворачивайте вектор эволюции, и флаг вам в руки. Вперёд к неопервобытно-общинному строю!

При деградации государства люди, выпадая из системы широкого единения, тяготеют к мелкому кучкованию в системы, напоминающие первобытное племя – коллектив родичей, свояков, друзей, соседей. Нечто подобное мы проходили в девяностые. И девяностые, кажется, возвращаются. При этом резко падают качество жизни, нравы, культура. Всё катится вниз к первобытному уровню.

Если государство будет не хаотически падать, а управляемо демонтироваться некими, к примеру, анархистами, что придёт ему на смену? Подозреваю, что то же самое, пусть не стихийное, пусть управляемое, но дробление, социальное измельчание. С падением качества жизни, нравов, культуры. Как и в девяностых, криминал обязательно попытается извлечь выгоду из социальной атомизации.

- 1 +
Владимир Теренин
24 Декабря 2020, Владимир Теренин

Посмотри, если хочешь и можешь по-настоящему разобраться в вопросе, историю. Государство существовало не извечно. Были общества, которые обходились без него, которые понятия не имели о государстве и государственной власти. К слову, и сегодня еще есть дикие племена, которым неведомо понятие государства, как специализированной структуры (вожди лишь необходимый регулирующе-управленческий элемент в жизни племени) организованного насилия кого-то против кого-то. Государство возникло на определенной ступени экономического развития, которая необходимо была связана с расколом общества на классы. В силу этого раскола государство стало необходимостью из-за потребности в организованной силе одного класса для удержания в подчинении других классов. Всякая демократия в этом случае является лишь техническим исполнением этой потребности. С исчезновением классов исчезнут и государство и его элемент - демократия. Не уверен, что ты способен понять сказанное, но попробуй, поставив на место эмоциональных умствований строгое научное мышление.

- 1 +
Виктор Кичук
24 Декабря 2020, Виктор Кичук

« С исчезновением классов исчезнут и государство и его элемент - демократия.  » Насколько я способен понять, это классовая теория государства из ДИАМАТа. Но если правильно понимать поднятую мной тему, она не о степени оправданности надежд на бесклассовое коммунистическое будущее, а о ближайших перспективах взаимоотношения народа и государства.

Племенной вождь – « лишь необходимый регулирующе-управленческий элемент в жизни племени ». Государство – необходимость « из-за потребности в организованной силе одного класса для удержания в подчинении других классов. ». Сразу намёк на однозначный негатив.

Но можно признать за государственной властью двойственность – частично негативный фактор организованного насилия, подчинения недоброй воле, частично позитивный регулирующе-управленческий фактор, как и племенная власть. Развившийся из неё в ходе эволюционного возникновения государства там, где этого требовали условия.

В этом свете понижение этического минуса и повышение этического плюса государства, повышение его социальности – единственный путь улучшения жизни людей. А вопрос вероятности далёкого бесклассового коммунистического будущего с данной проблемой никак не связан.

Беседа слишком затянулась. Займусь лучше гуманитарным самообразованием.

- 0 +
Владимир Теренин
20 Декабря 2020, Владимир Теренин

Примитивный материальчик антисоциалистической направленности.

- 5 +
Валерий
19 Декабря 2020, Валерий

" Как раз они (вкупе с нашими власть имущими) и заботятся о том, чтобы тарифы на коммунальные услуги были ниже, а сами услуги качественными. "Уважаемый автор вы
хоть немного подумали , когда написали эти строки . От этой " заботы " люди уже готовы волком выть , но в глотку вцепиться они ещё не готовы . А насчёт объединительной идеи - не лучше ли было бы подумать об идее разъединительной ? Взгляните на Чехию и
Словакию , чем не пример ? А не пример потому , что власть на Украине захватили
безумные галичане и любое другое мнение для них , как красная тряпка для быка .
А можно ли о чём - либо договориться с бешеным быком ? Только на бойне ! Вот такая
печальная идея .

- 17 +
Авторские колонки

Блоги

Ошибка