Дело майдана живёт и побеждает!

30 Декабря 2019 3 4.8

Красноречивое тому свидетельство – напрочь расколотая страна: на друзей и врагов, своих и чужих, соратников по эту сторону баррикад и объектов ненависти – по другую.

Будто верховой пожар в лесу-сухостое, стремительно катится опаляющий людские души вал нетерпимости и неприятия всех, кто иначе мыслит, говорит, молится, самоопределяется. Опускаясь всё ниже – до самых корней общества, превращая его в выжженную пустошь. Во всех сферах: от идейно-политической ориентации до персонального отношения к мыслям и чувствам «ближнего».

Договариваться или давить?

Вашего покорного слугу, немало повидавшего на своём веку, потрясли результаты массового опроса слушателей на популярном радио «НВ» касательно судьбы соотечественников из «неподконтрольных территорий» после их возвращения в лоно Украины. Так, за разумную политику перевоспитания «отделенцев» высказалось 8,5% проголосовавших. Проведению широкой амнистии, кроме преступлений против человечности, отдали предпочтение 19%. А вот за протягивание ВСЕХ «блудных сынов» (независимо от обстоятельств их пребывания в ОРДЛО) через жёсткое сито проверок на лояльность с уголовной ответственностью, включая тюремное заключение, поражение в гражданских правах, конфискацию имущества, – 72,5%!

Нет чтобы пораскинуть мозгами и вспомнить Золотое правило Спасителя: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. В частности, как бы сами «суперпринципиальные сограждане» вели себя, волею судеб оказавшись на месте большинства т.н. «сепаров» в зоне боевых действий и не имея возможности либо не решаясь бросить всё нажитое – дом, хозяйство, обстановку, привычный образ жизни? Тем паче в глубине души надеясь, что военное безумие раньше или позже закончится, а начинать всё сызнова – уже нет ни сил, ни возможностей, ни времени…

Ещё более разительные результаты дал опрос слушательской аудитории касательно отношения к наличию в конфликтном регионе особого статуса управления. Что, казалось бы, диктуется чрезвычайными обстоятельствами и острой потребностью скорейшей ликвидации губительных последствий необъявленной войны – в соответствии с общепринятыми мировой практикой шагами по реанимации пострадавших от кровопролития мест. Ан, нет! По мнению абсолютнейшего большинства радиослушателей, всё должно быть с точностью до наоборот: за пролонгацию годичного «особостатусного» закона – 6%, за «прощение грехов» – вообще 2%. Зато 92% – категорически против малейших управленческих «привилегий»! Как, впрочем, и к венгерским претензиям в отношении «порошенковского» языкового и просвещенческого законодательства: 8% – игнорировать «вмешательство в наши внутренние дела», 9,5 – прислушаться и откорректировать спорные моменты. При 82,5% – никаких уступок, а в ответ дипломатически и политически давить на Венгрию!

Назови человека сто раз свиньёй…

Чего же тогда поражаться повсеместному охлаждению отношений с соседними государствами, имеющими в Украине национальные диаспоры, почувствовавшие себя ущемлёнными в праве на обучение и пользование родной речью? Неужто у нас мало ЖИЗНЕННО важных проблем – в экономике, экологии, социальной политике, общественных отношениях, нежели принудительно «равнять под себя» коммуникацию сограждан-«инородцев»?!

Но что самое печальное – недальновидные поползновения с треском обанкротившейся на президентско-парламентских выборах майданной «элиты» находят продолжение и поддержку не только у восторжествовавших Зе-либералов, но и, судя по приведенным данным, у широкого круга «пересічних українців», которые склонны устроить столь жаркий приём «отбившимся от стада» соотечественникам. Нетрудно предугадать ответную реакцию…

На ум приходят горькие шевченковские строки: «Село неначе погоріло, Неначе люди подуріли. Німі на панщину ідуть І діточок своїх ведуть!» На духовное заклание к вечно вчерашним ура-патриотам, присвоившим себе монополию на истину в последней инстанции и действующим по отработанному веками циничному сценарию: разделяй (доверчивых земляков на своих – чужих) и властвуй (над теми и другими). Грустно. Обидно. Досадно. Ежели не опомнимся, не стряхнём со своих душ, вконец зазомбированных лукавой, беспринципной пропагандой нетерпимости ко всему чужому, худо нам придётся -- превратимся в пожирающих друг друга пауков в банке!

Ну куда подевалась традиционная наша взвешенность, толерантность, рассудительность да и просто христианская «любовь к ближнему», понимание безальтернативности нахождению взаимоприемлемых компромиссов даже с самыми недоброжелательными оппонентами?! Уж не повредились ли мы рассудком под шквалом агитационно-пропагандистского «бешенства», ежедневно подпитывающего воинствующую нетерпимость? И впрямь, как тонко подметил Максим Горький, назови человека сто раз свиньёй – он того и гляди захрюкает…

Дух времени или отрыжка толпы?

Вот и разливается мутным селевым потоком «хрюкающая» психология душами вконец дезориентированных, отчаявшихся и озлобленных на всех и вся земляков, хитромудно направляемая «сверху» на такую же сермяжную голь, науськиваемую тамошними политиканами. Нет чтобы обоим сцепившимся за чуждые интересы драчунам дружненько «показать кузькину мать» истинным виновникам трагедии – недальновидным атаманам, нарванным ксенофобам да зарабатывающим на крови дельцам…

А то ведь до маразма доходит: малейшая попытка здраво, трезво разобраться в причинах отечественного коллапса и предложить рациональные пути выхода из самоубийственного кризиса встречается в штыки простыми же согражданами. Вроде сердитых, раздражительных комментаторов, уничижительно реагирующих на высказываемые автором этих строк соображения. Что это – «революционный» дух времени или отрыжка искусительного беса самопожирания орущей, беснующейся толпы, бесцеремонно качающей свои права? Всё напрочь отрицающей, порицающей, оскорбляющей и нич-ч-чегошеньки не предлагающей в качестве разумной альтернативы!

Право же, за более чем сорокалетнюю публицистическую практику не приходилось сталкиваться со столь нигилистическим отношением к пусть трижды нелюбому и отвратному визави. В чём только ни обвиняют меня все эти Викторы, Валерии, Николаи и прочие фантомно анонимные na-derevnyu-dedushke: в бесплодном фантазёрстве, наборе красивых слов при изначально ложных посылах, нетерпимости к волеизъявлению крымчан, донбассовцев и даже «изложении русского синтаксиса украиноязычными словами».

А вообще, искренне жаль жёлчных «ниспровергателей», за неимением собственных дельных мыслей получающих сомнительное удовольствие от обгаживания посторонних. Подобно тому, как в стаде коров самыми бодливыми оказываются бесплодные, яловые…

Увы, предостерегающие голоса обеспокоенных сограждан тонут в барабанно-воинственной трескотне скупленных на корню олигархами массмедиа. И всё же лучики света нет-нет да и освещают наше духовное пространство. В частности, одна из первых попыток системного анализа украинской драмы предпринята в выпущенной запорожским издательством ТОВ «КСК-Альянс» тонкой (всего три с половиной десятка страниц), но очень ёмкой брошюре уже покойного профессора, доктора философских наук, академика Академии высшей школы Украины, известного прозаика и общественного деятеля Виталия Ивановича Воловика «Три извечных вопроса».

В поисках белых и пушистых

Вы уже, очевидно, догадались о предмете разговора: кто виноват? Что делать? С чего начать? И впрямь, чья ответственность за трагическое «усыхание» страны (Крым, пол-Донбасса), бездну беженцев, убитых, искалеченных с одновременным скатыванием к числу стран-изгоев? Первыми, на кого услужливо показывают всё знающие политтехнологи, – конечно, на «підступних, зажерливих» северо-восточных соседей.

По мнению же автора брошюры, всемерно отстаивая свою независимость, нам не следует забывать и о самокритике: «Разве не повинны практически все президенты, все составы правительства в том, что не хотели слушать голоса крымчан и трудящихся Донбасса, неоднократно сигнализировавших о своих проблемах? Как не вспомнить грозное обещание едва успевшего вступить в должность спикера парламента и исполняющего обязанности президента Турчинова ликвидировать автономию Крыма… А достойное бульдозерного упрямства стремление силовыми методами, административно решать языковую проблему, вопросы расширения прав регионов?» (стр. 7).

Не скрою: мне, этническому украинцу, обидно читать такое о единоплеменниках. Но вправе ли оспорить? Увы. Когда же осознаем простую истину: силовое принуждение инакомыслящих, полиэтничных, разнокультурных сограждан – путь в никуда! Нужно искать пути к взаимопониманию, примирению, а ещё лучше – к сотрудничеству в достижении общего блага.

Трудно не согласиться с другим тезисом: «Став титульной нацией, украинцы обрели не только великое благо, но и огромную ответственность» (стр. 9). Как и с малоприятным, но объективным напоминанием о первичности собственных просчетов. А власть предержащие имеют большой соблазн списать персональные ошибки, просчёты и заблуждения на «злих воріженьків» В чём, собственно, и состоит отличие истинной любви к родной земле от её ура-патриотического «кривого зеркала»: первая причины своих бед начинает искать в себе, а второе – в кознях внешних злоумышленников.

«Загляни в стекленеющие глаза умирающего солдата…» 

Кстати, в мировой истории практически все межгосударственные столкновения начинались с внутриобщественных раздраев, неодолимо искушавших лёгкой поживой более стабильных соседей. Задумаемся: как бы действовали те же «новобратские» поляки, вспыхни на их прежних «восточных кресах (землях)» – Западной Украине – сепаратистский «костёр» под стать крымско-донбасскому? Ведь до сих пор в Польше печатаются политические карты, где эти самые «кресы» отражены в довоенных государственных кордонах Речи Посполитой! Выходит, не оставляют-таки надежды вернуть утраченное…

А чего стоит «ползучая экспансия» Румынии и Венгрии, в одностороннем порядке, вопреки украинским законам, предоставляющих нашим соотечественникам своё гражданство. Возникни на Буковине или в Закарпатье серьёзная заварушка национального толка – и защитники прав человека тут как тут: не дадим своих в обиду! Так что имеем один выход – мирное улаживание «внутрисемейных» конфликтов.

Тогда не рискнёт сунуться никакой пришлый «доброжелатель». Стоит ли и дальше испытывать справедливость высказанной ещё Бисмарком истины: «Всякий, кто хоть раз заглянул в стекленеющие глаза солдата, умирающего на поле боя, хорошо подумает, прежде чем начать войну». Аналогичные покаяния можно найти у многих выдающихся государственных деятелей, трагически осознавших бесперспективность силового решения общинных споров. Сказано же в Святом Писании: царство, разделившееся в себе, нежизнеспособно…

«Резервы» бесхозяйственности и воровства в законе

Вот и получается, что, по горестному заключению запорожского исследователя, мы на своей Родине по сути лишены… Отечества. Ведь первое даётся родителями да Господом, а второе охватывает и государственную систему всеобъемлющей (духовной, социальной, имущественной, наконец, физической) защиты граждан. Каковая, согласитесь, опущена ниже плинтуса.

Сколько уж твердилось о необходимости детенизации украинской экономики, включая набившую оскомину выдачу зарплат в конвертах, что едва не удвоит нищенствующий госбюджет? Но воз и ныне там. Как и налоговые «ямы» для олигархов, позволяющие тем получать сверхприбыли. А процветающая коррупция, кумовство, тендерные откаты, контрабанда, таможенные и офшорные «окна», куда, по оценкам экспертов, ежегодно улетучивается до трёх и более десятков миллиардов, то бишь ещё половина недополученных в казну поступлений…

Да с реализацией таких «резервов» нам на дух не нужны заводящие в беспросветную кабалу иностранные займы и унизительное выклянчивание помощи по всему свету! Что уж говорить о нарастающей утечке «мозгов» и «мышц», сиречь повальном бегстве на Запад наиболее деятельных сограждан. Одновременно первостепенной задачей «европеизации» было, напомню, поставлено – о, ирония! – введение безвизового режима для стремящихся, но пока не имеющих возможности, «слинять» за кордон.

Кто же тогда вообще останется? Разве что старый, малый да кволый, на которых скопом свалятся все тяготы прозябания в придонном слое не только континентальной – общемировой цивилизации. Не пора ли опомниться?

Правоохранители прокомментировали обыски в Музее...

Служба безопасности Украины подтвердила факт проведения обысков в помещениях...

ГБР объявило подозрение двум экс-судьям за аресты...

Следователи управления по расследованию преступлений, совершенных в связи с...

В ГБР предлагают отменить амнистию участникам...

Исполняющий обязанности главы Госбюро расследований Ирина Венедиктова выступает за...

ГБР открыло еще одно "дело Майдана"

Государственное бюро расследований возбудило новое уголовное производство в рамках...

Закон о религиозных общинах раскалывает Черногорию

26 декабря полиция перекрыла центральный район столицы Черногории в попытке сорвать...

Парижский саммит – послесловие

Зеленский и его коллеги-руководители, пожалуй, нуждаются в более качественном...

Победа глубинного государства над глубинным народом

Картина мира Байдена понятнее евроатлантическим элитам. Отсюда – парад...

Запад — юго-восток: противостояние продолжается?

В нашей стране не все понимают, что украинский язык, занимающий свою нишу среди языков...

Кто реально правит миром?

Подавляющее большинство украинских граждан, как и многие люди в мире, с большим...

Три года и один час

апелляционный административный суд г. Киева поддержал апелляцию Украинского...

О шансах вернуть Крым военным путем

Успешное завершение операции по возврату полуострова может стать реальностью, когда в...

Комментарии 3
Войдите, чтобы оставить комментарий
Валерий
30 Декабря 2019, Валерий

Просто считаю необходимым - так как упомянут автором в негативном контексте -
высказаться . Комментаторы , такие - сякие , вместо того чтобы истекать всепрощением и взаимопониманием , пытаются спорить и отстаивать своё понимание мира и текущих
украинских процессов . А ведь автор при всех призывах к взаимопониманию не желает
понять мнение комментаторов , отстаивающих свою идентичность , не желающих
превратиться в " иванов , родства не помнящих ". В том- то и дело , что я помню своего
отца , воевавшего в советской армии с гитлеровцами , пособников которых прославляют
в современной Украине . Тем более я помню ,что это МЕНЯ , понимаете , меня ,
обстреливали ваши нацики в 14- 15 гг.в городе Донецке и просто по счастливой случайности я и моя семья живы . И вынужден ещё раз напомнить автору , что не мы устроили майдан , не мы послали армию на города центральной и западной Украины ,
не мы прославляем фашистских коллаборантов и нынешних АТОшников . Вина развязывания войны целиком и полностью лежит на правящих кругах Украины , в том
ряду на значительном числе украинских интеллигентов . Мы , которых автор обвиняет
в нежелании смириться , всегда и во всех случаях действовали и говорили только
вослед и никогда первыми . А в каком городе жил автор в 14- 15гг. и было ли ему
комфортно и хорошо ли ему спалось по ночам ? Мне в эти годы было очень плохо во
всех отношениях .

- 33 +
na-derevnyu-dedushke
30 Декабря 2019, na-derevnyu-dedushke

У меня серьёзный вопрос к автору этой статьи. Тем более, мои возражения он изволил отметить в её тексте, оказав мне, безусловно, большую честь.
А серьёзный вопрос у меня вот в чём. Уважаемый, автор, извольте сказать: люба’я критика ваших положений, тезисов априори становится – желчной? Ещё из первых ваших упоминаний заметил: не понимают, не принимают, хают, ругают, ничего не предлагают взамен комментаторы. И у меня возникло ощущение: что картина мира у автора – включает в себя «негативно настроенных» комментаторов. Понимаете различие между реальным существованием «желчных авторов», у которых «в отсутствие собственных концепций» (!) единственная потребность (?) решительно «поливать» соображения и измышления Вас как автора колонки (?!) – и воззрением интеллигентного человека, что такие люди «окружают» его творчество, его соображения, его труд.
Извините, но негативное восприятие критики у Вас, на мой взгляд, заложено как методический постулат понимания оценки ваших творений. Как и склонность видеть в людях (читателях 2000!) «врагов света».

Позволю себе изложить суть претензий к статьям, исходящим из-под Вашего пера. Делаю это, во-первых, потому что Вы сами в статьях искали отзыва (не пишут, окаянные: писатели – пишут, читатели – читают, а не дискутируют, мол; видите, Вы тогда ещё были предубеждены как автор против читателя: и в первом, комментарии, я ответил – была бы мысль, ответчики найдутся). Во-вторых, чтобы показать, Вам или непредубеждённому читателю, которому, может, делать нечего читать к статье ещё и комментарии, насколько критика Ваших сочинений сводится к полной неуважения (Вас – как автора к своим читателям) «желчности».

1. Неясный экономико-социальный посыл.
Вы не даёте читателю своего понимания, каким образом будет происходить то перераспределение общественных благ, которое ляжет в основу умеренного взаимоотношения между гражданами в обществе. Как человек, родом из советского времени, Вы, должно быть, представляете, что именно общественно-экономическое перераспределение – основа общественного консенсуса. 99% авторов не задаются вопросом «экономико-социальных предпосылок общественного переформатирования» (только 2000% всерьёз, по-моему, этим не грешит из украинских) – и потому не получают отзывов (явных и неявных) на свой труд.
2. Иллюзия народного совестливого совершенствования.
Истекает из первого. Вы достаточно хорошо «бьёте в набат», вызывая честный люд на сбор. Но взываете (собравшихся) к пробуждению скрытых резервов морали и нравственности, ума и воле, духовной и физической силе. Но совершенно не даёте понять, зачем, на Ваш взгляд. И отсюда вывод – у вас иллюзия (или воззрение, более нейтрально) – что проснувшаяся совесть способна творить чудеса.

Тут, надо сказать, во-первых – вся система буржуазного управления массами строится на заострении, стимулировании, вызывании к жизни – умственных, духовных, интеллектуальных, физических сил людей – на поверхность. На эту постоянную и беспрестанную «чесотку» непонимания, не дающую возможности сконцентрироваться, скоординироваться н чём-то важном, представляющим конкретный, важный, общественный интерес – каждой отдельной личности. И Ваше взывание к тем же качествам – т.н. «просыпающейся совести» - простите, н при таком взгляде – просто кустарная поделка против многосотнемиллионной структуре реального манипулирования т.н. «совестью».
95% авторов (2000 опять, позволю себе сказать, здесь исключение) – лезут в совесть, чтобы разбередить и внушить близлежащую мысль. И Ваша концепция «набата для хороших людей» тут в общем – рядом. Набат есть, сход есть – а зачем собрались? Проповедь послушать, в меру вдохновенную в зависимости от настроения автора?
Кроме того, концепция «пробуждённой совести» ещё особенна тем, что видит народ бессовестным. Напомню, Ваши комментаторы, в Вашем изложении – ограниченные, неблагодарные люди. (Которые пишут Вам по Вашему же призыву). Может, уместней их воспринимать за совестливых людей, которым – п.1. – более располагает излагать мысли реального обустройства, а не «пролегомены» к будущей успешной стране?

3. Ответ на украинский на русском синтаксисе.
Не кажется ли Вам, что вопрос «ужасного» владения украинским языком в массах связан с тем чудовищным гермафродитом-уродом Франкенштейном, который рождается от неискоренимости русскоязычного мышления – с навязанной потребностью изъясняться на украинском языке? По-моему, как проблемная такая мысль вполне имеет право быть высказанной.
Тогда, так уж оказалось, Ваша статься на украинском была выполнена по тем же лекалам. Мысль по-русски – транслитерированная украинским лексиконом.
Вашу сегодняшнюю статью предваряют слова: «Будто верховой пожар в лесу-сухостое, стремительно катится опаляющий людские души вал нетерпимости и неприятия всех, кто иначе мыслит, говорит, молится, самоопределяется. Опускаясь всё ниже – до самых корней общества, превращая его в выжженную пустошь. Во всех сферах: от идейно-политической ориентации до персонального отношения к мыслям и чувствам «ближнего»». Очень похожие на писательские, и не могу не подумать: а ну, составит ли автор нечто подобное на «излюбленном» собой украинском? Образ здесь переходит в значение, эмблему, символику. Необходимость подчёркнутого ритма, периода для восприятия выделается «авторскими» знаками препинания (первая запятая, например). Значение имеет общественный смысл. Прекрасно. Настраивает на возвышенное прочтение статьи.
Сразу видно, что с русским языком автор на ты. И именно язык порой задаёт рамки ещё не сложившейся, не родившейся и едва зачатой мысли. Надо ли говорить, что украинские тексты… мягко говоря, значительно уступают в такой свободе отношения с литературно нормированным языком. И эта мысль – тоже «желчная»? Или мысль – что автор пишет на русском лучше примерно во столько раз, во сколько опыт художественного чтения на русском у него превосходит чтение на украинском. Тоже «желчная»? Или призыв – задуматься: а что если так?

Я призываю автора не искать происков врагов в окружающем его мире. На мой взгляд, это снижает качество преподаваемых им материалов (потому что вступает в полемические отношения не с тем, чем нужно). В конце концов, мысль, им же высказанная, - что когда критика плотно бьёт в зубы – это потенция поднимать и писать, писать дальше – лично у меня встретила одобрение.
Прежде чем требовать «милости» у критиков, сами будьте милостивы к ней – не пытаясь угадывать в ней мастодонтов и бронтозавров, желающих «разорвать» Ваши детища – а пытаясь действительно постигать её запросы прежде чем давать ответы на «проклятые вопросы» бытия.

- 13 +
Владимир Онавамнадо
30 Декабря 2019, Владимир Онавамнадо

Видно, что у автора душа болит за страну. И ведь порядочных людей большинство в Украине потому не понятно, как сотня грантоедов сумела зомбировать украинцев, что они забыли свои корни на своих потомков вопят-"кляти москали" и зигуют во славу госдепа.

- 33 +
Авторские колонки

Блоги

Ошибка