«Большой брат» будет следить за нами круглосуточно

№03—04(938) 24 — 30 января 2020 г. 22 Января 2020 4.8

Объявленный в прошлом году курс на диджитализацию всей страны можно было бы только приветствовать, если бы под него выделялось соответствующее финансирование. В противном случае это выглядит пустой болтовней и демагогией.

Бесполезный пластик

Возьмем, к примеру, получение ID-карты — паспорта гражданина страны в современном формате. Государственная миграционная служба (ГМС) проинформировала граждан, что процесс оформления ID-карты несложен, но существуют определенные тонкости. Она оформляется бесплатно на протяжении 1 месяца после достижения гражданином 14 лет, срок оформления — 20 рабочих дней, период действия — 4 года, если ID-карта выдана в 14 лет. Оформить ее можно в подразделениях ГМС или в Центрах предоставления административных услуг («Центрах надання адміністративних послуг» — ЦНАП) по месту регистрации, а получить индивидуальную консультацию, где отслеживать состояние оформления документа, — в чат-ботах ГМС в Viber и Telegram.

По информации ГМС, ID-карта в 14 лет — это документ, необходимый для оформления заграничного паспорта, регистрации для участия во ВНО, а также для всех иных случаев, когда возникает необходимость подтвердить гражданство.

Это хорошо, что появился электронный паспорт, плохо то, что в нынешних условиях он бесполезен. Вот что рассказал наш читатель, киевлянин.

«Моей жене после свадьбы и смены фамилии выдали пластиковый паспорт нового формата и к нему распечатку на бумаге формата А4, в которой фактически и находится вся информация. Все госслужбы и учреждения требуют и используют этот листок (обещанная безопасность данных при этом игнорируется), сам пластиковый паспорт их не интересует, так как они не могут ничего с него прочитать (нет соответствующих считывателей), а данные о человеке заполнить нужно.

Самый частый ответ при подаче документов звучит так: «Бейджик можете оставить себе, нам необходима бумажка, которую вам дали вместе с паспортом». Вопрос легальности такой бумажки меня просто вгоняет в ступор, так как на нем нет никаких печатей и подписей. Еще хочу упомянуть, что существует приложение для мобильного телефона, которое при наличии NFC-модуля позволяет считать данные с паспорта, но оно для личного пользования. Это приложение сыграло определенную роль, о которой расскажу ниже.

Через какое-то время мы меняли прописку и обратились в ЦНАП с целью смены данных прописки в пластиковом паспорте, заплатили необходимые 25 грн., написали все заявления, сдали паспорт. Через день супруга пошла в ЦНАП, где ей выдали новый листок А4 с уже новыми данными, и сам паспорт. Придя домой, она решила убедиться, что данные были изменены непосредственно и на пластиковом носителе, так как именно он является документом. Каково же было ее удивление, когда выяснилось, что в паспорте оказались старые данные. То есть ЦНАП просто распечатал нам новый листок А4, вот и вся его работа. На вопрос, почему так получилось, в ЦНАПе объяснили, что у них нет необходимого оборудования, чтобы вносить правки в сам паспорт, и необходимо обратиться в паспортный стол по прописке.

Когда в паспортном столе оператор вбила номер паспорта моей жены в программу, то снова подтянулись старые данные о прописке супруги, т. е. ЦНАП не потрудился их даже внести в реестр. По нашей просьбе оператор внесла новую прописку. Но когда мы попросили исправить данные в ID-карте, она отказалась это сделать, сославшись на отсутствие лицензии, и посоветовала: «Да какая вам разница, по требованию давайте листок, паспорт все равно никто не может прочитать».

Единственный выход из ситуации, который нам предложили, — получить новый электронный паспорт, в который внесут корректную информацию. Слегка поскандалив с работниками паспортного стола (насколько «удобны» такие паспорта и зачем вообще нужны, если даже структуры, которые их выдают, бессильны что-либо сделать и сами нарушают законы), мы ушли домой.

Хочу отметить, что идея таких паспортов сама по себе неплоха. Однажды в одном из столичных банков нас очень удивило наличие считывателей, это реально уменьшает рутину всяких ксерокопий и т. д., ускоряет процессы. Но реальность такова, что настоящим документом (пластиковой картой) никто не может или не хочет пользоваться, все требуют листочек А4, который, повторюсь, никак не заверен, и там может быть любая информация. Добиться письменного отказа в обслуживании пластикового паспорта нереально, так как учреждениям негласно это запрещено. В результате они в лучшем случае всю недостающую информацию заполняют со слов владельца.

В заключение хочу сообщить, что на днях супруге позвонили из паспортного стола и сообщили, что вызвали специалистов, они «что-то сделали», и теперь можно записать новую информацию в чип пластикового паспорта. Так что квест с пропиской реально продлился больше месяца».

Уменьшение негативных последствий

Почему мы так подробно рассказали об электронных паспортах и о том, какие неудобства они причиняют гражданам? Дело в том, что правительство приготовило еще одно «зубодробительное» нововведение, которое может самым болезненным образом отразиться на судьбах миллионов людей.

В середине января Кабмин внес в ВР законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по учету трудовой деятельности работника в электронной форме», который отменяет ведение бумажных трудовых книжек.

В документе четко указано, что «учет трудовой деятельности работника осуществляется в электронной форме в реестре застрахованных лиц (РЗЛ) Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования».

Страховой стаж исчисляется по данным РЗЛ. На каждое застрахованное лицо заводится персональная электронная учетная карточка (ПЭУК). Вы удивитесь, до какой степени государство собирается вас контролировать. Это вам не банальная бумажная трудовая книжка.

Вот какие сведения будут отображаться в ПЭУК. Ее номер, ФИО, дата рождения и пол, уникальный номер записи в Едином государственном демографическом реестре, номер и название документа, из которого взяты сведения в учетную карточку; гражданство; оцифрованный образец подписи лица и его фото. Кроме того, в карточку внесут документы, удостоверяющие личность, сведения об образовании и месте жительства; номер телефона и адрес электронной почты, а также данные о смерти (если она наступила) или о признании без вести пропавшим.

Но это только первая часть ПЭУК. Во второй будут отражены страховой стаж, зарплата (доход, денежное обеспечение), размер уплаченного единого взноса и другие данные, необходимые для исчисления и назначения страховых выплат по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования.

Также в ПЭУК будут внесены регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов, сумма уплаченного единого взноса за соответствующий месяц; профессиональное название работы; должность с указанием структурного подразделения. А еще сведения о трудовой деятельности (о приеме на работу, присвоении, изменении, лишении разряда, ранга, класса, звания, категории, прохождении стажировки, переводе на другую работу на основании увольнения); информация об основном месте работы; данные об особых условиях труда, полной или неполной занятости; о количестве отработанных застрахованным лицом календарных дней (часов) за соответствующий месяц, в т. ч. в особых условиях труда, дающих право на льготы; о сумме выплат (дохода), с которой уплачены страховые взносы за соответствующий месяц; о сумме назначенной пенсии, а также информация о страховых случаях.

Еще в ПЭУК будут вносить информацию о принадлежности к ветеранам войны или к ликвидаторам аварии на ЧАЭС, сведения о группе инвалидности и ее причине, о родителях (усыновителях, опекунах, попечителях), а также о датах выезда за пределы Украины и возвращения на родину.

Однако на этом перечень не заканчивается. В учетную карточку также внесут информацию о судимости за совершение преступления и о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; о подтверждении приобретенного лицом на стороне стажа работы, а также другую информацию, необходимую для исчисления и назначения выплат по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования.

В заключительных и переходных положениях законопроекта указано, что включение в реестр застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования недостающих сведений о трудовой деятельности работников осуществляется в течение пяти лет со дня вступления в силу данного закона на основании сведений, представленных в порядке и сроки, установленные Пенсионным фондом. После завершения этих работ имеющиеся трудовые книжки выдаются работникам лично под подпись.

В пояснительной записке правительство любезно указало, что «необходимость оптимизации учета трудовых отношений наемных работников обсуждается в течение последних 5 лет. Преимуществами осуществления такого учета в электронной форме являются:

— уменьшение затрат работодателей на ведение бумажного документооборота;

— упрощение доступа к информации о приобретенном стаже работников для назначения выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, прежде всего в случае временной утраты трудоспособности, пенсионного обеспечения, создание предпосылок для автоматического назначения этих выплат;

— учет данных об образовании и квалификации для обеспечения согласования предложений, которые существуют на рынке труда, и планирования подготовки (переподготовки) специалистов по актуальным направлениям;

— уменьшение негативных последствий потери бумажных документов и невозможности (осложнений) с их восстановлением».

Social по-американски

Давайте разбираться, что же собой представляет ПЭУК на самом деле. Украинские СМИ, сообщившие, что речь идет всего лишь о замене бумажных трудовых книжек электронными, либо невнимательно ознакомились с законопроектом, либо сознательно вводят население страны в заблуждение.

Что собой сегодня представляет обычная трудовая книжка? В нее вносятся ФИО владельца, а также записи о приеме на работу и об увольнении. Это нужно для исчисления трудового стажа. Все остальные сведения (о зарплатах, пособиях и пр.) предоставляют соответствующие госструктуры.

А теперь зададимся вопросом, зачем при определении трудового стажа и назначении пенсии государству нужно знать, сколько раз человек побывал за границей, номер его телефона и адрес электронной почты, когда и за что был осужден и пр. По сути речь идет о тотальном контроле за каждым человеком.

Но это только цветочки. Как сказано в законопроекте, через пять лет обычные трудовые книжки исчезнут. Это якобы делается во благо людей, которые могут их потерять. При этом по умолчанию подразумевается, что уж реестру застрахованных лиц (РЗЛ) ничего не грозит. Для тех, кто слабо разбирается в компьютерных технологиях, сообщу, что хранится он на сервере (специальное аппаратное устройство, попросту говоря, мощный компьютер) со всеми его достоинствами и недостатками. В надежном и качественном исполнении он имеет резервное копирование, а все данные шифруются с использованием криптографической защиты.

Но все дело в том, что даже самую надежную защиту можно взломать, а при недоброкачественном оборудовании система может дать катастрофический сбой. Об этом, например, свидетельствует скандал, разразившийся в январе в России, когда выяснилось, что в Росреестре утратили данные о собственниках московской недвижимости. А недавно в Украине выявили утечку персональных данных граждан, зарегистрированных на Едином портале вакансий государственной службы (career.gov.ua). В свободный доступ попали копии паспортов и других отсканированных документов. Теперь с этой проблемой разбирается Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы, которое занимается администрированием портала.

Это означает, что однажды ваша ПЭУК в РЗЛ может неожиданно исчезнуть (как вариант — будет сильно искажена) — либо при сбое в работе сервера, либо в результате хакерской атаки. Каким образом при отсутствии бумажной трудовой книжки вы подтвердите свой трудовой стаж? Единственный надежный вариант — при каждом увольнении просить работодателя предоставить справку в бумажном виде о дате приема на работу и об увольнении с подписями руководителя и главбуха, заверенную круглой печатью. ID-карта, повторимся, без распечатки сегодня не в чести.

Однако на этом ваши неприятности могут не закончиться. Куда вероятнее, что все данные вашей карточки, как в случае с career.gov.ua, просто «сольют» недоброжелателям (коррупцию никто не отменял), после чего банальная кража денег с банковского счета покажется вам досадной неприятностью (перечитайте еще раз, какие данные будут внесены в ПЭУК).

А теперь для того, чтобы наглядно показать, в какую яму загоняет Кабмин граждан Украины, расскажем, как обстоят дела с трудовыми книжками в США. В этой стране они отсутствуют, для трудоустройства существует унифицированный идентификатор работников — номер социального страхования (Social Security Number, SSN). Его наличие является необходимым условием для трудоустройства, начисления зарплаты и отчисления налогов.

Выдачей номеров социального страхования занимается администрация социального страхования (Social Security Administration), которая ведет единый реестр выданных номеров, где содержится информация относительно места работы, зарплаты и отчисленных налогов на каждого работника.

Карта SSN представляет собой кусочек бумаги размером с кредитную карточку, выдается раз и на всю жизнь. Этим документом пользуются гораздо чаще, чем паспортом. Его попросят при устройстве на работу, при походе к врачу или аренде жилья, в любых операциях с банками (открытие счетов, кредиты и т. п.) или при оформлении медицинской страховки.

Чтобы получить SSN, достаточно зайти в ближайший офис Social Security Administration, заполнить несложную форму и предоставить такие документы: свидетельство о рождении, паспорт и идентификационный номер плательщика налогов. При отсутствии паспорта можно предъявить военный билет, водительские права, школьное удостоверение личности или карту медицинского страхования. Процедура занимает 5 минут. Ваш SSN появляется в системе в течение двух суток, а сама карта приходит по почте через две недели.

Подводя итоги, можно констатировать, что украинское правительство в деле создания электронной трудовой книжки обставило США по всем статьям, наглядно продемонстрировав американцам, как оно понимает демократию, а также права и свободы граждан Украины.

Все, что необходимо знать о получении ID-карты в 14 лет

Свою первую ID-карту — паспорт гражданина страны в современном формате — юный украинец может получить уже в 14 лет, напоминает ФБ-страничка Государственной миграционной службы. Процесс оформления ID-карты не сложен, но существуют определенные тонкости, которые следует знать, подчеркивают в ГМС:

— Первый паспорт гражданина Украины — ID-карта — оформляется БЕСПЛАТНО на протяжении 1 месяца после достижения 14 лет.

— Срок оформления первой ID-карты — 20 рабочих дней.

— Срок действия ID-карты, выданной в 14 лет, — всего 4 года.

— Где оформить — в подразделениях ГМС или ЦПАП по месту регистрации.

— Где получить индивидуальную консультацию, где отслеживать состояние оформления документа — в чат-ботах ГМС в Viber и Telegram.

— Зачем нужна ID-карта в 14 лет — это документ, необходимый для оформления заграничного паспорта, для регистрации для участия в ВНО, а также для всех иных случаев, когда возникает необходимость подтвердить гражданство.

ВАЖНО:

— Написание вашей фамилии и имени латиницей можно проверить в режиме онлайн с помощью сервиса ГМС «Транслитерация».

— Не забывайте и о своих правах — при необходимости транслитерация ФИО может быть выполнена в полном соответствии их написанию в документах, ранее выданных на имя юного гражданина или его родителей. В этом случае потребуется предоставить в ГМС письменное заявление и соответствующий документ.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Сколько биометрических паспортов получили украинцы в...

Интерес граждан нашей страны к биометрическому паспорту - документу, обеспечивающему...

Изменения в январском графике работы миграционной...

Новогодние и рождественские праздники внесли существенные коррективы в график работы...

Кому безвиз: очередей на загранпаспорт больше нет

Государственная миграционная служба:  паспорт можно получить за 7–20 дней

В очереди на персонализацию стоят 675 тысяч...

Миграционная служба напоминает, что любые предложения посредников по...

Загрузка...

Колея растраченных иллюзий

Избавиться от «идеологических оков» означает консервацию нынешней...

Призрачный эффект wunderwaffe

Кроме государства Украина, у отечественной железнодорожной отрасли нет других...

Куда посылают мэров

Правил игры нет, политическая система не работает, будущее туманно, неотвратимо и...

Потеря связи с людьми — путь к политическому краху

Отсутствие связи избирателя и депутата способно привести к политическому краху не...

Штабной период

Штабная форма управления таким сложным механизмом, как экономика, не может быть...

Круговая оборона «Пьемонта»

В противостоянии с поляками украинские националисты прибегают к такой же риторике,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка