Выносной мозжечок украинского правительства

№7(973) 18 – 24 февраля 19 Февраля 2021

Многие вполне искренне считают, что набравшая в последние годы большую популярность «концепция внешнего управления Украиной» — это если не «оголтелая конспирологическая теория», то уж точно слишком раздутое преувеличение.

Однако, скрупулезно изучая «анатомию» этой т. н. конспирологии на примере конкретных примеров влияния на внутреннюю политику Украины, преувеличение кажется далеко не таким уж и раздутым.

Зачастую рядовые граждане удивляются, недоумевают или негодуют в отношении определенных решений Кабинета Министров. Однако за многими решениями правительства стоят консультационно-совещательные органы при Кабмине. Как говорил древнегреческий философ Сократ, «хороший советник лучше любого богатства».

Матчасть совещательного закулисья

Для начала необходимо коротко остановиться на вопросе структурной основы вспомогательных органов КМУ, чтобы лучше понять степень и глубину ее «преобразования» в постмайданных реалиях Украины.

Наиболее значимыми вспомогательными органами правительства по функциональному предназначению являются:

1) совет — для изучения проблемных вопросов, связанных с реализацией государственной политики в соответствующей сфере;

2) рабочая группа — для участия в подготовке проектов нормативно-правовых актов, других документов, которые подаются на рассмотрение Кабмина;

3) правительственная комиссия — для расследования причин аварий (катастроф), для принятия мер по преодолению последствий стихийных бедствий, оказанию помощи пострадавшим гражданам и их семьям.

Советы и рабочие группы при Кабмине являются важными элементами в процессе выработки конкретных управленческих решений по самому широкому спектру вопросов. Грубо говоря, эти органы могут играть роль локального мозгового центра правительства, точечно прорабатывая и изучая определенную узкоспециализированную проблему, готовя управленческие инструменты для ее преодоления.

Однако эти структуры могут быть и декоративными и совершенно бесполезными «хуралами», где определенные люди могут получить небольшие «надбавки» (если финансирование конкретного консультативного органа предусмотрено и обеспечено Секретариатом КМУ).

В любом случае по наличию (ликвидации) тех или иных совещательных органов при Кабмине можно сделать определенные выводы о том, какие вопросы и направления (не)входят в фокус внимания политики правительства.

Нормативная база создания и функционирования консультативных органов КМУ описана в ст. 48 закона «О Кабинете Министров Украины». В 2015 г. эта статья претерпела значительные изменения. Де-факто на роль главного правительственного «советчика» была выдвинута новая структура — Национальный совет Украины по вопросам развития науки и технологий, функциональный базис которого в 2016 г. прописали в отдельном законе «О научной и научно-технической деятельности».

Привычный алгоритм

В целом название Нацсовета по развитию науки и технологий внушает доверие, звучит респектабельно и умно. Однако основная фишка этого органа в том, что он предоставляет иностранным структурам рычаги влияния на формирование состава научного комитета Нацсовета — главного консультационно-совещательного органа Кабинета Министров Украины.

По знакомой и вполне рабочей схеме западные партнеры создали механизм контроля над процессом отбора кандидатов в члены Нацсовета, «юридически грамотно» выписав правила формирования конкурсного жюри.

Отбор членов научного комитета проводит т. н. идентификационный комитет по вопросам науки, процедура формирования которого выписана до боли знакомым алгоритмом.

Формируя состав идентификационного комитета, Кабмин «обнародует на украинском и английском языках объявления о конкурсе на своем официальном сайте и направляет в адрес научных комитетов Европейской комиссии, общественных научных организаций (представляющих отечественную и мировую научную общественность) просьбы о представлении предложений по кандидатам...».

Что получается на выходе, можно увидеть на примере последнего состава, утвержденного распоряжением Кабмина (см. скриншот). Из девяти членов комитета только трое являются представителями национального научного сообщества. Столько же, например, — американских вузов.

Впрочем, вряд ли кто-то сильно удивился, если бы профессора университетов США составляли относительное большинство в комитете, который отбирает членов в Национальный совет Украины по вопросам развития науки и технологий. С таким успехом можно было бы просто учредить в Гарвардском или Мичиганском университете кафедру по управлению научно-техническими совещательными органами туземных территорий.

К слову, заседания идентификационного комитета считается полномочным, если на нем присутствуют две трети членов. То есть, по большому счету, американские, шведские и голландские профессора могут принимать решения и без участия украинских коллег. Как тут не вспомнить тезис президента Владимира Зеленского об украинцах в наблюдательных советах, которые чувствуют себя там в качестве «национального меньшинства». В данном случае национальное меньшинство еще и крайне пассивное.

Бескорыстные радетели национальных интересов Украины

Согласно законодательству в состав любых консультационно-совещательных органов при Кабмине могут входить «государственные служащие, а также народные депутаты Украины, ученые и другие специалисты по согласию». Но вышеупомянутый закон «О научной и научно-технической деятельности» предоставляет возможность выдвигать кандидатов в идентификационный комитет от «общественных научных организаций (общественных академий наук, научных обществ, научных ассоциаций, союзов, объединений и т. п.)».

Это создает возможность вводить в идентификационный комитет отечественных околонаучных «грантоедов», в том случае, конечно, если на вакантные места не будут претендовать иностранцы. Формально комитет подает в Кабмин ежегодный отчет о своей работе. Однако, согласно регламенту, текст доклада рассматривается комитетом и утверждается его главой. Иными словами, какого-то механизма предъявления замечаний или признания работы этого заморского жюри неудовлетворительной попросту нет. Это шоу «танцы с гарвардскими светилами» само себя оценивает и утверждает отчет о проделанной работе.

К слову, члены идентификационного комитета (ИК), которых избирают на семь лет, формально трудятся бесплатно. Впрочем, иностранцы имеют определенные бонусы от этого статуса — например, оплачиваемые визиты в Украину за счет Министерства образования.

«Отмечено, что заседание с участием большинства членов ИК в форме видеоконференции неудобны для обсуждения и избрания выдвинутых кандидатур. Предложено обратиться к МОН с просьбой принять меры для приезда членов ИК в Киев, по крайней мере, на заключительные заседания», — указано в одном из протоколов заседания комитета в 2016 г.

Конечно, в условиях пандемии достопочтенным иностранным членам ИК приходится воздерживаться от бесплатных экскурсий в Украину. Удивительно, но, оказывается, карантинные ограничения могут улучшить «комфортабельность» видеоконференций.

Диктатура «питтсбургской профессуры»

Конечно, кто-то может справедливо возразить. Мол, хорошо, что членов Нацсовета по науке (и по совместительству главного консультационно-совещательного органа Кабмина) отбирают западные научные светила и отечественные профессора с западными дипломами. Этому можно противопоставить ровно три аргумента.

Во-первых, экс-министр экономики Тимофей Милованов, по совместительству заядлый библиофоб и человек, в шутку называющий себя умственно неполноценным, является младшим профессором Боннского университета, ассистентом-профессором Университета штата Пенсильвания и ассоциированным профессором Питтсбургского университета. А Киевская школа экономики, почетным президентом которой является Милованов, — это просто ареопаг мудрости и клондайк профессуры высшего пилотажа.

Во-вторых, исходить из тезиса, что условный профессор из Гарвардского или Стокгольмского университета, работающий в ИК на общественных началах, ревностно печется о качественном и успешном функционировании Нацсовета по науке в Украине, — это безграничный инфантилизм или безнадежная глупость.

В-третьих, п. 7 ст. 48 закона «О научной и научно-технической деятельности» предельно четко определяет основные функции непосредственно Национального совета Украины по вопросам развития науки и технологий. В их числе, в частности:

— «подготовка и обнародование ежегодного доклада о состоянии и перспективах развития сферы научной и научно-технической деятельности Украины, а также о состоянии выполнения Украиной приоритетов Европейского исследовательского пространства и предоставление предложений относительно плана их реализации на следующий год;

— взаимодействие в установленном порядке с соответствующими органами иностранных государств и международных организаций;

— разработка совместно с представителями реального и финансового секторов экономики и другими заинтересованными сторонами предложений по созданию механизмов коммерциализации результатов научных исследований;

— внесение рекомендаций относительно оптимальных путей реализации проектов и программ международной технической помощи в сфере научной и научно-технической деятельности».

Наполеону Бонапарту приписывают знаменитую фразу: «Народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую». В данном случае можно перефразировать великого корсиканца и сказать, что народ, который не хочет кормить и развивать собственную науку, будет ведомый «питтсбургскими профессорами».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Кража без взлома

В Украине ежегодно защищают в среднем 6 тыс. диссертаций, при этом количество...

«Дніпровська політехніка» — на міжнародній орбіті

Виконання наукових робіт може бути стабільним джерелом фінансової підтримки...

«Сталинский» и «соросовский» профстандарт школьного...

Суть реформы образования отражает спонсорские интересы западных грантодателей,...

Запрет цифрового коммунизма

Ученик Виктора Глушкова Владимир Ивличев разработал консолидированный...

Одна бджола меду не наносить

Науковій спільноті треба перейти від аналізу, роздумів про долю української науки до...

«Дело Лилии живет и процветает»

Новый вариант Порядка присуждения научных степеней ограничивает право граждан на...

Как повысить эффективность украинской науки

НАН Украины следует выйти за двери своих учреждений, перестать фокусироваться только...

Хакери проти соціології

У цьому знущанні над вітчизняною наукою не обійшлося без доморощених штрейкбрехерів і...

Интегрировать интеллектуальный потенциал страны

Нынешняя ситуация должна переориентировать нас на базовые ценности

Про вчених і тільки про вчених

Через 5—7 років ми вже не зможемо забезпечити науковими фахівцями навіть нашу вищу...

Ученый — центральная фигура в науке

Научное творчество базируется на свободе научной мысли

О науке и не только

Глубокого анализа причин провальной бюджетной политики ожидало от НК научное...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка