О Конституции серьезно

21 Августа 2019 1 4.5

Закон хорош, если смысл его ясен, требования исполнимы, он стабилен, непротиворечив и рождает добродетель в гражданах. Эти требования предъявлял к законам великий англичанин Фрэнсис Бэкон.

Конституция называется еще Основным Законом.  Принятая в 1996 г. Конституция Украины объявлялась тогда «одной из лучших в Европе». Но зачем скромничать? Если «в Европе», то, логично, и «в мире». Однако уже в 2000 г. --  «по результатам всенародного референдума» -- президент Кучма захотел сделать ее еще лучше.

Затем бедняжку пытались «кращіти» и «кращіли» в 2003, 2004, 2011, 2013, 2014, 2016 и 2019 гг. Увы, реально ни «краще», ни «краше» она не стала. Теперь говорят о «новой Конституции», которая будет еще лучше прежней.

Слова и дела

Как к этой конституционной эпопее может относиться обычный гражданин? Это отношение можно определить как «более чем спокойное». Что же его интересует? В первую очередь, разумеется, собственное, в т.ч. экономическое, благополучие.

И он абсолютно прав! Так как -- согласно действующей Конституции -- «каждый имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище». При этом «гарантии прав человека определяют направление деятельности государства». Однако с этим у граждан наблюдаются большие трудности.

Президенты и правительства заявляли о решимости «улучшить положение». И если бы новая Конституция действительно хоть как-то оптимизировала социально-экономическую ситуацию в стране, ее следует принять. Но насчет всякого рода «улучшений», то украинское общество, во-первых, преследуют смутные сомнения. А во-вторых, следует помнить, что любое подобное действие -- серьезнейший момент в жизни государства, требующий учета мнения всего общества.

Общественное согласие и «укрепление конституционного патриотизма»

Лавры за ранее неслыханный юридический термин -- конституционный патриотизм -- принадлежат г-ну Ющенко, но он был знаком и г-ну Януковичу.

Какие же положения новой (или измененной старой) Конституции укрепят такой «патриотизм»?

Принятые предшествующей Радой «ориентационные» изменения относительно  отношения Украины к НАТО и Евросоюзу понравились далеко не всем избирателям, что и явственно следует из результатов последних выборов в указанный законодательный орган.

Также следует признать, что для национальных меньшинств -- после вопросов экономических -- важны благоприятные условия их этнолингвистического развития. Поддержание таких условий – наряду с укреплением лояльности иноязычного населения к государству Украина -- станет в то же время для международной общественности свидетельством истинного демократизма украинского государства.

Но о языках можно говорить, а экономика требует конкретных дел.

Поскольку Украина провозглашена социальным государством, главное внимание в ее Основном Законе должно уделяться все-таки не полномочиям государственных деятелей или депутатскому иммунитету и даже не «внешнеполитической ориентации» и т.д., а социально слабо защищенным слоям населения -- в частности, инвалидам. В этой связи удивляет, что в нынешней Конституции нет даже термина «инвалиды». А вот Конституция СССР в ст. 43 и ранее действующая Конституция Украины о них упоминали. Можно, конечно, рассуждать, как это делают некоторые юристы, о «неоправданном патернализме тоталитарного государства». Можно говорить о политкорректности замены термина «инвалиды» на «лица с ограниченными возможностями».

Но ст. 38 конституции Итальянской Республики, которую ни в тоталитаризме, ни в брутальности не упрекнешь, гласит: «Каждый гражданин, не способный к труду и лишенный средств к существованию, имеет право на поддержку и социальное обеспечение. Трудящиеся имеют право на то, чтобы для них были предусмотрены и обеспечены средства, соответствующие их жизненным потребностям в случае несчастья, болезни, инвалидности, старости». 

А раз в нашем законодательстве закреплено направление «европейской интеграции», то логично исходить из того, что в р. 5, гл. 3, ст. 26 Хартии Евросоюза об основных правах (принята в Ницце 7.12.2000) сказано, что Союз «признает и уважает право инвалидов извлекать для  себя преимущества из мероприятий, призванных обеспечить их самостоятельность, включение в социальную и профессиональную жизнь общества».

Наша боль

На Украине миллионы инвалидов. Их число увеличилось в период проведения АТО -- ООС. Но и до этого имелись миллионы инвалидов -- жертв чернобыльской катастрофы, в т.ч. детей. А теперь к детям -- жертвам Чернобыля добавились и дети -- жертвы АТО…

В свое время были установлены значительные льготы для хозяйственной деятельности объединений пострадавших от катастрофы лиц и на пораженных аварией территориях. Но в последние годы, при сокращении льгот до минимума, велись дискуссии об отмене особого режима указанных территорий.

За дело!

Между тем логичнее, наоборот, наряду с сохранением экономических преимуществ для инвалидов и «чернобыльцев» ввести в действующую Конституцию  дополнительные социальные блоки.

А именно:

1. «Инвалиды пользуются всеми правами, установленными Конституцией Украины, в т.ч. правом на труд. Приоритетным направлением деятельности государства является социальная реабилитация инвалидов».

2. «Государство признает свои обязательства перед всеми участниками ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и ее жертвами, независимо от национальности, гражданства, пола, возраста или иных признаков. Территории Украины, пострадавшие от катастрофы, имеют особый льготный правовой режим, направленный на всестороннюю оптимизацию экономического, социального и культурного развития указанных территорий».

Далее. В нынешней Конституции, в ст. 16, подчеркивается, что Чернобыльская катастрофа является катастрофой «планетарного масштаба». Это действительно так! Ведь именно поэтому Украина пошла на односторонний риск, досрочно прекратив эксплуатацию ЧАЭС. Но реальная помощь в ликвидации последствий катастрофы -- как по линии ООН, так и непосредственно от развитых стран, в частности стран ЕС и США, -- поступила далеко не в оговоренном размере. Так что было бы логично закрепить в Конституции особый вектор международного сотрудничества, сформулировав это следующим образом:

3. «Украина стремится к тесному гуманитарному сотрудничеству с Российской Федерацией и Республикой Беларусь, также серьезно пострадавшим вследствие аварии на ЧАЭС. Это сотрудничество направлено на возможно более скорую ликвидацию последствий катастрофы, что отвечает интересам каждой из этих стран и всего человечества».

Разумеется, помимо предложенного, нужны и самые неотложные изменения в специальное законодательство о защите прав инвалидов. Так, назрела необходимость прямо предусмотреть в законе «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» введение отдельной статьи о льготе на оплату всех коммунальных услуг для инвалидов (хотя бы только первой и второй групп).

Улучшение конституционных норм должно повлечь за собой усовершенствование специального законодательства, а  главное -- практики его применения.

Та же логика диктуется фактом ратификации Украиной базовой Конвенции ООН «О правах инвалидов». Законодательство каждого государства представляет собой (в идеале) целостную систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов при примате международного права над внутренним правом государства и главенствующей ролью во всем внутреннем законодательстве правовых конституционных норм. Роль специального законодательства заключается в том, что оно детализирует конкретный объем прав человека и гражданина в данной стране, а также порядок их реализации. Так что, как сказано в Писании, «и это надлежит делать, и то не оставлять».

Предлагаемые законодательные новеллы стали бы более значимым свидетельством перед всем миром гуманизма, социальной ориентированности и принадлежности украинского государства к христианской культуре Европы, чем любые сугубо политические реформы.

Евгений Коваль, член НСЖУ, Донецк

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Стала известна повестка заседания Верховной Рады

Повестка Верховной Рады охватывает широкий перечень вопросов, требующих изменений в...

Представитель Зеленского в Раде: у нас нет единой...

Около 20 или даже больше статей не имеют окончательно точной юридической редакции

Зеркало Конституции

День рождения Конституции Украины — грустный праздник. Причина в удручающем...

Бабы побежали. Кобылы остались?

Получается, мир — это цель Кремля? А какова цель г-на Кириленко? Как мы поняли, «за...

Сломать систему власти

Первоочередным шагом президента на нелегком пути реформирования Украины может быть...

Загрузка...
Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Валерий
21 Августа 2019, Валерий

"Предлагаемые законодательные новеллы стали бы более значимым свидетельством перед всем миром гуманизма, социальной ориентированности и принадлежности украинского государства к христианской культуре Европы, чем любые сугубо политические реформы."
Всё о чём говорит автор важно и нужно . Это бесспорно и всё же есть пункт , который в настоящий момент превалирует над остальным . Самая главная задача , требующая решения по предвыборным обещаниям Зеленского - прекращение боевых действий на
Юго - Востоке Украины . А ведь пока идут даже не бои , а всего лишь обстрелы , появляются новые инвалиды . А этот архиважный и нужный вопрос отодвигается на задний план , забывается и замыливается . Заботы об улучшении Конституции не дают
заботиться о человеческих жизнях .

- 10 +
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка