Исторические факты. 18 марта

№11(977) 18 – 24 марта 18 Марта 2021

18 марта в 1965 году состоялсяпервый в истории выход человека в открытый космос. Алексей Леонов в течение 10 минут находился за бортом «Восхода-2».

Двухместный космический корабль «Восход-2» вышел на орбиту Земли, имея задание провести новый эксперимент – выход человека в открытое космическое пространство. Эта миссия была важной вехой советской лунной программы. За выходом в открытый космос следила вся страна.

Это произошло 18 марта 1965 года. Алексей Леонов находился за бортом «Восхода-2» около 12 минут. Выбравшись из люка, он легким толчком отделился от корабля и плавно отплыл в сторону на длину троса-фала, соединявшего его с кораблем. Перед возвращением на корабль космонавт снял с кронштейна киноаппарат, намотал на руку фал и вошел в шлюз.

Для выхода в открытый космос в НПО «Звезда» был создан специальный скафандр «Беркут». А сами тренировки выхода в открытый космос проводились в самолете Ту-104, где был установлен макет корабля «Восход-2» в натуральную величину.

Через некоторое время после выхода в открытый космос советского космонавта Леонова, такой же эксперимент удалось повторить и американцам.

3 июня 1965 года американские космонавты Джеймс Макдиватт и Эдвард Уайт, стартовавшие на космическом корабле «Gemini-4», открыли люк, и Уайт вышел в космос

Полет человека над планетой могли наблюдать миллионы телезрителей. Долгие годы в печати звучали фанфары. И только сравнительно недавно стало известно, что в ходе этого полета произошло семь нештатных ситуаций, или говоря проще – семь неполадок.

Трагедия на космодроме «Плесецк»

Очередной плановый пуск ракеты-носителя «Восток-2М» с космическим аппаратом военного назначения был запланирован на 21 час 16 минут 18 марта 1980 года.

Данные ракеты-носители были созданы на базе первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 и ее модификации Р-7А и долгие годы составляли основу транспортной космической системы СССР. С их помощью на орбиты выводились различные типы спутников и пилотируемые корабли. Вообще, ракета «Восток-2М» характеризовалась очень высокой надежностью, её первый пуск с «Плесецка» состоялся 17 марта 1966 года. И в 1970-1980-х ежегодно с космодромов «Байконур» и «Плесецк» стартовало более 60 данного типа ракет, и за эти годы проведения пусков имела место только одна авария и два несостоявшихся пуска.

Но 17 марта ракета была установлена в стартовом сооружении и без замечаний прошла все необходимые испытания. В соответствии с технологическим графиком началась ее заправка компонентами ракетного топлива. К 19 часам 18 марта все блоки ракеты были полностью заправлены керосином, завершалась заправка перекисью водорода, и продолжалась заправка жидким кислородом и азотом.

Но за 2 часа 15 минут до запланированного запуска произошёл взрыв – в 19-01 часов 18 марта 1980 года яркая вспышка осветила местность, в течение 30 секунд серия нескольких взрывов полностью уничтожила ракету, и огромное пламя охватило всю пусковую установку. Смесь 179 тонн жидкого кислорода и 73 тонн керосина превратила стартовый комплекс в огненный ад – горел даже металл стартовых конструкций.

Разрушение было столь быстрым, что от военнослужащих, находящихся там, не было получено ни одного сигнала тревоги. Всего во время аварии на своих рабочих местах, в непосредственной близости от ракеты, находились и выполняли соответствующие технические задачи 141 человек. В результате взрыва на пусковой установке погибло 44 военнослужащих, более 40 получили ранения различной степени тяжести и были доставлены в госпиталь, где ещё 4 человека впоследствии скончались.

Но именно благодаря мужеству и отваге участников спасательной операции, множество людей всё же удалось вывести в безопасное место. В течение трёх дней, пока шла полная ликвидация пожара, шли поиски и извлечение тел погибших силами офицеров и солдат аварийно-спасательной команды.

Буквально через несколько часов после этой катастрофы на полигон прибыла Государственная комиссия из Москвы для расследования причин случившегося. В работе комиссии приняли участие не только военные, но и ведущие ученые, специалисты и испытатели ракетно-космической техники. В результате комиссия выдвинула девять версий причин катастрофы, которые основывались на взрыве перекиси водорода в различных частях ракеты. Вообще, перекись водорода – это крайне неустойчивое химическое соединение, и любая соринка или использование нештатных материалов могут вызвать взрывообразное каталитическое разложение перекиси с выделением большого количества чрезвычайно активного, раскаленного атомарного кислорода, способного поджечь все, что может гореть.

Тогда, в 1980 году, правительственная комиссия, к сожалению, не до конца изучив все версии аварии, назвала причиной взрыва неправильные действия боевого расчета, готовившего пуск. Комиссия «установила», что в месте подключения заправочного шланга к баку с жидким кислородом третьей ступени имелась течь, и расчёт намеревался устранить её, обмотав стык мокрой тканью, что и привело потом к взрыву, и, в конечном итоге, заключила, что причиной катастрофы стал «взрыв (воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета». Но те, кто мог бы это опровергнуть, погибли вместе с ракетой.

Однако, уже через год, 23 июля 1981 года, при подготовке очередной ракеты-носителя аналогичная трагедия могла повториться. Лишь благодаря грамотным действиям боевого расчета её удалось избежать. В ходе расследования удалось установить, что причины несостоявшейся аварии и катастрофы 18 марта 1980 года идентичны – использование для изготовления фильтров перекиси водорода каталитически активных материалов. То есть разложение перекиси началось еще в наземных магистралях и завершилось взрывом на борту ракеты. Однако доказать документально, что при заправке взорвавшейся ракеты были использованы некондиционные фильтры, и добиться пересмотра решения Госкомиссии в то время оказалось невозможным.

Лишь спустя 16 лет, усилиями ветеранов космодрома, этот вывод был признан ошибочным, а военные реабилитированы. Так, 5 февраля 1996 года на основании Акта межведомственной комиссии по дополнительному расследованию причин катастрофы 18 марта 1980 года было подписано Решение №Н-4075 о реабилитации боевого расчета 1-го ГИК МО, в котором было признано, что катастрофа произошла не по вине личного состава боевого расчета космодрома.

На самом же космодроме «Плесецк», день 18 марта считается днем памяти и скорби. Каковы бы ни были выводы комиссий, но воспоминания очевидцев сохранили примеры мужества, верности воинскому долгу и товарищеской взаимопомощи, когда командиры спасали своих подчиненных и подчиненные выносили из огня своих командиров. Каждый год 18 марта военнослужащие и ветераны космодрома, а также многие жители города Мирный приходят к памятнику покорителям космоса, погибшим при испытаниях ракетно-космической техники, где участвуют в траурном митинге.

Первая экологическая катастрофа

18 марта в 1967 году произошла первая из наиболее ужасных экологических катастроф, связанных с загрязнением Мирового океана нефтью.

Из-за навигационной ошибки шедший под либерийским флагом танкер TorreyCanyon (Торрейконьон), имевший в трюме 120 тысяч тонн сырого «черного золота», наскочил на риф близ полуострова Корнуолл у юго-западных берегов Великобритании. Почти вся нефть вылилась в море, и зловонное пятно расплылось почти на тысячу квадратных километров.

Для уничтожения сырья, оставшегося в обломках корпуса, на них сбрасывали бомбы и поджигали напалмом. Пятно же «связывали» специальным детергентом и «опускали» на дно. Очистка побережья Англии, нескольких островов в Ла-Манше и французской Бретани, куда ветер пригнал обломки танкера, продолжалась не один месяц.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Исторические факты. 18 мая

На XI Генеральной конференции Международного совета музеев (ICOM – International Council of Museums),...

Ефим Гофман - о том, как Виктор Некрасов открыл...

Ефим Леонидович Гофман (род. 1964) — литературный критик и публицист, эссеист....

Исторические факты. 17 мая

IX летние Олимпийские игры проходили с 17 мая по 12 августа 1928 года в Амстердаме...

Исторические факты. 16 мая

Весной 1879 года Сименс представил на Берлинской выставке первую в мире электрическую...

Исторические факты. 15 мая

Американка Эллен Черч, медсестра из штата Айова, считается первой в мире стюардессой.

Исторические факты. 14 мая

14 мая 1878 года название «вазелин» было запатентовано в США

Исторические факты. 13 мая

Первый чемпионат «Формулы-1» был проведен  13 мая 1950 года

Исторические факты. 12 мая

Первая на Руси каменная церковь была освящена в Киеве в честь пресвятой Богородицы 12...

Исторические факты. 11 мая

11 мая 1900 года на петербургском заводе «Новое адмиралтейство» был спущен на воду...

Исторические факты. 10 мая

Сериалы о милиции всегда были очень популярны. Хоть сегодня граждане часто ругают...

Исторические факты. 9 мая

Освобождение Севастополя в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) стало...

Исторические факты. 8 мая

В Берлине подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции Германии и ее...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка