Государственный переворот ли?

19 Сентября 2019 3 5

После  недавних президентских и досрочных парламентских выборов в Украине в активную работу включились новоизбранный президент, парламент, сформированное ими новое правительство. Форсированно комплектуются управленческие структуры во всех сферах государственной жизни в центре и на местах, что сопровождается тотальной сменой состава руководящих кадров.

Радикальные шаги новой администрации, характер действий по выстраиванию жесткой властной вертикали, проявляемые при этом поспешность и суетливость  дают повод некоторым обозревателям утверждать, что президентом и его политической силой -- партией «Слуга народа» -- итоги выборов используются для совершения государственного переворота. 

В политологии переворотом обычно принято считать внезапное, 

часто насильственное свержение существующего правительства группой заговорщиков, путчистов. В отличие от революции  -- фундаментального, необратимого (в случае успеха) изменения установленного в государстве порядка, или, как ещё говорят социологи, его социальной матрицы --  перевороты не приводят к смене общественно-политического строя, экономической системы, социальной структуры и культурных ценностей, 

редко меняют фундаментальную национальную социальную или экономическую политику. 

К слову, такими в конечном итоге оказались и события 2003--2004 

и 2013--2014 гг., высокопарно названные революциями: первая  - «помаранчевою», вторая – «революцією гідності».

Хороша «революция» с таким названием, если время после её свершения  --  более пяти лет! --  оказалось одним из самых трагических периодов в истории Украины!

Власть  в стране действительно кардинально поменялась. Происходит полная смена поколений. Ключевые позиции в органах государственной власти заняли, в т.ч. составили монобольшинство в Верховной Раде, 

в правительстве  представители президентской  партии, которая, собственно, ещё только создаётся. 

Но все это произошло не в результате заговора и насильственных действий, а в итоге выборов, которые состоялись, как принято считать, без особых нарушений избирательного закона.  Общественно-политический строй, экономическая система в стране, её кланово-олигархическая основа, внешнеполитическая ориентация  не поменялись. Так что говорить о государственном перевороте в Украине касательно смены власти нет оснований

Но толки  о перевороте возникают не на пустом месте. Они вызваны тем, что усилия президента, его команды сосредоточиваются в основном 

на концентрации в руках главы государства все больших полномочий, укреплении власти и создании прочной опоры в имеющих важное значение государственных структурах (комплектование парламентских комитетов, правительства; подчинение президенту Национальной гвардии, выведение её из сферы влияния министра внутренних дел  Авакова, которого президент Зеленский, судя по всему, вынужден был оставить, возможно, на какое-то время, в составе Кабмина; прекращение полномочий и переизбрание всего состава Центральной избирательной комиссии; замена глав госадминистраций  в регионах; перезагрузка кадров в правоохранительных органах , прежде всего в Службе безопасности и прокуратуре -- через сложение полномочий всеми ее сотрудниками и др.). Причём решаются эти вопросы в спешке, порой с отступлениями, скажем деликатно, от установленной законом процедуры. 

Конституционных полномочий  «не хватало» всем предыдущим президентам, практически каждый из них пытался  по-своему «откорректировать» Основной Закон страны. В. Зеленский же, судя по его первым шагам, стремится  решить «проблему с полномочиями» в самом начале своей каденции. То, что он начал с прекращения полномочий опасно деградированного, утратившего доверие общества парламента, с продвижения законов об ограничении неприкосновенности народных депутатов, с урегулирования порядка  импичмента президента, сокращения количества депутатов Верховной Рады, с уголовной ответственности за незаконное обогащение  и ряда других подобных вопросов, которые  до этого многие годы использовались в спекулятивных, популистских целях, одобрительно воспринимается большей частью общества, способствует сохранению президентом высокого имиджа. 

Зеленский торопится. И к этому его понуждает ряд факторов. При всей значимости приведенных выше вопросов основную массу наших людей волнуют другие, более насущные для них проблемы -- осуществление обещаний, которые давались во время избирательных кампаний, прежде всего относительно прекращения кровопролития на востоке страны, нормализации отношений с северным соседом, снижения непосильных для десятков миллионов соотечественников жилищно-коммунальных и других тарифов, реальные результаты в подавлении коррупции, борьбе с преступностью, улучшении положения в здравоохранении. 

Выполнять такие обещания непросто.  Тем более в условиях огромного дефицита подготовленных кадров и фактического уничтожения профессионализма в управлении практически всеми сферами государственной жизни.

Оправдает ли себя в этих условиях ставка на людей, которые воспитывались в духе оголтелого антикоммунизма и антисоветизма, зоологической русофобии, приобретали специальность, формировались в зарубежных учебных заведениях и фирмах, не имеют опыта работы в отечественной экономике, -- большой вопрос. 

Какой плодотворной работы ожидать, скажем, от новоназначенного министра образования и науки, которая к науке не имела отношения, а свою деятельность на высоком государственном посту на ниве просвещения начала с заявления о необходимости полностью освободить украинскую школу от «негатива советской школы», которая-де «была  пронизана страхом перед всеми (?!). И эта чушь говорится о советском образовании, которое было образцом для многих стран, в т.ч. для очень развитых, которое создало предпосылки для развития советской науки, в частности, её важнейшей составной части -- украинской науки, занимавшей передовые позиции в мире.

И такой министр в новом правительстве не один.

В случае же неудачи обещанных трансформаций уникально высокая поддержка общества может так же обрушиться, как и возникла. Уже первые голосования в ВР породили опасения относительно удержания целостности и сплочённости огромной, состоящей преимущественно из неопытных депутатов пропрезидентской фракции. 

К тому же новой власти  агрессивно противостоят политические банкроты, группирующиеся вокруг Порошенко, стремящиеся к реваншу.

Речь идёт об угрозе реального, притом не бескровного государственного переворота. Активизацию этих сил можно видеть  на примере поведения членов фракции «Европейская солидарность» в парламенте, тон в которой задают такие оголтелые ястребы, как И. Геращенко, экс-спикер А. Парубий, к ним вскоре может присоединиться только что уволенный с поста руководителя пресловутого Института национальной памяти  В. Вятрович. Среди захватчиков парламентской трибуны  мелькал, как неприкаянный, и Порошенко. Подобное поведение должностного лица такого уровня  трудно было бы представить в по-настоящему демократической стране.

Причём дело не ограничивается недостойными цивилизованного общества выходками, перенесёнными из практики прежнего состава ВР: Зеленскому  адресуются неприкрытые угрозы на случай, если он «поведёт себя не так». Ими сопровождается поднятая  сторонниками «партии войны» истерика в СМИ в связи с тем, что украинская сторона во время обмена удерживаемыми лицами передала России «того, кого нельзя было выдавать». На страницах одного читаемого еженедельника прямо пригрозили «Зе!команде»: ей, мол, надо прислушаться (к тем, кто не приемлет политики «всё ради освобождения»), «если ей не хочется вдыхать на Банковой запах пылающих шин» (!). Напомню, что впервые такая угроза прозвучала с трибуны ВР из уст тогда ещё спикера Парубия. А «поджигатели шин», по имеющейся информации, уже наизготове. Если власть не укротит «порохоботов», они её съедят. Как говорили древние, «не погнетши пчёлы, мёду не едать». 

Неизвестно, какую позицию займут олигархи, которым принадлежит реальная власть в стране, прежде всего в экономике. Сейчас они заняты укреплением своих  позиций в местном самоуправлении 

в связи с созданием объединённых территориальных громад и предстоящими выборами в местные советы, особенно в городах-миллионниках -- Киеве, Харькове, Днепре и Одессе. 

Нельзя сбрасывать со счётов и позицию зарубежных «доброхотов», стремящихся не допустить нормализации отношений нашей страны

 с «агрессором». Ведь ни для кого не секрет, что «независимая» Украина продолжает оставаться под внешним управлением. Её политику -- 

и внутреннюю, и внешнюю -- по-прежнему определяют США, Европейский Союз,  НАТО. Американские чиновники и сегодня, как при Порошенко, позволяют себе бесцеремонно диктовать украинским властям, какой генеральный прокурор их устраивает, какой -- нет, какие реформы и как их осуществлять, какие тарифы вводить. 

К тому же непростые процессы происходят в Европе, лидеры, политики

 и деловые круги ведущих  государств которой все более разочаровываются в действиях украинского руководства, выражают озабоченность  его отношением к выполнению  Минских договорённостей. 

Нетрудно представить, какие  усилия и дипломатическое умения требуются в этой обстановке от Зеленского, чтобы идти на контакт с Путиным, что позволило совершить обмен удерживаемыми лицами, что было воспринято в мире как важный шаг на пути урегулирования конфликта на востоке Украины. 

И это не единственный вопрос, в поисках решения которого президенту приходится лавировать ради недопущения нового опасного обострения обстановки в обществе. Скажу откровенно: когда слышу некоторые взаимоисключающие заявления Зеленского по одним  и тем  же вопросам, я не могу определиться, когда он настоящий. Что  ж, таково время, в таких обстоятельствах приходится работать новой власти. Серьёзным испытанием для украинского президента станет его первая личная встреча с президентом Трампом.

Есть  и другие проблемы, позиция относительно которых, занимаемая командой Зеленского, меня все больше убеждает в том, что её приход

 к власти был не государственным переворотом, а реализацией основательно продуманного, всесторонне подготовленного и мастерски осуществленного проекта. Его цель -- заменить надоевшего и опостылевшего украинскому обществу Порошенко, но сохранить направленность проводившегося им политического курса, довести до конца то, что он не смог сделать, а именно: завершить «большую» приватизацию, включая передачу в частные руки стратегически важных объектов, отмену моратория на открытие рынка земли, осуществление непростой административно-территориальной реформы. Зеленский стремится это совершить, не считаясь ни с преобладающими в обществе настроениями, ни с Конституцией и другими законами, причём ещё до конца нынешнего года. Кто больше всего заинтересован в этом, хорошо известно. Под эти намерения были заранее подготовлены десятки законопроектов, которые поспешно, зачастую в нарушение нарушая Регламента, принимаются без всестороннего обсуждения и необходимой доработки. 

Под эти действия, чреватые, по мнению авторитетных учёных 

и политиков, крайне отрицательными для Украины последствиями, подводится политика либертарианства -- современная форма уже показавшего свою несостоятельность неолиберализма. А на помощь власти уже спешат с «украинским либеральным проектом, советами, как вывести из ступора рынок земли»,  флюгеры из числа недавних «теоретиков и пропагандистов всепобеждающего марксистско-ленинского учения», специализирующихся ныне  на критике социалистического прошлого нашей Родины. Они всячески восхваляют т.н. либеральные реформы, проводившиеся в Украине  во второй половине 1990-х -- начале 2000-х гг. При этом они уходят от анализа их последствий, замалчивают, чем на практике обернулась реализация инициированной ими «программы радикальных рыночных реформ». 

Приведу лишь отдельные факты. Прекратили существование  сотни крупных предприятий, в т.ч. имеющие стратегическое, оборонное значение. Доля обрабатывающей промышленности, где в основном создаётся добавленная стоимость, уменьшилась в ВВП страны в сравнении

 с 1990 г. более чем  в пять раз и продолжает сокращаться. В структуре отечественного экспорта львиную долю занимают металл, древесина, зерно. Отсутствие государственного контроля за использованием сельскохозяйственных земель, соблюдением научно обоснованных севооборотов привело к тому, что в некоторых областях до 25% пашни несколько лет подряд занимают посевы подсолнечника и других культур, интенсивно истощающих почву. В результате площади уникальных украинских черноземов с высоким содержанием гумуса уменьшились за 1990--2016 гг. с 36,9% до 3%. Резко сократились посевы кормовых культур. Поголовье крупного рогатого скота в Украине уменьшилось за 28 лет почти в 7 раз -- с 25,2 млн. голов до 3,3 млн. Существенно сократилось производство животноводческой продукции. В большинстве сел фактически уничтожена социальная сфера.

Известно, в сколь бедственном положении оказалась отечественная наука, получая мизерные ассигнования из госбюджета. По утверждению Всемирной организации здравоохранения, если государство выделяет на медицину менее 5% ВВП, отрасль неизбежно деградирует. В Украине эти ассигнования составляли в прошлом году 3,7%, в нынешнем -- 3,2% ВВП. 

С огромными трудностями удалось было в конце 90-х прошлого века вывести отечественную экономику их глубочайшего кризиса, в который 

она была загнана за годы правления страной президентом Кравчуком. 

Но достигнуто это было не благодаря, а вопреки навязывавшемуся либеральными «реформаторами» уводу государства из сферы экономики. Представить президента Леонида Кучму  в той обстановке эдаким либералом наивно и, по моему мнению, несправедливо. 

Новая власть заявляет о намерении добиться уже в ближайшие годы роста ВВП не менее чем 5--7% в год. Каким образом, за счёт чего надеются этого добиться, не говорится. А ведь такие «планы» строятся, исходя из того, что государство будет все меньше заниматься экономикой. 

Особого внимания требует другая важнейшая сторона в деятельности власти  -- обеспечение законности и правопорядка в стране, прежде всего соблюдение требований Основного Закона. Известно, каким было отношение к этим вопросам, к реализации и защите конституционных прав и свобод человека и гражданина при Порошенко. 

В связи с этим возникает вопрос: а есть ли вообще у нас легитимно действующая Конституция? Как известно, в Украине она была принята только в 1996 г., спустя пять лет после провозглашения независимости, позже, чем в других бывших союзных республиках. До этого многие общественные отношения в стране регулировались правовыми актами (декретами) Кабинета  Министров, которым была придана сила законов. Некоторые из них действуют и сейчас.

Принятая в обстановке острой политической борьбы украинская Конституция считалась  одной из лучших в Европе. Попытка президента Кучмы внести в неё существенные изменения не удалась, несмотря на проведённый всеукраинский референдум. 

В 2004 г.,  в ходе не предусмотренного Конституцией

 и избирательным законом  третьего тура голосования президентом был избран Ющенко. Условием его избрания явилась договоренность о внесении изменений в Основной Закон, суть которых сводилась к превращению Украины из президентско-парламентской республики в парламентско-президентскую. После прихода на пост президента Януковича по его обращению Конституционный Суд признал закон о внесении указанных изменений  не соответствующим Конституции

 и утратившим силу. А после переворота 2013--2014 гг. Верховная Рада, превышая предоставленные Конституцией полномочия, своим законом отменила решение Конституционного Суда. 

Так какой Основной Закон сегодня является легитимным?

На Конституцию замахивался, стремясь расширить свои полномочия,

Порошенко. Теперь изменения  в нее вносятся по предложению Зеленского. 

Какой бы ни была Конституция, важнейшее значение имеет то, 

как она соблюдается. К сожалению, такого пренебрежения Основным Законом, как в Украине, трудно представить в государстве, которое объявляет себя демократическим, правовым, социальным. И это касается важнейших вопросов жизни страны, признанных в мире, называемом демократическим, прав и свобод граждан. Примеров на этот счёт можно привести множество. Остановлюсь лишь на некоторых.

Статья 22-я (часть третья) украинской Конституции устанавливает, что при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Это требование было явно проигнорировано, например, при повышении возраста для выхода на пенсию.

Статья 49-я обязывает государство создавать условия для эффективного  и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. 

В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь должна предоставляться бесплатно, причём существующая сеть таких учреждений не может быть сокращена. Это требование бесцеремонно нарушалось практически при всех президентах. 

Что касается бесплатной, общедоступной медицинской помощи, какой она была при Советской власти, миллионы наших граждан могут о подобном только мечтать. 

Грубейшим, притом циничным нарушением Конституции явилось включение в неё, без проведения Всеукраинского референдума, положения

о намерении Украины вступить в Европейский Союз и в НАТО. Оно противоречит Декларации о государственном суверенитете Украины, 

в которой был закреплен курс на утверждение её внеблокового статуса. Верховная Рада Украины, осуществляя Декларацию (это очень важно отметить), принял Акт провозглашения независимости Украины, одобренный всенародным голосованием. Руководствуясь им, парламент принял Конституцию Украины -- её Основной Закон.

Впрочем, Порошенко даже бахвалился тем, что «с помощью своих советников нашёл способ, как внести изменения в Конституцию, не проводя референдум». 

В нарушение Конституции, закона об обороне Украины и ряда других Вооруженные силы страны были привлечены к участию в т.н. Антитеррористической операции -- подавлении протестных выступлений жителей Донбасса против беззаконий, творимых национал-радикалами.

До полутора десятка статей Конституции нарушают (по заключению правовых управлений аппарата ВР) пресловутые законы о декоммунизации и люстрации, на основании которых порошенковская власть пыталась запретить деятельность Компартии Украины, бездоказательно и безосновательно обвинив её в сепаратизме и пособничестве терроризму. В нарушение Конституции партия, не будучи ещё юридически запрещена, не допускается до выборов. Её офис разгромлен, печатный орган запрещён. Фактически запрещена коммунистическая  идеология. 

И это в стране, лидеры которой кичатся демократизмом, а в её Основном Законе (статья 15-я) говорится об идеологическом многообразии (плюрализме), на котором якобы основывается общественная жизнь в Украине, о том, что никакая идеология не может признаваться государством в качестве обязательной, а также о запрещении цензуры.

К сожалению, против пренебрежения Конституцией не только не выступали, но сами многократно ее нарушали те, кто согласно 

конституционному статусу должен стоять на её страже, -- президент, Конституционный Суд, Кабинет Министров. Слабо поднимают свой голос

учёные-юристы.

Факты вольного, скажем так, обращения и новой администрации с Основным Законом, с процедурой законотворческого процесса под предлогом «политической целесообразности» вызывают озабоченность в обществе. Высказываются не лишенные оснований опасения относительно превращения режима, установленного под лозунгами преодоления беззаконий времён Порошенко и других предшественников, в авторитарную диктатуру. 

Хотелось бы верить в искренность публично выраженных намерений Владимира Зеленского не допустить такого развития событий, построить Украину как «страну возможностей, где все равны перед законом, где есть честные прозрачные правила игры». К сожалению, пока не всё в практике новой власти отвечает этим обещаниям. Многими народными депутатами высказываются замечания относительно несоблюдения в ряде случаев требований закона о Регламенте ВР, неровного отношения к депутатскому меньшинству, что воспринимается особенно остро в условиях монобольшинства пропрезидентской фракции в парламенте.

Крайне негативно сказывается фактическое отсутствие в депутатском корпусе левого крыла, которое выражало бы интересы людей труда. Да и вообще в плане декларируемой в украинской Конституции свободы реальной оппозиционной деятельности, которая не сводилась бы только к борьбе за доступ к «хлебным» должностям, ничего не изменилось. Продолжается судебная расправа над Компартией. Годами томятся в застенках правоохранительных органов многие обвиняемые  в государственных преступлениях, чья вина не доказана. Уже при новой власти Минюст и СБУ потребовали в судебном порядке прекратить выпуск всеукраинской общественно-политической «Рабочей газеты». 

Порой можно слышать, что «у Зеленского не дошли руки до этих вопросов». Дойдут ли? И какой будет его реакция?

Жизнь приносит всё новые подтверждения тому, что справедливость, подлинная свобода и равноправие могут быть обеспечены только сменой общественно-политического строя, переходом власти в руки достойных представителей трудового народа.

загрузка...
Loading...

Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 3
Войдите, чтобы оставить комментарий
Владимир Теренин
20 Сентября 2019, Владимир Теренин

Вопросительный знак в названии статьи ясно показывает всю порочность взглядов этого "коммуниста" на события происходящие в стране. Лучше бы озадачился вопросом насколько легитимна власть нынешняя, пришедшая с подачи прежней узурпаторской.

- 4 +
Валерий
21 Сентября 2019, Валерий

Если слово "коммунист " относительно автора , вы ставите в кавычки , то кто же для вас истинный коммунист : может быть Кравчук или Ющенко , а может Янукович и много , много
других коммунистов- предателей ? Поделитесь своим тайным знанием .

- 6 +
Владимир Теренин
21 Сентября 2019, Владимир Теренин

Коммунист ставлю в кавычки относительно этого конкретного "товарища". Если представленные Вами и иже с ними предатели просто обывательские оборотни-приспособленцы, то с симоненковской камарильей руководства КПУ сложнее. Эти "коммунисты" своим руководством фактически развалили коммунистическое движение на Украине и привели партию к позорному разгрому. Страшнее то, что и сегодня они своими якобы коммунистическими проявлениями вводят в заблуждение многих идеологически слабо подготовленных (тоже их усилиями, ибо они уничтожили всякое обучение в партии) людей и не позволяют тем объединиться в новое движение. Вот и получается, что благообразный старичок крючков (+ симоненко + голуб + мартынюк + александровская и т.д.) предатели похлеще многих выше перечисленных. И здесь нет никаких тайных знаний, а есть просто знание истории, которую, как они, видимо, полагают, уже все забыли и им все простили.

- 4 +
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка