Обрушившаяся на человечество пандемия коронавируса вконец нарушила и всю его культурную жизнь. Так, в Италии не состоялась выставка, посвященная 500-летию со дня смерти Рафаэля Санти (1483–1520) – дата эта приходится на 6 апреля.
Он прожил всего 37 лет, менее чем на год пережив своего старшего хорошего знакомца Леонардо да Винчи (1452–1519), чью памятную дату мы отмечали год тому назад. Умер Рафаэль в самом расцвете творческих сил – в общем-то, неожиданно для его друзей и учеников. Всего-навсего 37 лет жизни, но они были насыщены работой и творчеством, включая грандиозную роспись покоев – станц – Ватиканского дворца.
Конечно, Рафаэль не обладал той широтой и универсальностью, какой обладал Леонардо. Но великий живописец Рафаэль оставил заметный след и в истории архитектуры – после ухода в мир иной своего земляка (родом из Урбино, что в Умбрии) Донато Браманте Рафаэль продолжил строительство собора святого Петра, разработав свой оригинальный проект величественного здания. Настоящий человек эпохи Возрождения, Рафаэль руководил археологическими изысканиями в Риме и реставрацией античных памятников. Наконец, он писал стихи.
А разработкой Рафаэля-дизайнера мы можем любоваться и сегодня – именно он ведь придумал форму, которую и поныне носит швейцарская гвардия Ватикана.
Имя Рафаэля стало символом изысканности и утонченности в искусстве, безупречного вкуса. Современники отмечали, что он обладал хорошими манерами, производил приятное впечатление на всех, с кем ему доводилось общаться.
Гением человека делают его время и его окружение, т. е. тот круг людей и предметов материальной и духовной культуры, у которых он набирается знаний, опыта, вдохновения. Рафаэль родился в семье неплохого живописца Джованни Санти – и у него получил первые уроки художественного мастерства. Помимо всего прочего, отец занимал пост советника по вопросам искусства у герцога Федериго де Монтефельтро – известного мецената и ценителя искусств. В его урбинском замке мальчик видел фрески Пьеро делла Франческа. После ранней смерти отца Рафаэль постигал секреты мастерства у выдающегося художника – Пьетро Перуджино.
Становление Рафаэля завершилось во Флоренции – в этой художественной столице Италии, где в то время творили Леонардо и Микеланджело Буонарроти. Как раз в тот момент, когда юноша прибыл во Флоренцию, там возле Палаццо Веккио был установлен «Давид» Микеланджело. Эта статуя произвела настолько глубокое впечатление на флорентинцев, что в городе на какое-то время стали летосчисление вести от «установки Давида»: «такого-то числа, месяца, года» от оного события!
Духовно-интеллектуальную атмосферу тогдашней Флоренции определяли горячие споры вокруг картонов фресок непримиримых антагонистов Леонардо и Микеланджело – эти фрески, изображающие ключевые моменты военной истории Флоренции, должны были украсить зал в Палаццо Веккио – здании правительства республики. И хотя эти работы не состоялись, замыслы Леонардо и Микеланджело, дошедшие до нас лишь в позднейших копиях – замыслы идейно столь разные, – восхищают как образцы батальной живописи, передачи сложных состояний человека.
Рафаэль многому научился у Леонардо – он стал под его влиянием серьезно изучать анатомию, механику движений, но вовсе не стал его слепым подражателем.
Загадка, волнующая историков искусства: был ли Рафаэль лично знаком с Альбрехтом Дюрером (1471–1528), который в 1505 г., путешествуя по Италии, заезжал во Флоренцию. В любом случае, немецкий художник послал итальянскому коллеге в подарок свой рисунок, который Рафаэль хранил у себя как реликвию.
Мировая слава пришла к Рафаэлю в Риме, куда он перебрался в 1508 г., чтобы выполнять грандиозные заказы папы Юлия II (1443–1513, папа с 1503-го).
В бытность Юлия II понтификом Вечный город посетил в составе церковно-дипломатической миссии Мартин Лютер – ровесник Рафаэля (родился он в 1483 г. на полгода позже живописца). Моральное падение, разложение римской курии, полное расхождение образа жизни высокопоставленных церковников с тем, что они проповедовали пастве, произвели на Лютера неизгладимое впечатление, и это, несомненно, подтолкнуло сурового немецкого монаха-августинца и богослова к его поистине революционному выступлению 1517 г., начавшему Реформацию.
Антагонисты по духу своему, отцы-идеологи протестантизма и могучие титаны Возрождения сделали каждый по-своему одно общее дело: они нанесли решающий, смертельный удар по средневековью, его мироощущению, проторив тем самым путь к утверждению нового, буржуазного общества. А то, что Рафаэль и художники его круга создавали свое новое, светлое, жизнеутверждающее искусство на деньги самой католической церкви, освящавшей замшелые старые порядки, – в этом не только замечательная ирония истории, но и поучительный пример того, как можно и нужно использовать материально-финансовые ресурсы противника на свое прогрессивное дело.
Мое любимое произведение Рафаэля Санти – конечно же, фреска «Афинская школа». Ренессанс возродил интерес к античной философии – сначала к идеализму Платона, а затем и к материализму Эпикура (вернее, поначалу скорее лишь к его гедонизму – к воспеванию телесных утех, наслаждений в противовес средневеково-монашескому аскетизму). В 1438 г. Медичи основали во Флоренции Академию, как бы возродив этим платоновскую Академию, закрытую Юстинианом в 529 г.
Дав широчайшую панораму всей древнегреческой (и не только) философии, Рафаэль в центр своей композиции поставил идейный конфликт учителя и ученика – Платона и Аристотеля. Вспомним знаменитое: «Платон мне друг, но истина – еще больший друг!» Это – гениальное композиционное решение, в котором схвачена» суть борьбы в философии, что издревле движет ее вперед: борьба идеалистического и материалистического направлений – по основному вопросу философии.
Разумеется, Аристотеля нельзя считать философом-материалистом, однако в противовес последовательному «чистому» идеализму Платона в его философии все же присутствует заметная материалистическая тенденция, которая, собственно, и нашла выражение в споре Аристотеля с Платоном. Кроме того, Аристотель сошел с линии Сократа – Платона, зацикленных на проблемах самопознания человека, и снова обратился к изучению природы, окружающего материального мира, по праву считаясь основоположником зоологии, минералогии и других естественных наук.
Отношение к Платону и Аристотелю неоднократно диаметрально менялось в ходе дальнейшего развития европейской мысли. Вероучение христианской церкви проходило свое становление во взаимодействии с, в общем-то, конкурировавшим с ним неоплатонизмом начала нашей эры. Но уже Августин Блаженный (354–430) стал использовать неоплатонизм для обоснования христианских догматов, в частности – догмата о Троице. Зато в средние века католические теологи берут на вооружение теперь уже усвоенного через арабскую философию Аристотеля – выхолощенного, догматизированного, освященного авторитетом церкви. Что, впрочем, не мешало использовать аристотелизм и «еретикам», подрывавшим исподволь официальное мировоззрение, – линия, идущая от арабского мыслителя Ибн Рушда (Аверроэса).
И вот философия итальянского Возрождения восстает против схоластического Аристотеля, обращаясь снова к Платону. Не случайно, наверное, Рафаэль пишет своего Платона со старого, бесконечно мудрого и глубокого Леонардо – видимо, в споре Платона с Аристотелем симпатии автора фрески больше на стороне первого.
Образы окружающих главных мыслителей Греции как бы философов второго эшелона тоже замечательны. Отшельник и «мизантроп» Диоген, с фонариком в руке искавший человека в толпе людской, пребывает в одиночестве, возлежа на ступенях.
Гераклит Эфесский – тот, который учил, что «все течет, все меняется», все в мире возникает из огня и в огонь возвращается, – имеет черты портретного сходства с Микеланджело Буонарроти – могучим, страстным, мятежным, даже брутальным и демоническим. Гераклит – имевший за сложность изложения своих идей прозвище Темный – изображен глубоко задумавшимся над тем, что он пишет. Рядом Пифагор погружен в толстый фолиант – погружен в свой мир чисел. А через плечо в его книгу заглядывает тот самый Аверроэс. У жизнелюбца Эпикура на голове венок Вакха.
Сократ обращается к – предположительно – Ксенофонту. Историк Ксенофонт также являлся учеником Сократа, и он оставил воспоминания о наставнике, которые считаются вторым (после «Диалогов» Платона) по значимости источником сведений о великом мыслителе. Евклид (по другому толкованию – Архимед) что-то страстно объясняет внимательно слушающим его ученикам. Тут же – Клавдий Птолемей, основоположник и крупнейший представитель геоцентрической системы мира.
Свою возлюбленную Рафаэль представил в образе Гипатии – знаменитой ученой женщины, представительницы неоплатонизма, зверски убитой фанатиками-христианами. Не забыл Рафаэль и себя – он занимает скромное место на правом краю картины, изображая прославленного живописца античной Греции – Апеллеса.
В традициях того времени Рафаэль изображает современных ему людей рядом с великими мужами прошлого – и это по-своему выражало связь времен. Интересно и то, что на некоторых фресках из ватиканских станц живописец помещает людей, которые как бы тематически не подходят сюда. Так, на фреске «Диспут» рядом с богословами присутствуют Данте – любимый поэт Рафаэля и фра Анджелико – монах-художник, видный мастер Раннего Возрождения. Там же Рафаэль изобразил неистового доминиканца Джироламо Савонаролу – пламенного обличителя роскоши и дурных нравов знати, взявшего на какое-то время власть во Флоренции, но в итоге казненного за ересь. Эта противоречивая фигура, несомненно, необходима была для передачи всей полноты идейной борьбы в преддверии Реформации.
Во времена Леонардо и Рафаэля философия и искусство были неразрывно связаны друг с другом, они сообща несли заряд тех идей, которые меняли общество. И любое из творений великих мастеров Возрождения – кладезь для философов.
Готовясь к написанию этой статьи, я поднял с полки книгу-альбом: «Рафаель» – первую книгу из серии «Майстри світового мистецтва», изданную в Киеве в 1990 г. Она двуязычная, со вступительной статьей профессора П. А. Белецкого, и, как указано в аннотации, «издание рассчитано на школьников, студентов и широкий круг любителей изобразительного искусства». Прекрасное, я бы сказал – изысканно оформленное издание – с 80 репродукциями работ Рафаэля, отпечатанное на отличной мелованной бумаге; и стоила эта книга совсем недорого – всего 4 рубля.
Сегодня что-нибудь похожее стоило б, наверное, не одну сотню гривен – так, в четверть, а то и в треть минимальной пенсии! А тогда прекрасная книга о Рафаэле была вполне по карману широкому кругу любителей. Однако больше всего меня поразил тираж издания – 50000 экземпляров! В наше время хорошие, умные книги издаются тиражами, дай бог, хотя б в тысчонку штук, а тогда, при «мрачном и бесчеловечном режиме», такие издания предназначались для массового читателя, для юношества в первую голову, – книги были призваны нести культуру в массы!
Не знаю, однако, была ли начатая в 1990 г. серия продолжена – ведь уже вскоре подлинная культура в нашей стране потеряет всякую общественную ценность и значимость, заменившись культом вещей, «дорогих тачек», телевизионной «жвачкой», низкопробной макулатурой и кривляньем людей, по недоразумению называемых художниками и артистами. В итоге мы все чаще видим, как возле мусорных баков валяются выброшенные старые добрые книжки – какие-то из них «декоммунизированы», а какие-то, по-видимому, стали попросту никому ненужными после смерти их старых, из того еще поколения, хозяев – и молодежь избавляется от этого ненужного наследства, лишь захламляющего недвижимость.
Упадок книжности в нашей стране – да и во всем мире, наверное! – проявляется и во время пресловутого карантина. Постсоветские страны столкнулись с весьма примечательным явлением: когда власти объявили в целях самоизоляции граждан выходные, многие люди рванули большими шумными компаниями «на шашлычок».
В этом – проявление не только легкомысленности и безответственности людей, но и упадка культуры населения. Всякий нормальный человек – нормальный в моем субъективном понимании! – использовал бы вынужденное заточение для чтения, для самообразования и культурно-интеллектуального развития. Но поскольку многие современные люди вообще ничего не читают и даже потребности в чтении не имеют, они и обратились к куда более привычным для них формам досуга – к застолью в тепленькой компании под водочку да разговоры ни о чем! Боюсь, очень многим людям в той ситуации, что сложилась, действительно дома нечем заняться.
Это к вопросу о важности и необходимости сокращения рабочего дня – ради соответствующего увеличения свободного времени людей. Вроде бы безусловно благое дело – но в существующем обществе, при принятой в нем системе ценностей оно не принесет обществу никакой пользы. Ибо люди в большинстве своем стали бы использовать лишние свободные часы не для гармоничного развития личности и не для активного участия в общественной жизни, а все для того же, привычного: для шопинга, сидения в пивнушках и бесконечного, бесцельного зависания в соцсетях.
Ясное дело, нынешнее государство менее всего заинтересовано как в гармоническом развитии личностей, так и, тем более, в активном участии людей в жизни общества. Потому-то оно и не оказывает содействия выпуску действительно умных, достойных книжек. И если даже государственные мужи ратуют за развитие культуры, законы какие-то принимают, речь на самом деле идет о чем-то другом.
Вот и президент Владимир Зеленский, обращаясь к посаженным на карантин согражданам, порекомендовал им, помимо решения демографической проблемы, виртуально посещать очень сомнительные музеи и читать крайне неоднозначных украинских авторов. А ведь мог бы лидер нации вспомнить тех величайших гениев человечества, чьи большие юбилеи отмечаются в текущем году: Рафаэля, Гегеля, Бетховена.
Впрочем, кто сегодня будет читать Гегеля? Что же касается Бетховена, то при упоминании о нем я всегда вспоминаю старый, перестроечной поры анекдот:
Молодого человека спрашивают:
– Ты слушал когда-нибудь музыку, которую написал Бетховен?
– Не-е-ет… Я все рок-группы знаю: «Пинк Флойд» знаю, «Дип Пёрпл» знаю, «Юрайя Хип» знаю. Но такую группу – «Бит Ховен» – слышу впервые!
Боюсь, значительная масса сегодняшней молодежи и классики рока не знает, так что «Дип Пёрпл» для них ровно такой же пустой звук, как и «Бит Ховен».
А еще бы мог президент посоветовать родителям, чтоб почитали на карантине детям сказки Джанни Родари, которому в этом году исполнилось бы 100 лет. Хотя его «Приключения Чиполлино» по нынешним меркам – опасная коммунистическая пропаганда, которую следовало бы запретить да из всех детских библиотек изъять!
Раз уж на то пошло, раз уж надобно национальную культуру продвигать, мог бы глава государства вспомнить о приближающемся – в следующем году – юбилее Леси Украинки. Но к классикам украинской литературы в нашей стране отношение особое: их знают в лицо, им поклоняются как идолам, не читая их и стараясь не вникать в те общественно-политические идеи, которые оные классики выражали.
Классика – украинская, русская, да какая угодно – тоже опасна и неугодна, так как несет заряд гуманизма, критического восприятия действительности, требований социальной справедливости, неприятия всего, что олицетворяет нынешняя власть.
У Рафаэля Санти тяга человека к знаниям своеобразно выражена в его ранней «Мадонне Конестабиле». Богоматерь с божественным младенцем на коленях читает книгу, а маленький Иисус с интересом вглядывается в книжку, будто бы понимает, что там написано! Жизнь титанов Возрождения и пришлась-то на тот период, когда развитие получило книгопечатание, когда знания действительно пошли в массы.
Светлое искусство Рафаэля Санти и других гениев Ренессанса разогнало тьму средневековья, но в наше время средневековье снова возвращается – что особенно проявляется на Украине, охваченной мракобесием. Многие атрибуты Темных веков у нас нынче налицо: судилища инквизиции над неугодными, гонения на недостаточно патриотичных еретиков, индексы запрещенных книг. Государством издаются законы, требующие под страхом штрафов и тюремного заключения придерживаться определенных неоспоримых истин и не пропагандировать учения, объявленные ересью.
Книги прилюдно уже горели – как, собственно, и люди тоже… Поступило даже предложение – да не от кого-нибудь, а от директора Украинского института книги! – выбросить из библиотек страны скопом все книги, изданные до 1991 г.
А уж по части нетерпимости т. н. общества к инакомыслию Украина XXI столетия могла бы послужить образцом для Европы эпохи ведовских процессов.
Даже нынешняя пандемия выглядит как реминисценция чумных и оспенных эпидемий прошлого, знаменующих наступление, как говорят, Нового Средневековья.
Но хочется верить, что Знание и Культура снова победят средневековый мрак. Искусство Рафаэля ведь побеждало тьму и много спустя после ухода художника из жизни. Его величайший шедевр, очутившийся в Дрездене, – «Сикстинская мадонна» – оказался сильней и людоедского фашистского режима в Германии, и варварства англо-американских «цивилизаторов», уничтоживших аккурат в день любви, в День святого Валентина, Дрезден. Картину Рафаэля спасли советский солдат и советский реставратор – чтобы затем вернуть ее на место прописки вопреки общепринятой в этом мире практике отнимать культурные ценности у побежденных на войне…
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Моя цель — на каждом этапе получать удовольствие от собственного развития Я хочу...
Наум Коржавин: «Самиздат был большей частью чисто стихийным делом»
Волшебный голос Джельсомино оказывается сильнее и силы денег, и силы пропагандистской...
Суета жизни и узость кругозора меняют свои объекты, но не свою суть
В кинотеатрах Украины начинается прокат документального фильма «Где ты, Адам?» 30...
«Чем детская мода отличается от взрослой? Детей не заставишь носить неудобные вещи...
За свою врачебную практику он сделал сотни операций, принял более пятнадцать тысяч...
Украинская арт-среда и индустрия развлечений протестует против действий Кабмина,...
Все мы помним работы Ван Гога, написанные в период болезни и глубокой депрессии, –...
«Спартак» пробил самую настоящую «брешь» -- осмелевшие после десятилетия...
Комментарии 0