«Если не я, то кто же». Осмысление становления

№47(931) 22 — 28 ноября 2019 г. 20 Ноября 2019 4 2

В контексте названного нам интересно узнать, каким же образом описанные события могли лечь в идеальную структуру идеализма Зеленского, т. е. каким образом пережитое отразилось в созданном идеалистическом образе, и как этот идеализм относится как к верхним слоям этого общества, так и к нижним. И по какому, собственно, отношению он, Зеленский, обнаружил себя «избранным» в рамках этого идеализма.

И хоть ответ на первых порах будет «психологичен» (и значит, субъективен), я всё же выскажу это мнение прежде всего. Сказалось много факторов, среди них и первый – что Зеленский один среди очень немногих представителей артистического цеха, кто выбрал не российскую или сугубо украинскую прописку работы, как большинство представителей буквально всех творческих профессий, а украинскую с перспективой бесспорного влиятельного участия на существенную часть рынка российского.

Если украинцы до него делились на уехавших в Россию и «поднимающих местные целины» (= региональных «продолжателей традиций»), то Зеленский стал работать, максимально включая ресурсы местных условий для достижения успеха в наднациональном масштабе.

Второй основной – что связь этой необходимой интеграции с Россией стала следствием неудовлетворённого желания первенствовать на московской земле в самом начале карьеры. В Киеве он начинал делать то, что делал бы в Москве, займи в раннем дебюте в ней достойное положение. Так как именно Москва для любого эстетического чувства является первым притяжением полно выраженной здравой амбициозности. Но в то же время Москва для гордого криворожца осталась местом непокорившейся непонятости, в которое теперь абы кем он никогда не вернётся. Делом чести перед лицом образа Москвы для него стало неслыханно состояться в Киеве так, чтобы на общем постсоюзном пространстве заявлять о себе как о значительном художественной личности.

Вот эта «психологическая» часть, бесспорно, вызывает скорее много вопросов (не столько даже в достоверности, сколько – в степени влияния на заданный статьёй вопрос идеологии). Но если попытаться объяснить, почему Зеленский не выбрал путь «уезда в Москву» или – «заняться Украиной», а в своём творчестве продолжил заданную КВН традицию наднационального юмора; и после, по отношению к Украине, уже в поздних сатирических номерах выбирал направленность скорее скептически-разрушительную, нежели подспудно «украиноцентричную» (т. е. где бы за всеми злоключениями, происходящими с народом и его управителями, стояла непорочная мать-Украина, что было бы более естественно для человека, выбравшего роль «художник Украины»), то станет понятно следующее.

Наряду с транснациональным мышлением в канве общегосударственных (с Россией и СНГ в общем) общекультурных и общесоциальных проблем именно из Киева, из своего более родного дома, чем неприветливая Москва, он и пытался состояться как сверхнациональное явление, что соответствовало бы его непримиримым персональным художническим амбициям. И в этом отношении показательно обращение к гражданам России и СНГ после избрания на пост президента Украины со словами: «Всё возможно».

Такое положение «своего среди чужих» (имеющегося москвоцентричного тяготения в художественном смысле, в отличие от окружения, живущего сугубо в украинских реалиях) и «чужого среди своих» (где в столь молодые и чуткие годы он стал отверженным, по столь ничтожному поводу, что стало необходимым доказать ошибочность этого повода) совпало с удачной конъюнктурой выбранного бизнеса на многие годы. Причем постепенное погружение в проблематику существования колосса украинского государства, увеличивающееся давление со всё большим поднятием Зеленского в социальном плане, всё более и более приближающегося к верхушкам фактической финансовой и силовой власти по времени прямо скоррелировалось с началом открыто критического отношения к этой де-факто верхушке.

Начало сатирического момента в деятельности «95-го квартала» нельзя отождествлять с какими-то остроненавидящими социально-политическими интермедиями в духе Брехта, от начала и до конца полностью изобличающих существующий строй таким образом, что это неизбежно выглядит как призыв в социальным бунтам, революции. Скорее количество узнаваемого о нравах в эшелонах власти, близких к верхним, помогло качественно в практике работы над текущим концертным репертуаром нащупать, что прикосновение к этой теме доставляет радость и удовольствие буквально всем. Начиная от народа, видящего потешную «полную правду», заканчивая самими казнокрадами, в таком откровенном демонстрировании самоё себя находивших отличную, ещё одну «невозможную» грань своего существования (коими невозможностями их жизнь и полна: в ней всё от начала и до конца неправда для обыденного представления), похохатывая над тем, что их жизнь точь-в-точь передаётся в эфире едва ли не прямой трансляцией.

Однако сатирический мотив первого периода, если и был остронаправлен, то только в контексте державинского «умения царям с улыбкой говорить» правду. Это не значит, что хоть какие-то иллюзии Зеленский испытывал по отношению к тогдашней власти. Но, очевидно, как и повальное большинство граждан того времени, он отдавал должное неведомым силам здравой оппозиции, которую, пусть так скрыто и из-под усмешки, он со своей стороны поддерживал. К тому же этот юмор и формат общения действительно приносил коммерческий доход.

Но вместе с развитием (точнее -- закономерным развалом) псевдоэкономического «социализма компрадоров», совпавшим по времени с утверждением Зеленского как серьёзного солидного бизнесмена и руководителя проекта, градус этого комикования действительно съёживался до ощутимой сатиры. Её тон со временем порой можно было находить даже как открыто развязный. В этом не было острия, направляющего социально-политические преобразования (даже намёка не было), что, скорее всего, связано с личным характером Владимира Зеленского, склонного явно к мягким и эволюционным мерам воздействия, очевидно. Но свободное изображение нравов хозяйствующей верхушки как стада малосоображающих уголовников (бывших или будущих) настраивало весьма весомую причастную к наблюдению за проектом общественность на соответствующий лад.

Очевидно, это отображает и логику развития социально-политического мышления лидера группы Владимира Зеленского. Не надо большим психологом быть, чтобы догадаться, что такой тон передачи был связан с феноменом распада каких угодно «оправдывающих» действующие режимы политиков концепций и связанных с их «исправлением» надежд. К тому времени бизнесмен, барражирующий на грани между статусом среднего и крупного валютного коммерсанта, уже имел возможность удостовериться при личном и опосредованном общении, какого рода оболганному народу план сии служители дум о благополучии народном предуготовили. Чем дальше, тем больше ему, с его свободным самоощущением, с возможностями, достигнутыми собственными талантом и деятельностью, становилось очевидным, что народ ждёт самое страшное из возможного – контролируемое изъятие всевозможных благ и доходов из оборота его возможностей. Обо всём этом «слуги народа» говорят даже не то что с цинизмом, а с каким-то одним им понятном весельем палачей-угнетателей. Весельем «для внутреннего пользователя».

И вот оказавшись в ситуации главного по «высмеиванию» существующих порядков, в момент достижения этого профессионального и социально личного статуса, Зеленский впервые был вынужден задуматься о продуктивных потенциях своего скептического шоу. Точнее, о том, какая перспектива того художественного пространства, которое он и его артисты создают на сцене, не только «собачьи нравы» действующих политиков разбирая, но в теплоте и доверии к нему и его команде разглядывают некое будущее, которое зрителя, как и этих умных, талантливых ребят ожидает.

И на этом этапе поисков реальных здоровых сил реального изменения и проявилось положение Зеленского как «своего среди чужих, чужого среди своих». Нацеленность на москвоцентричность художественных решений вывела его из рядов получающих деньги за утверждение украиноцентричности культуры (всех тех, кто остался в ней). И, неизбежно, открылось, что все, кто живет тут, – все устроены при этой драконовской системе опорожнения финансовой основы общегражданского (вроде бы) блага. Все ненавидят – но все устроены.

И, очевидно, поняв, что реально неустроенного человека из окружающих ему найти очень трудно, помимо (страшная мысль) самого себя, на него это осознание возложило некие жуткие обязательства.

С этого момента, наверное, он попытался решить этот «проклятый» вопрос артистическими методами. Из небытия уже давно существующего советского строя он извлёк колко звучащий ныне анахронизм для сегодняшнего строя «слуга народа» (из известного лозунга «депутат – слуга народа») и нашёл это интересным конфликтным началом для художественной коллизии, драматического столкновения реальности и идеала – в художественном образе президента.

Уверен, что на тот момент никаких мыслей о реальном баллотировании в президентство Зеленский не имел. Для этого все мастодонты отечественного политикума представали слишком весомыми. А чего не отнимешь у Владимира – так это здравости суждения и возможности оценки происходящего. Да и трудно сказать, насколько после – президентский образ в фильме отразился в наро́дном сознании. Но то, что работа над образом отобразилась на самом Зеленском, – очевидно.

Именно он, на мой взгляд, предстал для сознания Владимира Зеленского в неотвязном для всякого человека, если только возникнет перед ним таковой, вопросе: «Если не я, то кто же». Вся практика особого положения его как состоявшейся личности, непривязанности к кланам и внутриполитическим разборкам над сферой влияния – при его существующем взаимоотношении со зрителями, которых он никогда не обманывал, всегда говоря правду, то, что думает, – предполагала, что он должен довести эту ответственность перед ними, поступив так, как считает обязанным. Не стать президентом (это слишком неимоверная мысль для «парня из соседнего подъезда», коим он есть) – а сделать попытку баллотирования на этот пост. Потому что если народ думает так же, как и он (а он научился читать мысли народа профессионально), и если народ чу́вствует так же, как и он (он научился чувствовать народ ещё больше), стало быть, всё в его жизни складывается так, что вся эта фантастика -- неизбежность для его человеческого существа. Это слишком невероятно, чтобы стать правдой, былью, но и именно поэтому, если это вызов жизни, то он должен его принять.

Как известно, реальный опыт весьма опосредованно влияет на идейную жизнь человека. Яркие события внешней реальной жизни зачастую мало влияют на несокрушимое постоянство воззрений, тогда как порой самое малое, едва заметное событие личной жизни приводит в движение огромную махину переосмысления масштабных массивов представлений, сути пережитого и пр. И вся изложенная выше внешняя дорога направленности Зеленского к сегодняшнему положению не может прочитаться как проекция идейного отношения к жизни действующего главы государства. А ведь тему и задачу статьи мы поставили именно эту. Тогда весь набранный массив информации далее мы будем учитывать при решении этой задачи.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 4
Войдите, чтобы оставить комментарий
Ильин
25 Ноября 2019, Ильин

Тут многие возражения уместны. Сложность, сложность, конечно я ощущаю, что сложно написано.

Но тут нужно сделать несколько замечаний. Во-первых, данная (и предшествующая) статья написаны как предвосхищающая выводы третьей статьи - указания конкретных положений того, что я называю в заглавии "идеализмом Зеленского". И, очевидно, если указанное там будет полезным и, ещё лучше, неочевидным - тогда это будет лучше.

Второе - действительно важно показать, что именно самобытный менеджер уникального бизнеса вхож в властные коридоры. И что от этого опыта он не откажется, потому что он у него единственный. Сам мысленный строй креативного медиа-бизнеса - позволяет формировать иллюзию всеобщей сопричастности к любому моменту затрагиваемого им мира. И как продюсер может внедряться в художественный мир своего произведения - так и Зеленский обладает иллюзией подобного регулирующего воздействия.

И третье, про "образованность хочут" я сам думаю, наблюдая излишества стиля. Только припоминается мне Булгаков с его так и называющимся "Они хочуть свою образованность " разоблачительным памфлетом на одну страничку.

- 1 +
Валерий
26 Ноября 2019, Валерий

Самое первое , что я хочу сказать в ответ С. Ильину : спасибо С. Ильину за его ответ . Почти всегда авторы гордо игнорируют мнение читателей используя широко известное высказывание : ничего не вижу , ничего не слышу , ничего никому не скажу . А вот это я считаю отличным дополнением к Вашей статье : " И как продюсер может внедряться в художественный мир своего произведения - так и Зеленский обладает иллюзией подобного регулирующего воздействия. " Сейчас он весь обретается в иллюзорном мире .
Это в том случае , если он действует честно , без умышленного обмана .

- 2 +
Ильин
26 Ноября 2019, Ильин

Да. Но в этом и особенность вообще говоря продюсерства: в нём человек, ответственный за финансовый результат, находится в этом ощущении иллюзорности своего положения на всей стадии от подготовки до выпуска. Фактически, только и его "идея" выступает хоть каким-то обеспечителем успешности, что ли.

Не учитывать это, как и успешный бизнес-багаж действующего президента при оценке его успеха, его поступков я нахожу действительно неправильным. Тут действительно каждый горазд оценивать как угодно. Немного скорректировать такое отношение мне бы хотелось.

- 1 +
Валерий
22 Ноября 2019, Валерий

Моё понимание данной статьи . Есть авторы , показывающие картину окружающего мира
чётко и ясно , терминами и мыслеформами понятными любому ( почти ) человеку , имеющему среднее образование . А есть другие , мысль которых вращается вокруг изображаемого то ли лица , то ли образа , пытаясь максимально дать читателю поток
собственного сознания , а не помочь читателю в максимально возможной степени ОСОЗНАТЬ, затронутое автором явление . Одним словом , как сказала бы Проня Прокоповна : они свою образованность хочуть показать . Может не стоит размещать в
газете материал , где автор желает продемонстрировать своё понимание философии и психологии ?

- 6 +
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка