Эксклюзивно для еженедельника «2000»

Украина и октябрьские выборы в Канаде

Развод в красивой обертке

03 Мая 2019 3 5

Очередная безрадостная новость пришла от украинского авиапрома. Как сообщил президент компании «Антонов» Александр Донец, приостановлена разработка самолёта Ан-132D.

Причиной стало то, что Саудовская Аравия отказалась от него. Как известно, соглашение о разработке машины на основе Ан-32 компания «Антонов» и компании Саудовской Аравии Taqnia Aeronautics и King Abdulaziz City for Science and Technology (KACST) подписали еще в 2015 г. «Великолепная новость! Путевку в жизнь получил новый украинский многоцелевой самолет Ан-132. Безоблачных полетов», — сообщил тогда президент Петр Порошенко на своей странице в Твиттере.

К летным испытаниям компания приступила в 2017 г. Серийное производство планировалось на 2021 г. Первые двадцать машин должны были быть изготовлены на Украине. Затем производство планировалось переместить в Саудовскую Аравию. Для этого там собирались построить завод. Объявленная цель соглашения — реализовать ряд поставленных задач, включая передачу технологии авиационного производства в Королевстве СА, а также подготовить молодых и амбициозных представителей Саудовской Аравии к работе в сфере авиационного производства. Персонал из королевства будут обучать украинские специалисты. Уточнялось, что «компания Taqnia Aeronautics занимается вопросами передачи и развития технологий, а также вопросами инвестиций в различных сферах деятельности в Королевстве СА, задачей которой является поддержка и развитие национальной экономики».

Еще тогда, на фоне бравурных восторгов, «2000» отмечали (Разовая сделка №10(763) 11 — 17.03.2016 г.), что «интеллектуальная собственность на новую машину также будет у саудитов. На практике это означает, что за право на производство Ан-132 в Украине для собственных нужд и тем более для третьих покупателей придется платить тем же саудитам. Пойдут ли в этом случае они навстречу партнерам, ставшим после развертывания производства в Саудовской Аравии прямыми конкурентами, — вопрос риторический. Т.о речь идет не о перспективной долгосрочной совместной деятельности по формуле «бензин (финансовые ресурсы) ваш — идеи (технические) наши», а фактически о разовой сделке по продаже бизнеса — уходу «Антонова» с одного из немногих сегментов авиационного рынка, на котором у него оставались неплохие позиции и перспективы (при умелом их использовании)».

А спустя примерно год появилась информация о еще более масштабной сделке с китайцами, касающейся настоящей гордости украинского авиапрома (да и страны в целом) – самого большого в мире самолета «Мрия». Правда, в этот раз она пришла исключительно из китайских источников, «30 августа китайская компания China airspace и украинское госпредприятие «Антонов» подписали договор, согласно которому Китаю переходит право собственности на гигантский самолет-транспортер Ан-225, включая использование чертежей и спецификаций самолета. После подписания договора с украинской компанией Китай получил доступ к уникальным технологиям в области авиастроения.

Планируется, что первый китайский Ан-225 будет выпущен в первой половине 2019-го. Самолет существует в единственном экземпляре».

Последовали опровержения: ««Информация о продаже китайской компании China airspace прав собственности на Ан-225 не соответствует действительности. Мы Родину не продаем. Более подробный комментарий будет позже», — заявили в пресс-службе ГП «Антонов». Однако позднее признали: «соглашение предусматривает на первом этапе построение второго модернизированного экземпляра Ан-225 в Украине и поставку компании AICC. На втором этапе — создание совместного серийного производства Ан-225 в Китае по лицензии ГП «Антонов». 

И тогда же «2000» (Избавление от непрофильных активов, или Проданная «Мечта» №36(786) 9 — 15.09.2016 г.) писали: «Чертежи и технологии таки попадут в Поднебесную в полном объеме и, как показывает богатый опыт, после этого все права на интеллектуальную собственность становятся бумажкой. Причем большинство специалистов сильно сомневаются в заявленных планах построить уже в 2019 г. первый китайский Ан-225.

 Производственный цикл изготовления даже серийной машины такого класса — не менее двух лет, а тут речь идет о развертывании масштабного производства на голом месте, не говоря уже о том, что ГП «Антонов» строило «Мрию» (30 лет назад) в кооперации с десятками других предприятий СССР и технологиями производства поставлявшихся ими узлов и механизмов (тех же уникальных для такой машины шасси) наверняка не обладает. Все это нужно разрабатывать заново.

Выяснилось и то, что китайский оператор этого проекта — некая гонконгская компания Airspace Industry Corporation of China, название которой явно сделано с целью мимикрировать под Aviation Industry Corporation of China (китайского авиапромышленного монополиста AVIC). Судя по всему, Китай через гонконгскую импортно-экспортную прокладку приобрел комплект конструкторской документации на Ан-225. Видимо, для легализации этой сделки подписано не обязывающее и заведомо невыполнимое рамочное соглашение о строительстве производственной базы.

Зачем «оно» Китаю? Как мы уже неоднократно говорили, процветание наиболее развитых стран — США, Западной Европы, Японии (т.н. «золотого миллиарда») основано прежде всего на монопольном обладании ими по-настоящему высокими технологиями (не «ширпотребом»), в т.ч. в авиастроении, делиться которыми (и переносить производство в страны третьего мира) отнюдь не собираются.

Это, понятно, не устраивает Китай, который, собрав огромные ресурсы на производстве «ширпотреба», стремится выйти на новый технологический уровень, встать вровень с ведущими державами по экономическому развитию. Для этого в высокие технологии (тот же авиапром) вкладываются огромные ресурсы (так же делают и саудиты) с пониманием того, что быстрой отдачи они не принесут — работа на перспективу. И, естественно, никто не откажется от возможности приобрести такие технологии «по случаю» и, скорее всего, «по сходной цене».

И действительно, 2019 г. уже на дворе, но ничего не слышно о развертывании производства Ан-225 в Китае, да и на планере недостроенной «Мрии» в сборочном цеху «Антонова» конь не валялся, а Александр Донец в упомянутом выше интервью, отвечая на вопрос о недостроенной «Мрие», о китайском контракте даже не упомянул.

Что и не удивительно, поскольку еще в декабре 2017 г. на а сайте китайского информационного агентства Sohu появился материал,в котором этот проект разнесен в пух и прах. Агентство уточняет, что в Китае всего два аэродрома, способных принимать «Мрию», что у выпущенного тридцать лет назад самолета устаревшие двигатели, создавался он конкретно под «Буран», у Китая таких планов пока нет, а вот к потребностям военной и гражданской транспортной авиации он приспособлен плохо, в частности, у него неудачная схема погрузки – без «задних ворот», а значит, в нем нет смысла, целесообразней создавать новые машины. Но стоит ли предметно интересоваться условиями покупки того или иного товара, вести на сей счет переговоры и заключать рамочные соглашения, если ты сам толком не разобрался, нужен ли он тебе вообще? По крайней мере на китайцев это совершенно не похоже.

Так что наши подозрения полностью подтвердились: под предлогом «предметного изучения» «партнеры» через фирму-прокладку, с которой спрос невелик, получили всю интересующую их информацию по уникальным технологиям, необходимым именно для создания новых моделей тяжелых транспортников, якобы чисто китайских, а далее, сославшись на «мнение экспертов», вышли из проекта.

Ведь в самом деле, зачем тупо копировать созданную тридцать лет назад машину, целесообразней использовать её уникальные технологические решения в новых самолетах, создаваемых с применением последних достижений и конкретных потребностей потенциальных пользователей, прежде всего – ВВС КНР. Кстати, такой способ промышленного и коммерческого шпионажа далеко не нов, а как показывает фиаско с саудовским контрактом, в отношениях с украинским авиапромом становится системным.

И остается только вопрос: действительно ли коммерческий менеджмент «Антонова» и курирующего его Минпромполитики столь некомпетентен, что не видели того, что заметил журналист «2000», либо всё всем было понятно с самого начала, что речь идет исключительно о красивой обертке для общественности при продаже (навсегда) технологий и компетенций.

Да и зачем нужны «неликвидные» технологии (неликвиды — (от лат. liquidus текучий; англ. non disposables, illiquid assets), товары и др. материальные ценности, излишние и ненужные данному предприятию, подлежащие уничтожению или продаже по сниженным ценам, обычно трудно реализуемые на рынке), если самим пользоваться ими возможность уже не представится?

Ведь из пространного интервью Александра Донца следует, что возможности реализации украинских наработок практически все находятся в процессе переговоров с названными и неназванными покупателями, а в «портфеле» лишь один азербайджанский заказ на 10 Ан-178, который встал из отказа от российских комплектующих. А на их замену нужно время и деньги, которых нет (глава «Антонова» объяснил, насколько это сложный, дорогостоящий и длительный процесс). Азербайджан же так и не начал платежи.

А главное: «Когда-то один экономист посчитал, что успешная авиационная отрасль может находиться в стране с численностью населения более 100 миллионов человек». И добавить к этому что-то сложно.

загрузка...
Loading...

Загрузка...

«Антонов» нуждается в привлечении инвестиций

Госпредприятие "Антонов" нуждается в привлечении стратегического партнера для...

Найдутся ли деньги на ударный беспилотник?

Продолжительность рабочего полета ударного БПЛА на крейсерской высоте 12 200 м будет до...

Скончался главный разработчик самолетов семейства...

Сегодня, 7 мая, на 84-м году жизни окончил свой земной путь создатель небесных...

Безвольно опавшие крылья

Почему Украина не воспользовалась сказочным шансом — предложить свой самолет Ан-225...

Загрузка...

Заниженные ожидания от приватизации

На некоторые объекты приватизации, уже готовящиеся к продаже, будет наложено табу

Прощай, шампанское!

ВР приняла закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по...

Как взять заем быстро и не ждать одобрения?

Сегодня на финансовом рынке Украины банковские и небанковские компании предлагают...

Глобальное ослабление национальных валют – удар по...

«Похоже, никакого грядущего выхода из тупика торговой войне просто нет, и валютные...

Надежды на мир питают экономику

Прекращение воинственной риторики стало одним из факторов роста экономики

Контуры Зе-экономики: либерализм минус коррупция

Уже не первую неделю в украинском медиапространстве активно обсуждается перечень...

Комментарии 3
Войдите, чтобы оставить комментарий
Mikolay0013 Pogojin
14 Мая 2019, Mikolay0013 Pogojin

Главное что бы предприятие не обанкротилось, а то вже проблемы руководства.

- 1 +
Александр Лазарев
03 Мая 2019, Александр Лазарев

Очень интересный материал, только хотелось бы конкретную цитату этого экономиста, который сказал, что авиационная отрасль может быть в стране с населением не менее 100 миллионов человек.

- 7 +
Владимир Онавамнадо
03 Мая 2019, Владимир Онавамнадо

Не думаю, что от ренегата Кравчука много зависело, но он поспособствовал развалу великой страны выпускавшей ракеты и самолеты.. Пришьет себе к гробу увеличенные карманы, но в моей памяти останется, как скотина пересадившая страну с "Мрии" на кравчучки.

- 35 +
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка