Георгий Береговой – герой неба и Космоса

12 Апреля 2021

15 апреля исполняется 100 лет со дня рождения действительно одного из первых украинских космонавтов – генерал-лейтенанта авиации, дважды Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР и заслуженного мастера спорта СССР Георгия Тимофеевича Берегового (1921–1995).

В ряду первопроходцев космоса он занимает не просто достойное место: сразу по нескольким аспектам и показателям Георгий Береговой был уникальным космонавтом, первым из первых.

Начать с того, что он – самый старший из космонавтов, в том смысле, что он родился раньше всех. Первый настоящий американский астронавт Джон Гленн, свой полет совершивший в феврале 1962 г., родился на три месяца позже Берегового.

Правда, «Википедия» замечает, что раньше Берегового (на два месяца раньше него – 20 февраля) появился на свет американский летчик-испытатель Джозеф Уокер, совершавший в 1963 г. суборбитальные полеты на летательном аппарате X-15. Этот вопрос очень интересен – расставим, как говорится, четко все точки над «і».

Уникальный летательный аппарат North American X-15 представлял собой экспериментальный гиперзвуковой самолет, оснащенный двумя жидкостными ракетными двигателями. Он развивал скорость 6600 км/ч и мог подняться на высоту до 107 км. В ходе испытательных полетов Джо Уокер дважды пересекал т. н. линию Кармана (на высоте 100 км), которая считается границей космоса и до которой, кстати, принято проводить границы воздушного пространства государств. На этой высоте атмосфера планеты становится настолько разряженной, что выше нее уже не способны подняться аппараты, использующие аэродинамическую подъемную силу.

Пилотировали X-15 летчики беспримерной храбрости. Уокер был таковым – и он, собственно, в итоге разбился. Правда, погиб Джозеф не на X-15, а в известной авиакатастрофе 8 июня 1966 г.: во время показательного полета его истребитель F-104 Starfighter столкнулся с прототипом футуристического бомбардировщика North American XB-70 Valkyrie (который после этого так и не приняли на вооружение).

Формально Джозеф Уокер побывал в космосе – и это признается по критериям ФАИ (Международной федерации авиации). Но, строго говоря, суборбитальным полетом следует считать полет, совершенный по траектории межконтинентальной баллистической ракеты (такие полеты – без полного витка на орбите, как у Гагарина, – выполнили первые американские астронавты Алан Шепард и Вирджил Гриссом).

X-15 стартовал с самолета-носителя (переделанного бомбардировщика B-52), совершал самостоятельный полет с работающими двигателями, а после выработки топлива осуществлял планирующую посадку на аэродром. Топлива хватало всего на 145 секунд, так что за время активного полета аппарат мог пролететь не более 265 км. Даже с учетом последующего планирования пройденное им расстояние было не сопоставимо с межконтинентальным (порядка 5000 км), с окружностью Земли, – и вряд ли корректно говорить о том, что Уокер выполнял суборбитальные полеты.

Совершив свой полет в космическое пространство в 1968 г., Береговой стал на тот момент самым возрастным из космонавтов – тогда ему было уже 47 лет. Это звание Георгий Береговой удерживал шесть лет, пока его не превзошел в 1974 г. 48-летний Лев Дёмин. Береговой ведь попал лишь в дополнительный набор отряда космонавтов; в знаменитый первый отряд, сформированный в марте 1960 г., его бы и не приняли, т. к. он не подходил под возрастные требования (не старше 35 лет).

Поначалу в космонавты отбирали исключительно молодых людей: Гагарину на момент полета было всего лишь 27 лет, а Герману Титову не исполнилось еще и 26 – и он так и остался в истории (покамест, во всяком случае) самым молодым человеком в космосе. Впоследствии, однако, требования космических кадровиков кардинально изменились: сегодня космонавты – это обычно зрелые мужчины около сорока, в расцвете физических сил, с огромным профессиональным и жизненным опытом, избавившиеся уже от свойственных юности горячности и нетерпеливости.

Но главная уникальность Берегового состоит в том, что он – единственный из космонавтов, кто отправился в космос, уже будучи Героем Советского Союза. Если Ю. Гагарин и космонавты его призыва были детьми войны (особенно это относится как раз к Гагарину, малым дитем пережившему все ужасы фашистской оккупации), то Георгий Тимофеевич был из поколения героев-победителей. Во время Великой Отечественной войны он, летчик-штурмовик, выполнил 186 боевых вылетов; грудь летчика-космонавта № 12 еще до полета, помимо Звезды Героя и ордена Ленина, украшали два ордена Красного Знамени, орден Богдана Хмельницкого III степени, орден Александра Невского, орден Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды да еще медали «За взятие Будапешта» и «За взятие Вены». Можно представить себе, с каким уважением смотрели на ветерана коллеги-космонавты!

Вырос на Донбассе, отличился в сражениях за родную Украину

Нередко можно услышать утверждение, что Георгий Тимофеевич был «родом из Донбасса». Это не совсем так: на самом деле будущий космонавт родился в селе Федоровка Полтавской области, неподалеку от города Карловка. Но уже вскоре после этого семья переехала в Енакиево (отец работал телеграфистом на железной дороге; мать, дожившая до полета сына в космос, преподавала) – так что детство Георгия вправду прошло в Донбассе. Там он окончил восьмилетку и начал трудовой путь рабочим – учеником электрослесаря на Енакиевском металлургическом заводе.

Да, Берегового называют «первым космонавтом Донбасса». После него (в 80-е) в космосе побывали еще двое советских космонавтов из шахтерского края, именно родившиеся там: Леонид Кизим из Красного Луча и Александр Волков из Горловки, причем каждый из них отправлялся на околоземную орбиту по три раза.

Практически у всех наших летчиков – героев Великой Отечественной войны – юность была одинаковой, стандартной, можно даже сказать: рабочая профессия – и при этом увлечение авиацией, что для тогдашней советской молодежи было более чем модой. Георгий, учась в школе, занимался авиамоделированием, а после смены на заводе овладевал азами летного дела на У-2 в Енакиевском аэроклубе. Говорят, его товарищем по аэроклубу был Федор Янукович – да, отец будущего президента!

И вроде бы спустя много лет Георгий Тимофеевич по старой дружбе с отцом ходатайствовал за молодого Виктора Януковича, осужденного за «хулиганку». Однако эта история поставлена под сомнение. В частности, в интернете можно встретить работы, доказывающие, что фотография, на которой якобы запечатлены вдвоем прославленный космонавт и молодой Янукович, является подделкой: дело в том, что на фото они одного роста, тогда как разница в росте у них порядка 20 см!

Интересно еще, что до сих пор жив (если верить «Википедии») старший брат Берегового – Михаил Тимофеевич (а ведь ему уже 103 года!). Михаил Береговой – тоже генерал-лейтенант – целых 15 лет командовал радиотехническими войсками Войск ПВО СССР. Еще один старший брат – Виктор – преподавал в Челябинском аэроклубе, однако был репрессирован перед войной; реабилитирован в 1957 г.

После того как в 1938 г. Георгия призвали в ряды Красной Армии, молодой человек в 1938–1941 гг. прошел обучение в Ворошиловградской школе военных летчиков имени Пролетариата Донбасса. Это же военное учебное заведение – только намного раньше, в начале 30-х, – окончил легендарный Николай Гастелло.

Такое вот совпадение: курсантом летного училища Береговой стал 16 декабря 1938 г. – как раз на следующий день после трагической гибели его кумира Валерия Чкалова. А завершил госэкзамены курсант Георгий Береговой 20 июня 1941-го...

Войну старший сержант Георгий Береговой (офицерское звание он получил только в мае 1943-го) начал в августе 1942 г. на Калининском фронте. Большой честью и гордостью для молодого пилота штурмовика Ил-2 было служить под командой авиаторов, бывших для него кумирами с детства: 3-й воздушной армией командовал Михаил Громов, одним из ее корпусов – Николай Каманин (который с 1960 по 1971 г. курировал подготовку космонавтов!), а командиром дивизии, в которую входил авиаполк Берегового, – Георгий Байдуков, член экипажа Чкалова во время эпохального перелета 1937 г.! Жизнь этих людей, как признавался Георгий Тимофеевич в своих воспоминаниях, он с юных лет «брал для себя за образец».

В начальный период Великой Отечественной работа у штурмовиков была особенно опасной: воевать приходилось еще на ранней, одноместной модификации Ил-2 (без стрелка, защищающего заднюю полусферу) и часто без истребительного сопровождения. Выжить всего-то в нескольких десятках боевых вылетов мог только летчик, обладавший большим мастерством и отличавшийся к тому же везучестью! 

И уже в августе 42-го Береговой был за успешные боевые вылеты, приведшие к уничтожению большого количества танков и живой силы противника, награжден орденом Красного Знамени. Затем авиатор отличился на Курской дуге, а ордена Богдана Хмельницкого он был удостоен, понятное дело, проявив себя в сражениях за освобождение Украины. Накануне освобождения Киева подразделение Георгия Берегового разгромило немецкую автоколонну (были подожжены цистерны с горючим). Его «летающий танк» получил серьезное повреждение, но летчик сумел довести машину до аэродрома – и тут же пересел на другой самолет, чтобы снова ринуться в бой!

Георгий Тимофеевич принимал участие во Львовско-Сандомирской операции. В ходе ее штурмовал танки, наносил удары по железнодорожным эшелонам, а также участвовал в блестяще выполненном авиаударе по львовскому аэродрому. На тот момент гвардии капитан Береговой уже занимал должность командира эскадрильи 90-го гвардейского штурмового Староконстантиновского авиационного полка 4-й гвардейской штурмовой авиационной Киевской дивизии.

Каманин в воспоминаниях особо отмечал расчетливость своего подчиненного, его умение при разработке боевых операций учитывать все наличные обстоятельства. «Не будешь думать – собьют!» – говорил Береговой – и постоянно учил этой истине своих подчиненных.

Трижды будущий космонавт горел в кабине, трижды был сбит, но всякий раз он возвращался в расположение части. Однажды, отбиваясь от «мессеров», Георгий, воспользовавшись ошибкой германского пилота, «завалил» того огнем из пушки.

В последний раз Береговой был сбит в районе Винницы. Посадил машину на поле, где стояла разбитая техника врага. Он и его стрелок Виктор Харитонов нашли исправный итальянский грузовик, загрузили в него снятые с самолета авиапушку и рацию и на трофейном авто, спасши ценное имущество, вернулись в свою часть!

Первого звания Героя Советского Союза гвардии капитан был удостоен 26 октября 1944 г. Его боевой путь пролег через Польшу, Румынию, Венгрию, а свой последний боевой вылет он выполнил 10 мая 1945 г. – взлетев с аэродрома в районе Брно, он добивал фашистов, все еще сопротивлявшихся в Чехословакии. 

Высоко летает тот, кто много учится

Так же, как и Ю. Гагарин, Г. Береговой неустанно, много учился. После войны он окончил последовательно Липецкую высшую офицерскую летно-тактическую школу, высшие инженерные курсы, школу летчиков-испытателей и, наконец, – в 1956 г., заочно – Военно-воздушную академию. Прослужив некоторое время в Одесском военном округе, он с 1948 по 1964 г. работал летчиком-испытателем в НИИ ВВС. В 1961-м был удостоен звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР».

Испытал более 60 типов самолетов, и в их числе были машины, составившие эпоху в нашей авиации – МиГ-15 и истребитель-бомбардировщик Су-7Б. Испытывал Береговой и уникальный стратегический истребитель Ту-128 (натовское обозначение Fiddler – «скрипач»), предназначенный для защиты северных рубежей страны, для перехвата американских бомбардировщиков на большом удалении от советских границ. Георгий Береговой разрабатывал технику вывода реактивного самолета (на МиГ-15) из штопора, а также испытывал советский гермошлем ГШ-4.

В 1963 г. Г. Береговой поступил в отряд космонавтов, проявив недюжинное упорство. Николай Каманин поначалу не хотел брать бывшего подчиненного: тот уже в возрасте, он – заслуженный авиатор, зачем ему это? Но Каманина в разговоре с Береговым поразил блеск в его глазах. Так или иначе, Георгий Тимофеевич на медосмотрах и тренировках доказал, что обладает безупречным здоровьем – он ничуть не уступал крепостью тела своим товарищам, которые были на десяток лет моложе (Гагарин, с которым Береговой подружился, был на 13 лет моложе). К этому добавилось отличное знание теории.

26–30 октября 1968 г. Георгий Береговой совершил полет на космическом корабле «Союз-3». Самому старшему и опытному из космонавтов доверили и самое ответственное задание. Это был первый полет после гибели Владимира Комарова – испытывался модернизированный в связи с предыдущей катастрофой аппарат «Союз». Одновременно в космосе находился беспилотный «Союз-2». Береговой должен был, осуществляя маневрирование в ручном режиме, пристыковаться ко второму «Союзу». Сделать это не удалось, но в ходе маневров было достигнуто сближение аппаратов на расстояние 2–3 метров. Кроме того, Георгий Береговой стал первым в истории космонавтом, кто вел прямой телерепортаж с орбиты.

Полет в космос имел для Георгия Тимофеевича неожиданные последствия. 22 января 1969 г. Береговой, получивший сразу же после полета на орбиту звание генерал-майора (это, кажется, тоже уникальный случай, когда только слетавший в космос человек сразу становится генералом, – но он ведь и полетел не каким-нибудь капитаном, а уже полковником!), был приглашен на прием в Кремль. Офицер Виктор Ильин, совершивший покушение на Брежнева, обстрелял вторую машину кортежа с Георгием Береговым – космонавт внешне был весьма похож на Леонида Ильича, даже брови имел столь же знатные. Шофер лимузина получил смертельное ранение, сам же Береговой был всего лишь легко ранен осколками лобового стекла.

В одном из источников утверждается даже, что во время покушения Георгий Тимофеевич собственным телом закрыл генсека. Но это миф – тот инцидент вообще оброс всякими небылицами. На самом деле в обстрелянной машине ехали только космонавты: Алексей Леонов, Адриан Николаев, Валентина Терешкова и Георгий Береговой. Во второй машине, как правило, действительно ездил Брежнев, но в тот раз почему-то от этого правила отступили. Террорист же знал, что Брежнев ездит во втором авто, и был сбит с толку внешней схожестью – так что, может, косвенно космонавт и вправду спас Брежнева.

По-настоящему звездная жизнь

Всю свою жизнь Георгий Береговой брал одну высоту за другой, постоянно раскрывая себя во все новом качестве. С 1972 по 1987 г. он возглавлял Центр подготовки космонавтов, сменив на этой должности Героя Советского Союза, летчика-аса Николая Федоровича Кузнецова. Береговой занимался научной работой – в области космонавтики и инженерной психологии. В Институте физической культуры им. Лесгафта защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата психологических наук. В 1981 г. был удостоен Государственной премии СССР.

Написал почти десяток книг. Был депутатом Верховного Совета СССР и вел большую общественную работу, не забывая и про свою малую родину – Донбасс. Проявил себя и с неожиданной стороны: будучи любителем научной фантастики, он работал главным консультантом культовых детских фильмов 70-х – «Москва – Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Получилось символично: такие люди, как Гагарин и Береговой, проложили путь тем, кому предстоит осваивать Вселенную.

Победный май Жанны Тихоновой

В воскресенье, 9 мая, в 20:30 телезрители «Интера» увидят большой праздничный...

Александр Чистяков: «Жилые дома нельзя строить...

Киев не резиновый, говорят его жители. Действительно, тот хаос и сумбур, который...

Международная исследовательская инициатива

К юбилею писателя Виктора Некрасова, автора первой правдивой книги о войне

«Образ Украины я носил в своем сердце»

Константин Паустовский: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе....

Тайны жизни и смерти узника тюрьмы Шпандау

В этом году исполняется 80 лет со дня сенсационного и загадочного  перелета Рудольфа...

Уметь смеяться оттого, что тебе плохо

Признание людей — самый важный критерий

Потенциал самоорганизации

Проще реагировать на некие маркеры «свой — чужой», чем находить разумное зерно...

Как понизить градус конфликта

Порядок, который действовал на момент покупки китайским инвестором акций, абсолютно...

Чужими здесь не остаются

Пенсии у ветеранов-актеров от двух до семи тысяч. Т. о. тот, у кого пенсия выше, содержит...

Эра мужской кухни

Якщо ми зрозуміємо, чого нам не вистачає, і відповідно визначимо, що нам потрібно їсти,...

Асан Кадыров: «Общество должно осознать, что...

Человек не рождается алкоголиком, он им становится. Алкоголь пропагандируют только те...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка